Події

11 февраля 1948 года скончался советский режиссер сергей эйзенштейн

0:00 — 8 лютого 2008 eye 1050

Знаменитую картину «Броненосец «Потемкин» Сергей Эйзенштейн снял в 1925 году. Кадры этого фильма, где детская коляска с плачущим ребенком скачет под пулями по Потемкинской лестнице, обошли все страны мира. Дэвид Селзник, продюсер фильма «Унесенные ветром», сказал: «Видел чуждый по духу, но абсолютно гениальный фильм». Картина получила награды многих кинофестивалей. Эйзенштейну выделили даже отдельную комнату и присудили государственную премию. К десятилетию Октябрьской революции режиссер снял фильм «Октябрь». Кадры штурма Зимнего дворца показаны настолько достоверно, что неоднократно использовались в других историко-революционных фильмах.

Когда кино стало звуковым, Эйзенштейна с ассистентом Григорием Александровым и оператором Эдуардом Тиссэ командировали в Голливуд для изучения новой техники. После трехлетней загранкомандировки Сергея Михайловича назначили заведующим кафедрой режиссуры Государственного института кинематографии. На занятия студенты иногда приходили в его небольшую трехкомнатную квартиру, заваленную книгами. Юмор был не только излюбленной манерой его общения с молодежью, но и, как говорил сам режиссер, тренировкой ума. После первого инфаркта он подарил другу рисунок, подписав: «От всего инфарктного сердца».

Многие творческие предложения Эйзен-штейна наталкивались в годы правления Сталина на непреодолимые преграды. Но он продолжал снимать талантливые картины. В фильме «Александр Невский» ярко просматривается политика страны по отношению к внешним захватчикам. С экрана актер Николай Черкасов говорит: «А если кто с мечом к нам войдет — от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет русская земля!» В годы Великой Отечественной войны Сергей Михайлович снял фильм «Иван Грозный», но со второй серией ленты возникли проблемы. Просмотрев картину, Сталин бросил фразу: «Не фильм, а какой-то кошмар!»

В ночь с 10 на 11 февраля 1948 года у

50-летнего Эйзенштейна случился сердечный приступ. Около батареи отопления в его квартире всегда лежал гаечный ключ. С соседями на нижнем этаже было условлено, что когда режиссеру станет плохо, он постучит гаечным ключом по батарее. В ту ночь батарея загудела, но спасти Эйзенштейна не удалось. Он умер прямо за рабочим столом.

Проводить режиссера в последний путь пришло очень мало людей. Многие, видимо, боялись показаться на его похоронах. В почетном карауле у гроба режиссера-новатора стояли его студенты. Из знаменитостей присутствовал только Николай Черкасов. Известный актер встал перед гробом Эйзенштейна на колени.

Подготовила

Любовь ГРАНКИНА, «ФАКТЫ»