Вчера в Петербурге похоронили знаменитого актера Игоря Дмитриева
В полночь 26 января перестало биться сердце известного российского актера Игоря Дмитриева. 80-летний Игорь Борисович не выдержал второго инсульта. В 2006 году актер уже перенес кровоизлияние в мозг и последнее время болел. Совсем не снимался в кино, лишь изредка появлялся на театральной сцене.
Дмитриев был одним из самых снимаемых актеров. В его послужном списке больше 120 картин и десятки театральных работ. Первым его грандиозным успехом стала роль Евгения Листницкого в фильме «Тихий Дон». Затем были «Гамлет», «Звезда пленительного счастья», «Собака на сене», «Стакан воды», «Приключения принца Флоризеля» Даже небольшие эпизодические роли у актера получались блистательно (Орлович из «Покровских ворот» или князь Леопольд из «Сильвы»). Игоря Дмитриева часто называли «главным аристократом СССР» и «человеком из «серебряного века». А ведь он и вправду благородных кровей. Анна Павловна Шерер, та самая — из романа Льва Толстого «Война и мир» — была прапрабабкой актера.
Весть о смерти Игоря Дмитриева для режиссера Леонида Нечаева, снявшего «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Проданный смех», стала полной неожиданностью.
- Леонид Алексеевич, Дмитриев ведь снимался у вас в сказке «Проданный смех»?
- Да-а, а история нашего знакомства оказалась весьма удивительной. В конце 70-х мы были на фестивале в Душанбе и очень подружились. Я приехал туда с фильмом «Примите телеграмму в долг». Сказал Дмитриеву, что собираюсь снимать детский фильм «Проданный смех» и очень хочу, чтобы одного из соратников отрицательного героя — барона Треча — сыграл он, поскольку мне нужен был злодей-интеллигент. Игорь Борисович подходил на эту роль идеально. Поговорили и забыли. И вдруг спустя несколько лет я ему звоню: «Ну что, Игорь? Настало время » — «Какое время?» — «Помнишь, мы с тобой под чинаром (дерево семейства платановых. — Авт. ) сидели, выпивали, и я тебе предложил роль?» — «Ни фига-а-а себе! И ты помнишь?» — «Конечно, помню. Я же обещал тебе!» Игорь удивительно играл, просто потрясающе! Он вообще какой-то старой формации! Все делал от души, истово!
- Импровизировал на съемочной площадке?
- Постоянно и очень много! Как человек мудрый делал это так хитро, что ты верил, будто сам все придумал. А еще Игорь был невероятно дисциплинированным. Ни о каких опозданиях на съемочную площадку и речи не было. Он никогда не появился бы, не зная текста или выпившим. Был очень компанейским и прекрасно рассказывал анекдоты! Великолепно, с юмором! Просто чудо-человек.
- Последний раз мы с Игорем Борисовичем виделись на даче, — вспоминает актер и певец Михаил Боярский. — Позапрошлым летом, когда он был еще здоров. У нас дачи рядом, мы часто заходили друг к другу в гости. Это небольшая замечательная деревушка под Питером — у нас там образовалось такое актерское гетто. Потом случилось несчастье — Дмитриев перенес инсульт. Больше двух лет болел. А познакомился я с Игорем Дмитриевым, когда еще только учился ходить. Да-да, он ведь работал в Театре Комиссаржевской вместе с моим отцом. Я знаю его с рождения. Когда только научился говорить, называл Игоря Борисовича не иначе, как дядя Игорь.
- Вы ведь встречались и на съемочной площадке. Дмитриев был легким партнером?
- Он не может быть тяжелым партнером. Мы с Игорем Борисовичем снимались в трех картинах: «Собака на сене», «Дон Сезар де Базан» и «Тартюф». Это большой мастер, который делает все для того, чтобы получился ФИЛЬМ, а не его роль! Поэтому и его отношение к тому, что происходит на площадке, было идеальным. Он всегда помогал, давал советы. Это актер с великолепной фантазией, без претензий. А как пел?! Он серьезный труженик, никогда не считал себя звездой. Его уход — большая потеря не только для меня лично, но и для города, всей страны. Актеров такого амплуа, с таким воспитанием, отношением к работе, старой закваски уже просто не осталось. Ведь изменилось время, скорость Если сейчас за день снимают целую серию, тут особо не подготовишься. Он же подходил к работе над ролью тщательно, усердно, профессионально, подключал к созданию образа огромное количество литературы, необходимой для того, чтобы улучшить материал.
- Что, пропадал в библиотеках?
