Події

Борис бурда: «интеллектуальный клуб знатоков в одессе был создан благодаря… Кгб»

0:00 — 23 січня 2008 eye 1218

По итогам 2007 года лучшим игроком популярной телепередачи «Что? Где? Когда?» и обладателем главного приза — «Бриллиантовая сова» — стал одессит Борис Бурда Из досье «ФАКТОВ» Борис Бурда родился в 1950 году. Окончил музыкальную школу, затем — общеобразовательную и далее — теплоэнергетический факультет Одесского политехнического института. В начале 1970-х играл в знаменитой одесской команде КВН, которая дважды была чемпионом Советского Союза. Любит путешествовать, но, как сам признается, не прочь и поваляться на диване с хорошей книгой или на пляже — беседуя с умными и приятными людьми. Увлекается игрой на фортепиано и шестиструнной гитаре, бадминтоном. Практически никогда не расстаЁтся со своим ноутбуком: без него чувствует себя неуютно. Автор нескольких популярных книг по кулинарии, ведущий «вкусных» телепрограмм. Женат вторым браком, есть два сына — Владислав и Георгий, два внука — Дмитрий и Тимофей.

«Что наша жизнь? Игра!» Мало кто знает, что первоисточником этой крылатой фразы было либретто к знаменитой опере Петра Ильича Чайковского «Пиковая дама», написанное братом композитора — Модестом. Но то, что эти слова являются девизом интеллектуальной телевизионной игры «Что? Где? Когда?», знает практически каждый. Как и лучших «знатоков», которые по популярности ничуть не уступают кинозвездам и звездам шоу-бизнеса. Именно такую, всенародную, известность принесла игра и нашему соотечественнику — одесситу Борису Бурде.

Это уже потом он стал известным кулинаром, телеведущим, шоуменом и членом правления Международной ассоциации клубов «Что? Где? Когда?», поначалу же Борис ассоциировался исключительно с человеком, знающим абсолютно все. С легкой руки Владимира Ворошилова, основателя и легендарного ведущего элитарного телевизионного казино, Бориса Бурду стали именовать сначала «живой энциклопедией», а позже — «ходячей», и этот титул прирос к нему намертво. Подтверждение тому — и сотни сыгранных встреч, и несколько «Хрустальных сов» — престижных наград клуба, хранящихся в коллекции одессита. На днях же наш герой стал обладателем еще и «Бриллиантовой совы» — практически «Оскара» клуба!

«Эта «птичка», вручную выполненная из серебра и хрусталя, украшенная 70 рубинами, весит более восьми килограммов!»

- Не подумайте только, что это в честь моего отчества, — улыбается Борис… Оскарович.

- Я и не думаю, ведь достоверно известно, что вы уже второй обладатель чудо-птицы.

- Абсолютно верно! «Бриллиантовая сова» была учреждена в 2002 году, а ее первой обладательницей стала лишь в 2005-м(!) Ася Шавинская  — игрок элитарного клуба из Санкт-Петербурга.

- Что же представляет собой эта «совушка», номинальная стоимость которой целый миллион рублей?

- «Бриллиантовая сова», хотя мне больше нравится «филин», — это главный приз года. В финальной встрече вручается лучшему игроку победившей команды. Эта «птичка», вручную выполненная из серебра и хрусталя, украшенная 70 рубинами, весит более восьми килограммов!

- Как чувствует себя человек, собственными мозгами заработавший миллион рублей? Причем уже не первый…

- Нормально чувствую. Так и должно быть. В идеале, конечно! Мыслящие люди все «неудобные» вопросы житейского плана решают абсолютно спокойно. По предложению капитана нашей команды Андрея Козлова еще до игры мы решили выигранные деньги… поделить. Поэтому все были нацелены на единый результат — выигрыш!

- Когда-то вы сказали, что относите членов телеклуба, скорее, к своим соперникам, нежели к коллегам. А сегодня?

- Мы и до сих пор все же соперники. Среди знатоков есть великие игроки, от игры которых я получаю огромное удовольствие. Это Александр Друзь, Максим Поташев, Федор Двинятин, Ровшан Аскеров, мои капитаны — Андрей Козлов и Татьяна Тарасова. Взять хотя бы состав команды, со счетом 6:4 выигравшей у телезрителей финальную игру 2007 года. Алексей Капустин — профессор из Мариуполя, Николай Силантьев — предприниматель из Твери, Игорь Кондратюк — телеведущий из Киева, Владимир Молчанов — редактор, Андрей Козлов — режиссер и продюсер, оба — москвичи.

- В «телевизионном котле» вы варитесь уже 18-й год! Расскажите какие-нибудь любопытные факты «из истории».

