Вчера Печерский районный суд столицы вынес решение до 13 февраля взять под стражу экс-министра транспорта, которого обвиняют в нецелевом использовании бюджетных средств в размере более чем 400 тысяч гривен
Вчера в Печерском районном суде Киева состоялось рассмотрение дела о смене меры пресечения экс-министру транспорта и связи Николаю Рудьковскому с подписки о невыезде на взятие под арест. Как известно, он был задержан 9 февраля около 22. 00 возле стационарного отделения клиники «Борис» на проспекте Бажана в столице. 7 февраля в этом лечебном заведении экс-министру была проведена операция на позвоночнике.
В понедельник на заседание суда Николай Рудьковский был доставлен в инвалидной коляске. Во время слушания дела экс-министру стало плохо, и дежурившие в суде медики сделали задержанному укол прямо в зале. Журналистам также сообщили, что артериальное давление у Николая Рудьковского во время заседания находилось на уровне 170 на 110. По словам врача СБУ, осмотревшего экс-министра, «все нормально, стационар не нужен». Между тем адвокат задержанного потребовал пригласить к его клиенту медиков из клиники, поскольку не верит в объективность врача СБУ. Как сообщил защитник прессе, на самом деле у Николая Рудьковского давление гораздо выше — 190 на 120 и он на грани гипертонического криза.
Присутствовавшие на заседании народные депутаты от Партии регионов Нестор Шуфрич, Николай Джига, Владимир Сивкович потребовали от прокурора забрать ходатайство об аресте. «Заберите, сами себя уважать будете. Ваши дети будут спрашивать: мама, за что ты больного человека посадила в тюрьму?» — цитирует пресс-служба Соцпартии, членом которой является задержанный, реакцию парламентариев на процессе. Депутаты также просили отпустить Николая Рудьковского под поручительство или залог. Однако суд удовлетворил просьбу следствия и дал санкцию на задержание экс-министра до 13 февраля.
Сам Николай Рудьковский заявил, что не скрывался от следствия. А именно это якобы стало причиной проведения субботней спецоперации по задержанию экс-министра. «У меня не было оснований скрываться. Я встречался со следователем. Я лично вижу, как прокурор отказывается от своих слов, просит пригласить депутата Джигу, который присутствовал при моих встречах со следователем и адвокатом», — сказал вчера Николай Рудьковский в суде. «Я думал, что живу в правовом государстве. Кто эти люди, которые меня захватили? Мне угрожали. Мне не давали врача. Я содержусь в одиночной сырой камере, не могу передвигаться. Второй раз на коляске в суд приехать не смогу: ни морально, ни физически. Мне предлагали уехать из страны и не подвергать себя этим испытаниям, но я не боюсь объективного расследования, у меня есть все документы», — заявил в суде экс-министр. «Меня заказал Секретариат Президента, об этом все говорит. Цель моей «посадки» — показать, что будет с теми, кто много говорит. Я призываю политиков Украины быть сдержанными, особенно оппозиционных. В этом государстве справедливости и закона нет!» — так прокомментировал экс-министр случившееся с ним за последние трое суток.
Как известно, экс-министр транспорта Николай Рудьковский подозревается в нецелевом использовании государственных средств, а именно — в трате бюджетных денег на оплату его частных перелетов за границу, в Париж и Токио. Дело было возбуждено еще в ноябре 2007 года, а в декабре министру предъявили обвинение и взяли с него подписку о невыезде. Заподозрила нецелевое использование средств СБУ, а расследованием материалов, собранных Службой безопасности, занялась столичная прокуратура. И, как заявили в пресс-службе данного ведомства, обвиняемый был задержан 9 февраля законно: не в лечебном заведении, а на улице — на проспекте Бажана. Там располагается клиника, где г-н Рудьковский находился на лечении. По словам одного из руководителей клиники, Михаила Радуцкого, в субботу вечером Николай Рудьковский вышел из здания, чтобы подышать свежим воздухом. Пресс-служба прокуратуры отмечает, что на основании решения суда и протокола следователя о задержании обвиняемый был доставлен для дальнейшего удержания в следственном изоляторе УСБ Украины в городе Киеве. «Задержанный Николай Рудьковский был осмотрен медицинскими работниками, по заключению которых состояние его здоровья является удовлетворительным. В тот же день о задержании обвиняемого было сообщено его адвокатам», — говорится в сообщении прокуратуры.
Объясняя мотивы задержания, прокурор Киева Евгений Блаживский заявил: «Экс-министр не сотрудничал с органами следствия по первому уголовному делу, по которому Рудьковскому уже предъявлены обвинения. 21 декабря 2007 года Рудьковский должен был приступить к ознакомлению с обвинением, выдвинутым в отношении него. Это должно было проходить в помещении следователя, но он не появлялся».
Впрочем, обстоятельства задержания участники этого конфликта трактуют по-разному. В частности, как сообщила пресс-секретарь экс-министра Виктория Бутенко, в субботу около 21 часа 30 минут «пятнадцать вооруженных лиц в масках, не предъявляя документов, с использованием физической силы захватили Рудьковского в стационарном отделении клиники «Борис», где он находился после операции на позвоночнике, которую перенес 7 февраля, и повезли в неизвестном направлении».
