Жители Хмельника Винницкой области Александр Краевский и Игорь Камбаров вытащили из реки двоих второклассников, провалившихся под лед. К сожалению, один из мальчиков погиб После уроков второклассники Хмельникской общеобразовательной школы Ь4 Винницкой области Павлик Бычок и Филипп Петрук решили прогуляться. С привычной дороги домой мальчишки свернули в противоположную сторону — к реке. Они радовались маленьким снежинкам, кружившим в чистом морозном воздухе, и любовались чудесными видами небольшого притока Южного Буга. Немного покатавшись на речном льду, друзья направились к стволу брошенного в реку дерева, окованного ледяным панцирем. Попрыгав по дереву, добежали до его края, выходившего почти на середину реки, и тут же один за другим упали в воду. Откуда ж им было знать, что бурное течение под тонкой ледяной коркой вымыло промоину? К тому же реку припорошил снежок
- Я как раз был во дворе — хлопотал по хозяйству, затем помыл машину,- рассказывает житель Хмельника Александр Краевский. — Сильно замерз и поспешил в дом, чтобы согреться. Но вдруг услышал доносившиеся со стороны реки крики. Сначала подумал, соседские девочки-погодки резвятся. Но тут же услышал отчетливее: «Помогите! Помогите!». Взглянул на темную полоску реки, протекающую в низине у нашего дома, и обмер — в ледяной воде барахтались двое ребятишек. Схватив в гараже полусдувшуюся резиновую лодку и веревку, бросился на помощь тонущим мальчишкам, на ходу крикнув жене, чтобы звала соседей
Только с этой китайской лодкой мне не повезло — ее дно сразу же обрезало льдиной и унесло куда-то, а я провалился в ледяной омут. Хорошо еще, что успел бросить веревку одному из мальчиков, находящемуся метрах в четырех от меня. Он ухватился за нее, и я крикнул, чтобы другой рукой он подтянул своего приятеля. Но парнишка, видимо, совсем обессилел и пошевельнуться в ледяной воде не мог. Мне удалось чуть-чуть приблизить его к разделявшей нас льдине. Но в тот же миг конец веревки, за который держался мальчик, ослабел — рука ребенка безучастно сползла в воду.
Как же добраться к нему? «По лестнице!» — будто шепнул кто-то свыше. Не знаю, где взялись у меня силы выскочить на берег. Крикнул ребятишкам «Держитесь!» и побежал за лестницей. Отчетливо понимал, что каждое потерянное мгновение могло стоить детям жизни. Поэтому уже через минуту я полз к одному из мальчиков по брошенной на лед лестнице. Увы, вместе со мной она провалилась в воду Но я был рядом с тонущим! Лица мальчика я не видел — оно было погружено в воду, но в ушах у меня стоял его отчаянный крик: «Дяденька, мы не выдержим!» На этот раз мне удалось подхватить пацаненка. Подсадил его на лестницу, которую удерживали на берегу прибежавшие соседи. Но он опять сполз в воду, и мне снова пришлось подсаживать его на лестницу.
- Мы со свекровью Марией Ивановной прибежали вслед за Сашей к реке с досками, дверью и ночвами (длинная посудина с расширенными кверху стенками для хозяйственных нужд. — Авт. ),- рассказывает жена Александра Леонтина. — Увидев, что в реке плавают куски коры и ветви деревьев, я посоветовала ребятишкам хвататься за эти «поплавки» и ждать помощи. Но деревянные обломки тут же тонули, как только мальчики протягивали к ним посиневшие ручонки. Мы так обрадовались, когда Саше удалось вытянуть на берег одного из мальцов! Я видела, как ему тяжело, как он обессилел. Спасибо соседу Игорю Камбарову. Прибежав на берег, он бросился в ледяную воду и вплавь добрался к другому мальчику. Схватил бедняжку за ворот куртки и буквально забросил на лестницу, где его подхватили чьи-то руки. Собравшимся на берегу мужчинам пришлось спасать и нашего юного соседа Олега Шарапова. Отважный парнишка! Проходя мимо по дороге и увидев, что Саша пытается спасти тонущих ребятишек, он, на ходу сбросив куртку, спросил, глубоко ли здесь, и тут же нырнул в воду. Видимо, не рассчитал свои силы, поэтому его самого пришлось спасать. Соседи помогли выбраться из реки и моему Саше. Он тяжело и как-то отрешенно ступал по берегу. Из мокрой одежды стекала вода. Брюки спустились, но у него не было сил даже поднять их. Я попыталась подойти к нему, чтобы помочь, и не смогла сдвинуться с места. Из-за ужасных переживаний словно окаменела. А когда в моих руках оказалась мокрая тетрадка из портфеля одного из ребят, мне не удалось прочитать имя и фамилию школьника, которому она принадлежала. Буквы сливались перед глазами
- Укладывая холоднющего мальчика на лестницу, я обратил внимание, что он приоткрыл глаза и попытался пошевелить синими губами, — замечает Игорь Камбаров. — «Живой!» — обрадовался я, осознав, что сделал все для спасения парнишки. Лишь тогда спохватился, что и самому надо как-то выбираться из этого жуткого, словно тысячей иголок колющего холода. Сразу вспомнилось, что много лет назад сам, будучи вот таким же несмышленышем, провалился под лед в этом же месте! Булькнул в реку, возвращаясь домой после прогулки на лыжах. Правда, тогда мне удалось выбраться на льдину самостоятельно. Прибежав домой, очень обрадовался, что мамы нет. Помню, быстро переоделся, выпил горячего чаю, просушил вещи. Только теперь, по прошествии многих лет, поведал родным о своей «страшной» тайне. Мама возмущалась, стала расспрашивать, что еще такого я от нее утаил?