- В 1972 году молодой Владимир Ворошилов вел прекрасную передачу «Аукцион». В ней он выступил пионером отечественной рекламы. Рекламировали кальмары. Они тогда только появились в продаже, но их не покупали, так как не умели готовить. В городе Калинине одна домохозяйка купила кальмары, сварила их, они стали твердыми — и она выбросила их в речку. Вскоре в газете «Известия» напечатали заметку о том, что в реке Оке появились осьминоги. Никто, кстати, даже не додумался посчитать: у кальмаров-то ног десять, а не восемь! Что делает Ворошилов? По просьбе Минрыбпрома, закупившего сотни тысяч банок с кальмарами, в одной из своих передач он показал сюжет, как упаковщик закручивает баночки с этой «диковинкой», и сказал: «Видите, я упаковываю кальмаров в баночки и кладу в одну из них маленький жетончик. Эта баночка уходит в продажу. Тот, кто пришлет ее в Останкино, получит в подарок мебельный гарнитур». Кальмары исчезли с прилавков за два дня! А в следующей передаче вручали гарнитур…

Дальше — больше. Всем в студии раздали по банке кальмаров. «В одной из банок, — сказал Ворошилов, — находятся дорогие янтарные бусы. После того как вы вскроете банку, нашедшему они достанутся в качестве приза». В зале начало твориться что-то несусветное. Народ обливался соусом и обвешивался кальмарами, желая добыть «драгоценность». Наконец вскочил весь в кальмарах счастливчик: «Вот они!» — и продемонстрировал перепачканному залу бусы. Ворошилов обернулся к телекамере и произнес: «В торговую сеть уже поступили банки с кальмарами. В шесть банок мы вложили комплекты дорогих янтарных сережек… » В ту же ночь было вскрыто несколько сотен складов. Надо ли говорить, как народ разметал кальмары в магазинах?! Серьги достались лишь шестерым, а миллионам граждан пришлось просто попробовать неведомого кальмара — не выбрасывать же! Таким, весьма остроумным образом Владимир Яковлевич познакомил огромную страну с продуктом, который до сих пор пользуется большим спросом.

Сам же «Аукцион» весьма скоро закрыли. За «политическую ошибку». К 8 Марта была подготовлена передача, посвященная знаменитым женщинам. И вот, наряду с Екатериной II и Елизаветой Английской кто-то вспомнил премьер-министра Израиля Голду Меир. При наших тогдашних отношениях с Израилем это было просто дико. Печально известный своим антисемитизмом Сергей Лапин, в то время председатель Гостелерадио СССР, в ярости заявил: «Чтобы я эту жидовскую морду на экране больше не видел!» И Ворошилов исчез с экрана, пошел работать театральным художником…

Помню, когда меня и моих друзей принимал президент Азербайджана Алиев-старший, во время встречи к нам подошел министр культуры Полад Бюльбюль оглы и попросил передать Ворошилову привет. Оказывается, они познакомились в театре имени Моссовета, где ставили пьесу «Мезозойская история» по Максуду Ибрагимбекову. Музыку к спектаклю писал Бюльбюль оглы, а сценографию оформлял Ворошилов…

Поскольку на телевидении Владимир Яковлевич появляться не мог, он приглашал домой молодых людей, которые играли в игру с помощью обычной детской юлы. Год он не выходил с этой инициативой, отрабатывал правила игры. В мировой практике ничего подобного не было. Это — сугубо его «изобретение»! И вот 4 сентября 1975 года «Что? Где? Когда?» впервые показали по телевидению. Вел игру Александр Масляков. Немного позже выяснилось, что Масляков занят, вести не может. Тогда-то возникла идея: ведущим будет Ворошилов, но, чтобы не нарушать запрет начальства, — за кадром. С тех пор ведущий «Что? Где? Когда?» всегда за кадром.

«В детстве я был ужасным лентяем, теперь же пашу как вол»

- Правда ли, что вы с Ворошиловым здорово конфликтовали?

- Скорее — он со мной. Причем по сущим пустякам. Просто в игре, помимо эрудиции, должны присутствовать интрига, движение мысли… Самый кайф — это минута обсуждения, когда в споре рождается истина. «Бурда портит игру! Он берет вопросы, которые обсуждать не приходится… » — часто раздражался Ворошилова в начале моей карьеры.

- Борис, время меняет человека?

- Существенно! В детстве я был ужасным лентяем, типичным вундеркиндом, который работал рывками, периодично. Теперь же сажусь и пашу как вол. Сам не ожидал, что так изменюсь с годами. И очень упрямым стал. Это обнаружилось, когда возникла необходимость не пропасть в вихре перемен, кормить семью в новых условиях, а моя основная профессия — инженера-теплотехника — вдруг оказалась никому не нужной. Выручили… книги. Я всегда их любил, с детства. Читать научился в четыре года, причем по собственной методике. Даже знаю, с точностью до дня, дату: 15 ноября 1954 года. Установил ее «задним числом», поскольку первое, что я прочел, было официальное сообщение о смерти Вышинского, опубликованное в газете «Правда».

