Иначе образовывается рубец, ткани растягиваются, человек задыхается при каждом шаге. Приходится делать сложную операцию
- Боль в груди была практически невыносимой, но я старалась ее перетерпеть, не обращала на нее внимания, — рассказывает 52-летняя киевлянка Ольга Витальевна. — Позволила родным вызвать «скорую» почти через сутки после того, как начало болеть сердце. Даже мысли не допускала о том, что у меня может быть инфаркт! У кого угодно, только не у меня. Ошибалась. «Скорая помощь» доставила меня в инфарктное отделение, в реанимации которого я провела две недели.
Но и после возвращения домой женщине легче не стало. Каждый шаг приводил к усталости и одышке.
- Когда меня выписывали из клиники, сказали: нужно обязательно проверить состояние сосудов с помощью коронарографии, — продолжает Ольга Витальевна. — Только после этого можно решить, какое лечение назначить дальше.
- Чтобы провести такую процедуру, мы вводим пациенту в сосуды сердца контрастное вещество, благодаря чему видим на экране их проходимость, — объясняет руководитель отдела эндоваскулярной хирургии и ангиографии Института хирургии и трансплантологии АМН Украины доктор медицинских наук Сергей Фуркало. — Коронарографию нужно сделать в течение шести часов после появления первых симптомов инфаркта. Чем раньше, тем лучше. Прямо во время обследования можно убрать тромб, закупоривший кровеносное русло, расширить суженные сосуды с помощью стентов — металлических «пружинок». В таком случае сердце удастся спасти. Если нет возможности сделать коронарографию, значит, нужно срочно вводить тромболитические препараты, которые растворят сгустки крови, забивающие сосуды. Это тоже помогает минимизировать вред, который наносит инфаркт сердечной мышце. Однако пациент должен помнить: лекарства убирают тромбы, но холестериновые бляшки, которые и приводят к закупорке сосудов, остаются. С ними придется бороться после острого периода.
Врачи отмечают, что люди не только не знают о симптомах инфаркта, но даже при появлении неприятных ощущений, которые должны насторожить, не обращают на них внимания.
- Как правило, человек надеется, что болезнь обойдет стороной, коснется соседа, коллегу, знакомого, но только не его лично, — продолжает Сергей Фуркало. — К врачам чаще всего обращаются, когда болезнь уже запущена, терпеть боль невозможно или настаивают родственники. Каждый человек должен знать: инфаркт проявляется сильной загрудинной болью, давящими ощущениями, жжением. Незамеченным, как правило, такой приступ не бывает. Больные ишемической болезнью сердца, ее еще называют коронарной болезнью, понимают, что резкое ухудшение их состояния здоровья — повод для срочного обращения к врачам.
Через 12 часов после появления первых симптомов перечисленные выше скоропомощные методы уже не эффективны.
- Начинает образовываться рубец на сердце, — говорит Сергей Фуркало. — То есть мышца частично теряет эластичность, ткани омертвевают, не могут перекачивать кровь так, как это нужно. Поэтому человек после лечения от инфаркта не чувствует себя хорошо. У него может быть сильная одышка, любое движение тут же вызывает усталость. Именно это произошло у Ольги Витальевны. Чтобы определить тактику дальнейшего лечения, нужно обследовать сосуды. Даже если в результате лечения тромб рассосался, сужение все равно осталось. Кроме того, бывает, во время коронарографии мы выявляем появившееся после инфаркта расширение мышцы сердца — аневризму, которую хирургам приходится удалять в ходе операции. Я всегда предупреждаю таких своих пациентов: если всего этого не делать, качество жизни будет ухудшаться с каждым днем.