Україна

Эксперт Владимир Караваев: "Предложения МВД могут привести к ухудшению ситуации на дорогах"

7:00 — 21 грудня 2017 eye 980

Правительство предлагает существенно урезать права водителей, бесконечно расширив при этом полномочия полиции

В Верховной Раде находится правительственный законопроект, предусматривающий радикальное увеличение штрафов за нарушения правил дорожного движения и ужесточение ответственности за пьяное вождение. Кроме того, в документе предлагается существенно урезать права участников движения, расширив при этом полномочия полицейских — общение «сторон», по задумке авторов законопроекта, будет происходить, как в американском кино. К тому же водителю придется уже не просто предъявлять свои документы, а отдавать их в руки полицейскому. Все указывает на то, что времена либерализации заканчиваются…

Законопроект № 7286 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления ответственности за отдельные правонарушения в сфере безопасности дорожного движения», инициированный лично премьер-министром Украины Владимиром Гройсманом, был направлен в Верховную Раду еще в середине ноября. На сегодняшний день он уже включен в повестку дня профильного комитета. Если комитет его одобрит, документ будет вынесен для голосования.

О некоторых аспектах законопроекта «ФАКТЫ» уже рассказывали, но новшеств, подготовленных нашим правительством, в документе гораздо больше. В частности, полицейским хотят предоставить дополнительный повод для остановки транспортного средства на дороге. Напомним, что на сегодняшний день таких поводов девять (см. табл.). Согласно предложенным изменениям, полицейские смогут это делать еще и в случае, «если такая остановка осуществляется в целях проведения осмотра водителя на состояние алкогольного, наркотического или другого опьянения или на состояние пребывания под воздействием лекарственных препаратов, снижающих его внимание и скорость реакции».

Как объясняют авторы законопроекта, это предложено для того, чтобы у стражей порядка появилась возможность эффективнее выявлять пьяных водителей. Так, как это практикуется за рубежом, где полицейские перекрывают определенный участок дороги и проверяют всех водителей подряд на предмет алкогольного опьянения. Такие меры давно зарекомендовали себя позитивно и являются действенным методом борьбы с пьянством за рулем.

Если упомянутое нововведение еще можно назвать нужным и насущным, то многие другие, мягко говоря, вызывают недоумение, так как они существенно ограничивают права и водителей, и пассажиров. Например, общение с полицейскими предлагают проводить по четко прописанному в законе сценарию.

Итак, гражданские водители по требованию полицейского (а те, кто управляет военной техникой, — по настоянию правоохранителя или сотрудника военной инспекции безопасности дорожного движения) будут обязаны:

Таким образом, если законопроект № 7286 будет принят, водителям придется забыть о «вольностях» вроде уточняющих вопросов по поводу причины остановки, просьбы предъявить служебные документы, снимания сотрудника полиции на камеру и тому подобного. Все будет намного жестче.

Более того, не смогут фамильярничать с полицейскими и пассажиры транспортного средства — для них также предусмотрен четкий алгоритм поведения. Пассажиры будут обязаны:

Хотим еще раз обратить внимание: закон — в случае принятия — обяжет водителей уже не предъявить документы полицейскому, а отдать в руки, как практиковалось во времена ГАИ. Это же требование, кстати, подкреплено изменениями к Закону «О Национальной полиции».

Авторы законопроекта предлагают расширить возможности полицейских и при осмотре транспорта. Планируется позволить сотрудникам полиции осматривать не только салон и багажник, но еще и багажный отсек, закрепленный на крыше машины, и прицеп, а также сверять идентификационные номера агрегатов (кузова, рамы и двигателя). В частности, «полицейский во время проведения поверхностной проверки транспортного средства вправе требовать открыть крышку багажника, капот, двери салона, ниши, которые можно осмотреть без их разборки, прицепы и предоставить возможность проверить соответствие идентификационных номеров транспортного средства», говорится в документе.