По предварительной информации пресс-службы экс-министра, «когда его переносили на руках неизвестные вооруженные лица, Рудьковский не мог самостоятельно передвигаться и, вероятно, был без сознания».
Другая информация у СБУ. Пресс-секретарь главы этого ведомства Марина Остапенко сообщила, что г-н Рудьковский во время задержания на проспекте Бажана (там находится клиника «Борис») «был одет в обычную повседневную одежду, вовсе не в больничный халат или пижаму, а задержание произвели сотрудники СБУ, выполняя постановление следователя прокуратуры, подкрепленное еще и судебным решением. Это не арест, а именно задержание сроком на трое суток, до понедельника, когда суд будет определять меру пресечения». По словам Марины Остапенко, следователь принял решение о задержании экс-министра в связи с тем, что Николай Рудьковский не являлся по вызовам на допросы и другие следственные действия. Следователь же избрал место, куда следует доставить задержанного. Это помещение подразделения досудебного следствия СБУ.
В данном помещении в воскресенье вечером побывала уполномоченный по правам человека Нина Карпачева. Она утверждает, что следственный изолятор СБУ, где содержался двое суток Николай Рудьковский, ликвидирован еще в 2003 году. Между тем Нина Карпачева выяснила, что помимо экс-министра там содержатся еще два человека. Что же касается истории с г-ном Рудьковским, то 2 февраля (в субботу) судья Печерского районного суда города Киева действительно принял постановление о задержании Николая Рудьковского и доставке его в суд под стражей 11 февраля 2008 года для решения вопроса об изменении меры пресечения. Как сообщила «ФАКТАМ» пресс-служба омбудсмена, Нине Карпачевой стало известно, что 2 февраля дело рассматривалось в отсутствие г-на Рудьковского и его адвоката, которые об этом даже не были поставлены в известность и, соответственно, не имели возможности обжаловать данное судебное постановление. Несмотря на то что следствие по делу экс-министра осуществляет прокуратура города Киева, Николай Рудьковский был доставлен, как отмечено в протоколе о задержании, в отдел досудебного следствия СБУ. В связи с этой несуразицей Нина Карпачева установила, что журнал регистрации задержанных в отделе не ведется, так что определить время доставки экс-министра невозможно.
Что же касается обвинений в уклонении от сотрудничества, на основании которых и был задержан экс-министр, в беседе с Ниной Карпачевой он сообщил, что еще 16 января 2008 года написал заявление следователю по особо важным делам прокуратуры города Киева г-ну Белому, где сообщил киевский адрес своей матери для обеспечения реагирования на все вызовы и сообщения. Видимо, это заявление затерялось, поскольку, как выяснила омбудсмен из постановления суда от 2 февраля 2008 года, правовым основанием для изменения меры пресечения с подписки о невыезде на арест является смена места жительства Рудьковским (по некоторым данным, экс-министр прописан в Чернигове, а фактически проживает в Киеве. — Авт. ), а также попытка скрыться от следствия и суда и препятствовать установлению истины по делу. В связи с этим Нина Карпачева считает, что утверждение об уклонении экс-министра от сотрудничества со следствием не отвечает действительности, ведь расследование завершено и обвиняемому вместе с адвокатом осталось ознакомиться с 50 страницами дела, состоящего из двух томов.
Однако никаких обоснованных доводов по этим вопросам в постановлении суда не указано. На момент задержания Николая Рудьковского адвокат к нему не был допущен, родственников об этом не поставили в известность. Нина Карпачева в воскресенье убедилась, что задержанный не поднимается с кровати, без посторонней помощи передвигаться по камере не может, жалуется на боль в позвоночнике. После вмешательства омбудсмена, экс-министру удалось добиться того, чтобы ему передали питьевую воду, необходимые лекарства, продукты питания, предметы личной гигиены, а также медицинскую коляску.
Что касается загадочного места содержания экс-министра, то Нина Карпачева попыталась во время встречи с исполняющим обязанности председателя СБУ Николаем Герасименко установить, на каком правовом основании в юридически несуществующем следственном изоляторе СБУ находится задержанный. Ответ был таков: сюда Рудьковского доставили по поручению следователя прокуратуры и содержат на основании Закона Украины «О контрразведывательной деятельности» 2002 года. Кстати, в соответствии с данным законом, содержать в таких помещениях можно только лиц, подозреваемых в подготовке или проведении разведывательно-подрывной, террористической деятельности и совершении других преступлений, расследование которых отнесено к компетенции органов СБУ. Однако, как известно, г-н Рудьковский, во-первых, находится в статусе не подозреваемого, а обвиняемого, а во-вторых, следствие по этому делу ведет не СБУ, а прокуратура города Киева. В связи с этим СБУ пообещало Нине Карпачевой провести служебное расследование относительно правомерности задержания г-на Рудьковского, а также определить правовой статус следственного изолятора СБУ, ликвидированного по документам в 2003 году. Нина Карпачева считает, что подобное служебное расследование должна провести и Генеральная прокуратура.