К месту происшествия прибыла скорая помощь, и мальчиков занесли в машину в мокрой одежде, покрытой ряской и водорослями. Переодевать их некогда было, ведь каждая секунда дорога! На берег примчались и бойцы оперативного подразделения Хмельникского районного отдела по чрезвычайным ситуациям ГУ МЧС Украины в Винницкой области. Как оказалось, обеспокоенные судьбой детей и их мужественных спасителей собравшиеся на берегу люди совершенно забыли о необходимости сообщить о происшедшем профессиональным спасателям.
Когда пострадавших увезли, все начали расходиться по домам. Мужчины после погружения в ледяную воду почувствовали ужасную боль во всем теле, поэтому волновались, выдержат ли эту боль спасенные ими мальчики? Мужчин отпаивали самогоном и целебными травяными чаями, растирали настойкой живокоста.
- По дороге в больницу медики делали детям искусственное дыхание, — сообщил заведующий отделением анестезиологии, интенсивной терапии и реанимации Хмельникской центральной районной больницы Винницкой области Владимир Петренко. — Пока везли мальчиков, мы приготовились, чтобы оперативно оказать им реанимационные мероприятия. Работали две бригады врачей. Увы, паренек постарше на вид и поплотнее был без признаков жизни. Но мы, надеясь на чудо, принялись делать ему наружный массаж сердца. Освободив дыхательные пути от водорослей и ряски, подключили к аппарату искусственного дыхания. К сожалению, наши усилия оказались безрезультатными — сердце ребенка так и не заработало. Его тело оставалось холодным и синим, зрачки расширились, изо рта пошла пена, что свидетельствовало об отеке легких. Видимо, он сильно нахлебался речной воды. Дыхательные пути заполнились ею, и снабжение организма кислородом прекратилось, а это привело к потере сознания и остановке сердца. Для такого маленького ребенка достаточно резкого переохлаждения, чтобы произошла внезапная остановка сердца.
Другой мальчик был на грани жизни и смерти: без сознания, сердечный ритм замедлен — до 45 ударов в минуту, самостоятельно дышать не мог и лишь время от времени издавал одиночные всхлипывания. Сначала руками, а затем специальным отсосом мы очистили его дыхательные пути от накопившихся в них ряски и других посторонних предметов. Подключили к аппарату искусственного дыхания, затем осторожно и постепенно стали согревать пострадавшего одеялами и грелками. С помощью медикаментов поддерживали сердечную деятельность. Позаботились о насыщении крови кислородом.
Из Винницкой областной детской клинической больницы медики вызвали торакального хирурга, который с помощью специальной аппаратуры еще раз тщательно просанировал дыхательные пути ребенка. Особенно пострадало правое легкое — оно оказалось полностью выключенным из функции дыхания. Но постепенно маленький пациент раздышался, его легкие стали прослушиваться. Поздно вечером парнишка пришел в себя. На следующее утро начал говорить — рассказал, что его зовут Филипп, в какой школе учится, о том, что у него есть мама, папа, маленький брат. Только совершенно не помнил, что с ним произошло. Частичное нарушение памяти возникло в результате стрессовой ситуации.