Отец мой служил, а мать работала врачом в маленьком военном городке, под Баку. Оставлять меня было не с кем. Разве что с кошкой и «Букварем». Поскольку кошку четырехлетний ребенок долго мучить не может: она убегает, оставалось листать «Букварь». Я сам догадался, что и где на картинке изображено: медведь — это буква «М», а где сочный, красный арбуз — это «А»… Потому я не читал вслух, то есть не проговаривал. Кстати, это очень вредный навык — проговаривать прочитанное. Мы ведь не можем очень быстро говорить, а когда «читаем глазами», выходит на порядок быстрее. Лично для меня 500-600 страниц в час далеко не предел.

В 1980-м я прочел книгу Д. Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Решил попробовать его рекомендации на практике и с удивлением обнаружил, что «рецепты» действуют!..

Двадцать лет я работал по специальности — сначала инженером, потом научным сотрудником. Все как положено: статьи, внедрения, книга в 300 страниц, изданная в Москве… А потом началась другая жизнь. Кстати, не так плохо прожить больше одной жизни! (Улыбается. )

«После моего выступления на финальном концерте знаменитый бард Сергей Никитин так хохотал, что под ним развалился стул»

- Как создавался клуб молодых интеллектуалов в Одессе, президентом которого вы являетесь?

- Это очень интересная история. Он появился в результате… запугивания, под воздействием шантажа комсомольского начальства, которое угрожало мне большими неприятностями, если я не соглашусь возглавить клуб «Что? Где? Когда?» в Одессе. Иначе я бы не стал этим заниматься: все мое время уходило на… песни. В рамках объединения молодежных клубов я сочинял авторскую песню, причем с большим удовольствием и некоторыми успехами. Даже помог создать несколько объединений, в частности, джаз-клуб и киноклуб.

В один прекрасный день пригласило меня комсомольское руководство: давай, мол, организуем клуб «Что? Где? Когда?», поскольку передачу эту многие любят. Я согласился: «Хорошая идея! А кто будет им руководить?» На меня посмотрели, как на сумасшедшего: дескать, вправду не понял или прикидываешься? Затем разъяснили: «Ты и будешь!» Я попытался возмутиться: «Работы у меня очень много, еще серьезно увлекаюсь авторской песней, практически не бываю дома… » Мне довольно резко возразили: мы, мол, тебя защищали, заступались перед самим КГБ, который, как известно, не очень-то положительно относится к авторской песне… Выхода у меня не оставалось, ведь авторская песня в Одессе не должна была умереть. Так что одесский интеллектуальный клуб знатоков «Что? Где? Когда?» был создан благодаря КГБ!

- Кстати, об авторской песне. Вы участвовали в ряде фестивалей, были знакомы со многими корифеями жанра…

- Да, видел самых великих — Высоцкого, Окуджаву, Визбора и Галича, но пообщался разок только с Булатом Шалвовичем. На Первом всесоюзном фестивале в Саратове он один предлагал сделать меня лауреатом, остальные были против. После моего выступления на финальном концерте, когда знаменитый бард Сергей Никитин так хохотал, что под ним развалился стул, все до сих пор уверены, что я лауреат того фестиваля. Хотя это совершенно не так! А после следующего концерта, в котором я участвовал, ко мне подошли три человека, и все — с одной и той же фразой Александра Галича: «А как кончил, все захлопали разом, даже первый лично сдвинул ладоши». Я удивился, чего это они все, и мне объяснили: «Тебе сам Окуджава хлопал! А он никогда никому не аплодирует!» Наверное, преувеличивали…

- Нельзя не полюбопытствовать о ваших пристрастиях в еде, ведь вы еще и самый эрудированный мэтр кулинарии.

- Ой, не люблю этого вопроса. Началось все, наверное, с уважения к кулинарии в доме моих родителей: мама готовила прекрасно, но папа — еще лучше. В праздники он выживал маму из кухни и священнодействовал сам. А может быть, с того, что уже с ранних лет я, приходя из школы, пытался не только разогревать еду, но и сам что-нибудь приготовить сначала яичницу, затем — котлеты…

Мне больше нравятся необычные и яркие блюда, которые готовятся быстро и из небольшого количества продуктов. А вот многокомпонентные, из которых почти всегда можно что-то исключить, не люблю: если уже исключил что-то одно, то можно — и все остальное… Один из «китов» кулинарии, знаменитый Вильям Васильевич Похлебкин, человек сложной душевной организации, испытывал постоянный страх, что его кто-то отравит, и потому он, ученый, историк, доцент кафедры геральдики, всегда готовил себе сам. В результате из-под его пера вышло более 60 кулинарных книг — и он стал одним из самых известных русских кулинарных писателей.

- Вы решили не отставать?

- В плане опасений — их нынче великое множество, а по части кулинарных изданий мне его никогда не догнать!

- В человеке какое качество считаете наиболее важным?

- Когда ты поддерживаешь с кем-то отношения, важно не то, какими способностями человек обладает, а соблюдает ли он определенные правила. Так что порядочность и честность старше ума.

- И, наконец, на что собираетесь потратить выигранные в финальной игре деньги?

- На что-нибудь ненужное, но очень приятное. А самое приятное — это неожиданные радости, которых вроде и не ждал, а они происходят. Примерно такой радостью явилась для меня «Бриллиантовая сова».