Запитайте у «ФАКТІВ»

Как получить компенсацию за автомобиль, поврежденный на разбитой дороге?

16:23 — 27 лютого 2018 eye 737

«На днях СМИ растиражировали любопытную информацию о том, что в Закарпатской области водителю удалось отсудить у местного облавтодора 11 тысяч гривен за повреждения, полученные его автомобилем вследствие неудовлетворительного состояния дороги. Поскольку качество многих украинских магистралей и улиц, мягко говоря, оставляет желать лучшего, у автомобилистов всегда остается риск попасть в подобные дорожные ситуации. Как нужно вести себя в подобной ситуации и насколько реально получить компенсацию от дорожников?»

Сергей Сидоренко, водитель с 10-летним стажем

На вопрос читателя «ФАКТЫ» попросили ответить Вадима Володарского, известного украинского адвоката, специализирующегося на автомобильных делах.

— Я слышал об этом деле, — говорит Вадим Володарский. — Действительно, 7 февраля Апелляционный суд Закарпатской области отклонил апелляционную жалобу областной Службы автомобильных дорог, оставив в силе решение Виноградовского райсуда о взыскании имущественного и морального вреда за повреждение автомобиля, полученное из-за некачественного ремонта дорог. В целом владельцу транспортного средства Василию Танчинцу должны выплатить 11 тысяч 341 гривню. На судебные тяжбы с местными дорожниками у настойчивого водителя ушел почти год.

Подобные дела в Украине редкое явление, и отсудить что-либо у дорожников очень сложно. Например, в моей практике был всего один подобный случай, когда мне удалось привлечь дорожные службы к ответственности. На это также было потрачено много времени и усилий. Но оно того стоило — ведь из-за некачественной дороги автомобиль был разбит так, что уже не подлежал восстановлению. Я смог выиграть это дело, и мой клиент получил компенсацию в полном объеме, так что смог купить себе другую машину.

Вместе с тем, если полученные на разбитой дороге повреждения ограничиваются колесом или, допустим, подвеской, считаю, что заниматься подобными тяжбами смысла нет.

— Учитывая, что большая часть наших улиц и магистралей находится в неудовлетворительном состоянии, отечественные водители очень часто калечат свои автомобили, попадая в ямы на дорогах. Расскажите, в чем сложность подобных судебных дел?

— Поскольку по гражданским делам процессы часто получаются очень длительными — такие иски рассматривают от нескольких месяцев до нескольких лет, смысл судиться есть лишь в двух случаях. Когда повреждение, полученное автомобилем в результате неудовлетворительного содержания дорог, достаточно серьезное (как было в приведенном мной примере). И когда по причине разбитой дороги произошло ДТП с пострадавшими или погибшими, а по факту данного происшествия будет возбуждаться уголовное производство.

Повторюсь: если повреждения незначительны, лучше не ввязываться в судебные тяжбы. К тому же гарантировать заявителю положительный результат нельзя, и если, к примеру, дело выиграть не удастся, то судебные издержки ему придется оплачивать из своего кармана. Иногда это может обойтись дороже, чем ремонт той же подвески или колеса.

Да и не секрет, что на практике полиция очень часто делает виновным именно водителя: мол, не учел дорожной обстановки, не выбрал безопасную скорость, не принял все необходимые меры, чтобы избежать ДТП…

— Если все-таки водитель примет для себя решение судиться с дорожниками, то какие действия ему нужно предпринять на месте аварии, чтобы впоследствии выиграть этот спор?

— Алгоритм действий тот же, что и при каком-либо другом дорожно-транспортном происшествии. Водитель должен сразу же остановиться, включить «аварийку» и осмотреть машину. При наличии повреждений нужно установить знак аварийной остановки и вызвать полицию. Желательно отснять на мобильный телефон или другой современный гаджет с возможностями фото- или видеосъемки дефектный участок дороги, повреждение автомобиля и общую картинку места происшествия. Эти снимки или видео необходимо хранить до окончания судебного разбирательства. Желательно также найти и записать координаты свидетелей происшествия, показания которых не будут лишними в суде.

После приезда полиции важно правильно обрисовать обстоятельства ДТП и обратить внимание правоохранителей на то, что причиной происшествия с повреждением транспортного средства стало именно ненадлежащее состояние проезжей части. Далее нужно настоять, чтобы полицейские вызвали представителей дорожной службы, ответственной за содержание данного участка автодороги. Это важно, если вы собираетесь возлагать ответственность за ДТП на собственника дороги. Дело в том, что админпротокол, составленный на дорожную службу, является основанием для формирования дальнейших исковых требований. Это также пригодится, если дорожники попытаются схитрить, по-быстрому залатав яму.

— Какие материалы оформляются правоохранителями на месте такого ДТП? И как понять, что полицейские склонны винить в этом деле именно дорожников, а не незадачливого водителя?

— При оформлении материалов данного происшествия вы должны настаивать, чтобы правоохранители составляли админпротокол по статье 140 КоАП Украины — «Нарушение правил, норм и стандартов при содержании автомобильных дорог». Очень важно указать в протоколе, что вы по объективным причинам не могли избежать ДТП. Например, что ямы на трассе оказались залиты водой, их было очень много, а рядом двигался попутный транспорт, поэтому объехать дорожный дефект не имелось возможности. Также обязательно проконтролируйте, чтобы полицейский не написал в протоколе, что вы не соблюдали дистанцию или же двигались с превышением скорости.

Важно знать, что согласно действующему законодательству решения по частям 1−3 статьи 140 КоАП Украины выносят органы полиции. Поэтому если на месте происшествия они таки составят админпротокол по указанной статье и на основании нее вынесут постановление, что виновником ДТП является дорожная организация, — то вас можно поздравить с первой победой. Так как у вас уже появились веские основания для дальнейшего обращения в суд с целью получения компенсации за убытки, полученные вследствие ненадлежащего содержания дороги.

Но расслабляться еще рано! После приезда дорожников настаивайте на составлении ими акта обследования участка улично-дорожной сети с замерами и схемой. Проконтролируйте, чтобы в акте были отражены дорожные дефекты, их размеры, отсутствие необходимых дорожных знаков и ограждений.

В завершение отмечу, что, поскольку самостоятельно водителю довести это дело до логического конца будет непросто (дорожные службы часто сопротивляются и тянут время, чтобы избежать ответственности), в дальнейшем лучше прибегнуть к помощи квалифицированных юристов.

Подготовил Максим ЗАДОРОЖНЫЙ,
специально для «ФАКТОВ»