- Этого ребенка мы вернули с того света,- заметил главный врач Хмельникской центральной районной больницы Владимир Сывак. — На подобные экстремальные случаи у нас всегда заготовлен запас соответствующих медикаментов, и в этот раз мы использовали его полностью. Мальчик уже переведен из реанимации в детское отделение. Следим за его сердцем, печенью, почками, которые были вовлечены в эту ужасную стрессовую ситуацию и сильно пострадали. Кроме того, с ребенком работает опытный психолог, ведь происшедшее сказалось на его психическом состоянии. Считаю, случившееся должно стать уроком для всех. Родителям следует хорошенько подумать, стоит ли отпускать таких маленьких детей одних, без присмотра. Ведь их сознание еще не на том уровне, чтобы соблюдать порядок и дисциплину.
Филипп пока не знает, что его друга Павлика больше нет в живых. Родители Филиппа, тяжело пережившие гибель друга своего сына, не знают, как сообщить мальчику об этом.
- В тот день за нашей одноклассницей Юлей приехал дедушка, и учительница Майя Васильевна попросила его, чтобы подбросил нас домой, — рассказывает Филипп, к которому начинает возвращаться память. — Юля живет недалеко, и ее дедушка частенько подвозил нас. Но мы с Павликом сбежали от дедушки, хотели покататься на льду! С нами был еще Сережа Климык. Но как только мы свернули к речке, Сережа сказал, что мама не разрешает ему кататься на льду, и пошел домой. Тогда мы подумали: ну и пусть уходит, нам и вдвоем хорошо. Спустились к реке по крутой горке. Я первый провалился под лед, а Павлик — следом. Мы так испугались! Павлик громко звал на помощь
- С Павликом сын дружил еще с детсада,- утирает слезы мама Филиппа Тамара Петрук. — Павлик был таким энергичным, непоседливым ребенком, а Филипп — тихий, спокойный. Они любили вместе играть, готовить уроки. Со школы возвращались вместе — к двум часам дня уже были дома. Я часто выходила встречать мальчишек. Даже с работы пришлось рассчитаться, со швейной фабрики, чтобы больше времени заниматься детьми. Ведь муж на заработках. Утром я провожала Филиппа до самой школы, а трехлетнего Димку отводила в детсад. Однажды пришла за сыном в школу, но дома он попросил меня не делать больше этого. Говорит, я уже взрослый, дорогу домой знаю. Зачем я его послушала? Теперь вообще не знаю, как отпустить сына в школу. Как-то мы с Татьяной, мамой Павлика, решили проследить за мальчишками, возвращавшимися домой после уроков, правильно ли они переходят дорогу. Домой они особо не торопились. И в снежки играли, и на турниках, установленных на стадионе новой школы, упражнялись, и «изучали» уголки военного санатория, по территории которого проходил их путь. Что поделаешь — дети! Им все интересно!
Филиппа врачи второй раз спасают! Роды у меня были тяжелые, малыш появился на свет слабеньким. Я слышала, как врачи говорили, что никаких шансов у него нет. Но он выжил! И сейчас произошло настоящее чудо! Под реанимацией мы с Татьяной вместе дежурили. Позже я так и не поняла, почему ее не оказалось рядом Мне сначала даже и не сообщили, что Павлика спасти не удалось. Какая трагедия! Мы с мужем благодарны и отважным людям, бросившимся в реку за мальчиками, и мужественно сражавшимся за их жизнь медикам.
- Жители района не успели оправиться от одной трагедии, когда в селе Семки погибли от отравления угарным газом молодая женщина и двое маленьких девочек — дочь хозяйки и ее племянница, и вот — новая трагедия, — сокрушается начальник Хмельникского районного отдела по чрезвычайным ситуациям ГУ МЧС Украины в Винницкой области Александр Нечко. — Хотя в прессе, по радио, на уроках основ безопасности жизнедеятельности, на родительских собраниях в школах рассказываем о том, как опасно шутить с огнем, ходить по льду речек и прудов, ведь лед тонкий! Одни дети внимательно нас слушают, интересуются, как поступать в критических ситуациях, а другие совершенно без эмоций воспринимают реальные истории. Хорошо, если рядом с человеком, попавшим в беду, окажутся люди, которые смогут ему помочь. Так произошло и в данном случае. Вот и минувшим летом троих маленьких детей вытащила из пруда жительница Хмельника Майя Погорчук — жена нашего начальника караула Олега Погорчука.
Филипп очень любит рисовать и складывать из конструктора все, что его заинтересовало. Как-то он построил красивый дом, затем автомобиль, трактор. Играет с младшим братишкой, пытается учить его читать. А еще Филипп поведал о своей мечте стать президентом Украины. Мама Филиппа говорит, что он, едва научившись говорить, стал интересоваться, как стать президентом. Может быть, благодаря этой мечте и выжил?