По мнению правительства, предложенные изменения должны «…создать безопасные условия для участников дорожного движения, сохранить жизнь и здоровье гражданам, а также повысить эффективность влияния на участников дорожного движения с четким определением правовых санкций за совершенные правонарушения».

Законопроект, помимо всего вышеперечисленного, предусматривает радикальное увеличение штрафов — в некоторых случаях в 20 раз (за управление транспортным средством лицами, лишенными прав)! Кроме того, почти в 7 раз повысится штраф за превышение скорости более чем на 50 километров в час и в 3,5 раза — за совершение ДТП и оставление места происшествия. По остальным видам нарушений «прибавка» в среднем составит около 100 гривен, а вот за ДТП, совершенное в нетрезвом виде, вообще будет грозить уголовная ответственность (см. «ФАКТЫ» за 07.12.2017 г.).

Однако далеко не все водители, даже законопослушные и дисциплинированные, разделяют эти предложения Кабмина. Влиять на нарушителей правил дорожного движения невозможно одним лишь необоснованным повышением штрафов (в нынешних экономических реалиях это ударит по самым малообеспеченным). И уж, конечно, не ограничением прав участников движения. Дисциплины можно добиться, обеспечив неотвратимость наказания, пусть и не столь жесткого. То есть нужно создать в стране такие правовые условия, при которых каждый участник движения знал бы, что в случае любого нарушения он понесет наказание. При таком положении дел систематическое игнорирование правил дорожного движения станет просто невыгодным ни водителям, ни пешеходам.

Известный украинский правозащитник, специализирующийся в сфере безопасности дорожного движения, автор книги «100 аргументов против штрафов ГАИ» Владимир Караваев так прокомментировал новые предложения правительства:

— Предложения МВД могут привести к ухудшению ситуации на дорогах. Они абсолютно не влияют на снижение аварийности. С точки зрения безопасности дорожного движения, а следовательно, уменьшения аварийности и смертности, не сделано ничего! Все законопроекты имеют двойную составляющую. Первая — публичная для общества, мол, «вот так мы боремся со смертностью». Я имею в виду поднятие штрафов. Вторая — усиление полномочий полиции, направленное на нарушение прав граждан. Передать полицейскому водительское удостоверение, заглушить мотор, положить руки на руль, выйти из машины, стоять по стойке «смирно» — как все это влияет на безопасность движения?

Справедливости ради отметим, что в законопроекте все же есть рациональное зерно, но парламентариям придется отделить его от плевел — если проект преследует именно заявленную цель. По мнению экспертов, документ требует тщательной доработки. Мы, как всегда, будем внимательно следить за его судьбой и сообщать о происходящих с ним изменениях.

Поводы для остановки транспортного средства*

1. Если водитель нарушил правила дорожного движения.

2. Если есть очевидные признаки, свидетельствующие о технической неисправности транспортного средства.

3. Если есть информация, свидетельствующая о причастности водителя или пассажиров транспортного средства к совершению дорожно-транспортного происшествия, уголовного или административного правонарушения, или же если есть информация, свидетельствующая о том, что транспортное средство или груз могут быть объектом или орудием совершения дорожно-транспортного происшествия, уголовного или административного правонарушения.

4. Если транспортное средство находится в розыске.

5. Если необходимо осуществить опрос водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, уголовного или административного правонарушения, свидетелями которого они являются или могли быть.

6. Если необходимо привлечь водителя транспортного средства к оказанию помощи другим участникам дорожного движения или полицейским или как свидетеля при оформлении протоколов об административных правонарушениях или материалов ДТП.

7. Если уполномоченный орган государственной власти принял решение об ограничении или запрете движения.

8. Если способ закрепления груза на транспортном средстве создает опасность для других участников дорожного движения.

9. При нарушении порядка установки и использования на транспортном средстве специальных световых или звуковых сигнальных устройств.

* согласно Закону Украины «О Национальной полиции»