Події

«если бы мой девятимесячный сын сидел, а не лежал в коляске, то от него не осталось бы и мокрого места! « -

0:00 — 24 січня 2008 eye 349

говорит Елена Ишматова, мама маленького Миши, чудом выжившего после того, как кабина лифта при открытых дверях(!) поехала вниз. Решается вопрос о возбуждении уголовного дела против должностных лиц лифтового хозяйства Запорожья

22 января Мишеньке Ишматову исполнилось девять месяцев. О том, что этого маленького дня рождения могло и не быть, родные малыша стараются не думать. Две недели назад едва не случилось непоправимое: когда коляска со спящим внутри мальчиком находилась между открытыми дверьми лифта, кабина вдруг поехала вниз… Помяла верх, сломала колеса, практически сложила коляску пополам и только тогда остановилась. В последнюю секунду Лена успела выдернуть сына из-под «пресса»…

«Мне просто повезло. Завтра в этом лифте поедет кто-то другой, и тогда без человеческих жертв не обойдется»

Именно благодаря этому ребенок остался жив. Самое же возмутительное, что виновных в поломке, которая едва не унесла жизнь маленького мальчика, найти невозможно. Ни жэк, ни мастера по обслуживанию лифта не считают себя причастными к этому происшествию, обвиняя во всем «нерасторопную мать, нарушившую правила пользования лифтом». Возмущенные родители обратились с заявлением в прокуратуру. Там сообщили, что работники «Лифтсервиса» сняли со злополучного лифта электронное оборудование и направили на диагностику в Киев. Именно от заключения специалистов о причине поломки зависит, будет ли возбуждено уголовное дело против должностных лиц. Пока же Лена с маленьким Мишей ходят на прогулки и поднимаются домой на восьмой этаж… пешком.

- В тот день с сыном гулял свекор, — рассказывает Елена Ишматова, энергичная молодая женщина. На руках у нее вертится очаровательный зеленоглазый малыш, тот самый Мишенька. Не выпуская из рук любимую игрушку — мобильный телефон, ребенок внимательно слушает мамин рассказ и вроде бы понимает, что речь идет о нем.  — Связи из нашей квартиры с домофоном нет, поэтому мы просто созвонились, и я вышла встретить родных на лестничную клетку. Дедушка вышел из лифта первым, а я стала вывозить коляску. Как вдруг почувствовала, что кабина поехала вниз! Я закричала, стала звать на помощь. Мы со свекром попытались выдернуть коляску, в которой спал Мишенька. Но ее намертво прижало. Колеса уже провалились внутрь, крышей кабины, как прессом, стало сминать капор. В последний миг я успела выхватить замотанного в «конвертик» сына, и лифт, раздавив остатки коляски, остановился. Если бы мой мальчик не лежал, а сидел, от него не осталось бы и мокрого места!

Прижимая к груди испуганного малыша, Лена зашла в квартиру. Выпила успокоительного, поплакала и решила, что с этим нужно что-то делать.

- Я могла потерять ребенка, — тихо говорит Елена.  — Сегодня мне просто повезло. Завтра в этом лифте поедет кто-то другой, и без жертв может не обойтись. Поэтому безразличия и безнаказанности в таких делах быть не должно.

Представители ПРЭЖО (производственного ремонтно-эксплуатационного жилищного объединения) N 7 и «Запорожлифтсервиса» прибыли только вечером. Осмотрели поломку и… набросились на Лену с упреками.

- Меня обвинили в том, что я не соблюдала правила эксплуатации, — объясняет женщина.  — Мол, строжайше запрещено везти в лифте ребенка в коляске, а можно — только на руках. Но ведь если едешь сам, то придется одной рукой тащить коляску, другой — малыша. А если дитя еще грудное, ни головку, ни спинку само не держит — так можно стукнуть его обо что-то! Да и вообще, какое отношение имеет то, где находился мой ребенок, к самопроизвольному движению кабины?

Вопрос, что называется, не в бровь, а в глаз. Интереснее всего на него ответил начальник ПРЭЖО N 7 Анатолий Жаров.

- Надоела мне эта Санта-Барбара, — возмущался в трубку Анатолий Федорович.  — Пишут эти журналисты, пишут, а мне потом в прокуратуре объясняться! А ведь дело-то яйца выеденного не стоит! Никакому ребенку ничего там не угрожало! Ну, застряли в лифте, так не надо пихать туда коляску, которая по ширине, как «Мерседес», и не пролазит туда! Надо поднимать отдельно детей, отдельно коляски. Сама не справляется — для этого муж есть. Не хочет муж — пусть бы меня попросила, я бы приехал и поднял бы эту коляску!

На этой фразе наш конструктивный разговор с начальником ПРЭЖО N 7 завершился. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в произошедшем жилищное объединение не виновато и нести ответственность за это не собирается. Еще более решительно был настроен субподрядчик ПРЭЖО — ООО «Запорожлифтсервис N 5».

- Когда мы приехали, никаких детей в этой коляске не было! — заявил «ФАКТАМ» директор предприятия Анатолий Полищук.

- Вы хотите сказать, что мальчика должны были продержать три часа в расплющенной коляске, чтобы вы убедились, был ли он там действительно? — не поверила я своим ушам.

- Рассказать можно все, что угодно. Вполне вероятно, что ребенка там вообще не везли. И коляска ведь тоже осталась целая. Было бы из-за чего шум поднимать!

- Какая же она целая? Оторвана ось, вывернуты колеса, сплющен верх… Я видела ее в коридоре квартиры Ишматовых два часа назад!