- Мог просиживать там днями. Изучал, анализировал, пропускал через себя. А еще долгие часы проводил с гримерами, работая над созданием какого-либо образа в кино или в театре. Обсуждал с художником по костюму несколько вариантов, предлагал свои. Да и в сценарии часто вставляли его текст, потому что идеи Игоря Борисовича всегда были кстати. Дмитриев — человек опрятный, аккуратный, вежливый, эрудированный, начитанный
- Мы снимались с Игорем Борисовичем в одной из его последних картин «Романовы. Венценосная семья», — рассказал «ФАКТАМ» по телефону народный артист России Владимир Конкин. — А знакомы давно, еще с тех пор, когда я начинал свою кинокарьеру, снявшись в фильме «Как закалялась сталь». Мне предложили роль в картине Кончаловского «Романс о влюбленных». Я оказался на «Ленфильме». Это был конец теперь далекого 73-го года. Дмитриев уже тогда был очень популярным. Мы встретились в кафешке «Ленфильма», Игорь сказал очень хорошие, добрые слова напутствия. Хотя наше знакомство носило шапочный характер, Игорь проявлял ко мне интерес как к молодому актеру. Это сейчас ЗВЕЗДЕЙ так много, что просто неба не видно, а тогда все было проще. Люди популярные к своей узнаваемости относились нормально: без идиотизма.
Время от времени мы встречались с Дмитриевым, наши с ним разговоры носили все более товарищеский характер. В Киеве, на фестивале «Стожари», мы вместе заседали в жюри. В Петербурге он приходил на мои спектакли и в Москве захаживал. Он не навязывал свою дружбу, был ровен со всеми. Но мне дорого и приятно, что из этой ровности меня, как и некоторых других актеров, выделял. Мне даже неловко об этом говорить, потому что могу показаться нескромным: мол, я такой хороший.
- Его не зря называли главным аристократом советского кино!
- Что вы, вот эта пор-рода актерская — она чрезвычайно редко встречающийся элемент в творчестве даже среди о-о-очень хороших артистов. Михаил Ульянов был гениа-а-альный артист, но не такой породистый, как Дмитриев. Порода — она либо есть, либо нет. К примеру, величайший актер Николай Гриценко: сын пасечника, но играл князей и графов так, что трещали любые подмостки. Вот это действительно лучик божественного проявления, когда человек смог состояться. В этой жесточайшей мясорубке остаться пор-родистым, прекра-а-асным Артистом очень сложно. Это наука великая. Далеко не каждому дано.
Игорь Борисович всегда расположен к людям, но при этом он был очень избирателен! Не любил всякие панибратские штучки. Мог и руки не подать, и в глаза посмотреть ТАК, что человек столбенел. Я был пару раз свидетелем, когда чью-то излишнюю прыть он осаждал в одну секунду. Но всегда интеллигентно. Это потом, за рюмочкой, мог сказать крепкое слово. Но совершенно без злобы.
- Значит, и посидеть мог, и выпить?
- Ну-у, в рюмочке-другой коньячку себе не отказывал. Это был его напиток, он его любил и знал толк в нем!
- Говорят, аккуратистом и модником был большим.
- Думаю, основную часть своих заработков он тратил на себя. Всегда импозантен, от него чудесно пахло безумно дорогими парфюмами. Его никто не видел в мятом костюме. Хорошо одет, даже в памятные советские времена тотального дефицита. Спасало то, что он часто снимался за рубежом, где можно было накупить всякой всячины. Вообще, власть к Дмитриеву всегда благоволила, хотя он политикой не интересовался.
- Игорь Борисович сильно болел в последнее время?
- В ноябре позапрошлого года я позвонил Игорю домой, а он с трудом ворочает языком, бедолага!.. Просил его прийти на свой спектакль «Собачье сердце», но не мог разобрать, что он отвечает. Я не знал, что у него был инсульт, представляете? Даже, грешным делом, поначалу подумал, что доза коньячку лишняя. А потом, когда узнал от друзей, что у него беда, — стало дурно. У Саши Белявского такая же проблема — он только сейчас начинает понемногу говорить после инсульта. Это очень страшно! Я с вами сейчас беседую, а у меня прямо мороз по коже бежит, ведь мог Игоря обидеть, не понял, что он мне отвечает.
- На спектакль он так и не пришел?
- Нет. Он жил один, у него не было ни домработницы, ни помощницы Я, например, никогда не слышал от него про жену, детей. Достаточно скрытный человек. А может, просто сдержанный. Личная жизнь актера — тайна за семью печатями. Со своей женой Ларисой Ивановой прожил вместе 30 лет. Они учились в одном классе, за одной партой сидели. Война разметала их по разным городам, но встретились в Москве. Поженились, родился сын Алексей. Впоследствии он закончил отделение восточных языков Ленинградского университета и 20 лет назад уехал в Америку. У Алексея 13-летние дочери-близняшки. В 1998 году не стало Ларисы. Ее смерть стала для Игоря Борисовича страшным ударом.
- На похоронах друга были, Владимир Алексеевич?
- Не смог поехать в Питер проститься, у меня в Москве супруга больная, не отхожу от нее. Но один из моих сыновей живет в Петербурге. Он был на похоронах. Игорь достойно вел свой челн и был хорошим капитаном. Но любому капитанству, увы, приходит конец. Вот и Игореша ушел