- Фиксировать это все надо было, фиксировать! Так вопросы не решаются. Коляску они могли и потом изуродовать. Хоть танком переехать!

«Этот лифт — один из самых лучших в районе. У него все кнопочки и пружинки целые!»

Мягко говоря, несостоятельные аргументы директора «Запорожлифтсервиса N 5» наталкивают на мысль, что разбираться и всерьез заниматься проблемой никто не будет. А ведь этот случай в Запорожье уже не первый. Три года назад в одном из домов на улице Товарищеской мужчина поднимался с пятилетней дочерью домой. Произошла ситуация, аналогичная нынешней: кабина поехала вниз при открытых дверях. Только, в отличие от происшествия в семье Ишматовых, там исход был, к несчастью, совсем другим: кабина фактически перерезала человека пополам, и двери захлопнулись. Прийти на помощь было некому. Спасатели приехали к лифту через четыре с половиной часа. Все это время девочка была заперта в кабине с половиной тела своего мертвого отца…

- Я знаю об этом случае, — печально кивает головой заместитель мэра по жилищно-коммунальному хозяйству Василий Баздырев.  — Но тогда дело каким-то образом утихло. Комиссия решила, что просто старый лифт вышел из строя…

- Дисциплинарных наказаний, равно как и уголовного дела, удалось избежать. И все начальники и заместители остались на своих должностях…

- Да не было этого! — возмутился директор ООО «Запорожлифтсервис N 5» Анатолий Полищук.  — Это все напридумывали. Притянули за уши непонятно что! Наше предприятие существует всего четыре года, так что я бы знал о таком случае.

- Но правоохранители подтвердили этот случай. Вы хотите сказать, нас обманули?

- Да запросто! Я уже не раз в этом убеждался, — все больше возмущался Анатолий Адольфович.  — А относительно этого случая, из-за которого вы приехали, то это вообще непонятно что! Лифт был в исправном состоянии! Почему он поехал — неизвестно. Но мамаша подняла на ноги всех, вызвала и милицию, и прессу. Мне же сообщили только в шесть вечера, через три часа после того, как все случилось.

- А чем бы вы могли помочь? — удивляюсь.  — Точно так же приехали бы и сказали, что не знаете, в чем причина поломки. Разве что на три часа раньше!

- Да при чем тут «помочь»? Не собирался я никому помогать. В данном случае я действительно не знаю, почему так произошло. Но бывают же ситуации, когда мы делаем то, чего не может ни пожарная служба, ни МЧС! Например, вытаскиваем людей из лифта.

- Да вы же не о том говорите, — не выдержал нашего препирательства заместитель мэра Василий Баздырев.  — Ведь лифт поехал не из-за того, что женщина ребенка держала не на руках? Почему он произвольно двинулся с места?

- Василий Григорьевич, не знаю! — развел руками Полищук.  — По идее, не должен был. Может, какая-то заводская недоработка. Хотя он уже 15 лет пашет. И без проблем! Да вы знаете, что этот лифт — один из самых лучших в районе. У него все пружинки, все кнопочки целые!

- Но если произошла поломка, то кто-то же должен нести за это ответственность? — в который раз пытаюсь выяснить вопрос я.

- Это не ко мне! — заявил Полищук.

- И не ко мне, — поддержал его главный инженер ПРЭЖО N 7 Игорь Деменко.  — Теоретически там все было в порядке. В частности, мы проверяли блокировку, которая не позволяет лифту двигаться, пока открыты двери. Никаких поломок там не обнаружили.

- Найдут, в чем причина, — найдут, кого наказывать, — подытожил Анатолий Полищук.  — Если комиссия скажет, что мы виноваты, тогда будем отвечать. А пока говорить не о чем.

В результате нашей чрезвычайно «содержательной» беседы я поняла главное: защищая свои насиженные годами кресла, наши должностные лица не обращают внимания на такую мелочь, как угроза жизни человека. В любом случае хорошо то, что хорошо кончается. Самое важное, что маленький Мишутка остался жив и здоров.

- Сразу после случившегося мы отвезли ребенка в больницу, — говорит его мать Елена.  — Нейрохирург сказал, что видимых повреждений нет, однако понаблюдать за малышом нужно: все-таки он перенес нешуточный шок.

Судя по всему, Мишенька чувствует себя неплохо. Он «помогает» маме управляться с микроволновкой, стиральной машиной, феном, разбирает машинки старшего брата Ильи, лакомится любимой тыквенной кашкой…

Злополучный лифт до сих пор не работает. По утверждению директора «Запорожлифтсервиса Ь 5» Анатолия Полищука, сейчас кабина находится под наблюдением электромеханика, который время от времени запускает ее в работу. Соседи Ишматовых после случившегося предпочитают ходить пешком.

- У меня не появилось никакой фобии, — пожимает плечами Елена.  — Когда мастера все окончательно починят и запустят лифт в работу, я, как и раньше, буду им пользоваться. Правда, искренне надеюсь, что в Киеве разберутся, почему же кабина сама поехала, и больше такого не повторится.

P. S. К сожалению, относительно последнего Лена оказалась не совсем права. Когда в назначенный день она вместе с адвокатом пошла в городской гостехнадзор и Запорожский экспертно-технический центр за результатами диагностики, ей сообщили, что… электронное оборудование лифта в Киев никто не отправлял и они впервые слышат о том, что кто-то занимается проверкой по данному вопросу. Остается только догадываться, кому в этой истории выгодно побыстрее замести следы.