Процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь стал частью украинской государственной политики. В частности, в прошлом году Верховная Рада приняла Закон «О внесении изменений в Закон „Об образовании“ относительно особенностей доступа лиц с особыми образовательными потребностями к образовательным услугам». Документ гарантирует украинским детям с особыми потребностями возможность учиться вместе с другими своими сверстниками.
Как известно, особое внимание внедрению инклюзивного образования в стране уделяет супруга президента Марина Порошенко. В результате деятельности первой леди сегодня инклюзивно-ресурсные центры создаются в более 10 областях Украины. Успешно внедряется инклюзивное образование и в Киеве. Более того, столица лидирует среди украинских городов по уровню включения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс. О внедрении в Киеве инклюзивного образования и проблемах, с которыми приходится сталкиваться, «ФАКТАМ» рассказала заместитель председателя Киевской городской государственной администрации Анна Старостенко.
— Анна Викторовна, как давно система инклюзивного образования работает в киевских школах?
— В Киеве инклюзивное обучение давно стало нормой, ведь элементы инклюзивного образования внедряются еще с 2001 года. Мы активно сотрудничаем с Благотворительным Фондом Порошенко и проводим совместные мероприятия. Кстати, президент Петр Порошенко подписал изменения в Закон «Об образовании», в разработке которых участвовали и наши специалисты во время посещения киевской средней школы № 168. Это учебное заведение, расположенное на Оболони, стало образцовым примером инклюзивного образования в действии.
Каждый пятый ученик 168-й столичной школы — с особыми потребностями. Здесь для них созданы комфортные условия: пандусы и лифт, специально оборудованные классы, туалеты и комнаты отдыха, а также многое другое. Конечно, не все родители понимают, зачем особым детям учиться вместе с обычными школьниками, но, чем больше у нас будет инклюзивных классов, в которых ребята учатся толерантности и помогают друг другу, тем лучше и гуманнее будет все общество.
Напомню, что в Киеве также действует программа по подвозу детей с проблемами опорно-двигательного аппарата в школы с инклюзивными классами. Все новые учебные заведения, построенные в Киеве за последние три года, оборудованы пандусами и всем необходимым, чтобы особенные дети могли комфортно учиться вместе с обычными сверстниками. При реконструкции старых школ создаются все условия для самостоятельного передвижения школьников с ограниченными возможностями.
Также в этом году столичном бюджете предусмотрено 44,5 миллиона на переоборудование учебных заведений, больниц и центров административных услуг под потребности людей с ограниченными возможностями.
— А как реализуется программа инклюзивного образования в детских садах, а также в системе высшего образования?
— Столичная сеть инклюзивных классов и групп с каждым годом расширяется. Так, только за последний год количество заведений общего среднего образования с инклюзивными классами увеличилась в 2 раза и составляет 67 учреждений (за последние 5 лет увеличение произошло в 8 раз!). Вместе со сверстниками учатся 546 детей с особыми образовательными потребностями. В столичных же детсадах функционируют почти 100 групп инклюзивного обучения.
Что же касается высших учебных заведений, то сегодня мы активно сотрудничаем с Киевским университетом имени Бориса Гринченко, основателем которого является горсовет. Этот вуз, оборудованный пандусом и лифтом, сегодня готовит специалистов-ассистентов, которые потом работают в наших школах и садиках с детками с особыми потребностями. На базе Киевского университета имени Бориса Гринченко создан научно-методический и ресурсный центр инклюзивного образования, который готовит методические материалы. Аналогичный центр создается на базе Киевской городской психолого-медико- педагогической консультации.
Также для улучшения профессионального уровня наших педагогов в 2017—2018 учебном году в программу курсов повышения квалификации учителей Института последипломного педагогического образования КУ имени Бориса Гринченко введен курс повышения квалификации ассистентов учителей.
При этом обучение студентов с особыми потребностями в столичных коммунальных высших учебных заведениях — бесплатное.
— И некоторые недобросовестные руководители вузов этим пользуются. В прошлом году Киевская местная прокуратура № 9 направила в суд обвинительный акт относительно проректора-главного бухгалтера университета «Украина» по обвинению в присвоении денег из городского бюджета, выделенных на обучение студентов-инвалидов…
— Конечно, подобные факты недопустимы и виновные должны понести наказание. В конце 1990-х годов, когда создавался университет «Украина» и КГГА стала его соучредителем, это был едва ли не единственный вуз, принимавший детей с ограниченными возможностями. Сегодня инклюзивное образование в киевских учебных заведениях становится обычным явлением. Возможно, что нам придется пересмотреть сотрудничество с университетом «Украина». Лучше на этот вопрос могут ответить сотрудники Департамента социальной политики КГГА, курирующие программу «Турбота», по которой вузу компенсировались затраты на обучение студентов с особыми потребностями.
— Ранее ряд депутатов Киевсовета предлагали принять решение о выходе КГГА из состава учредителей университета «Украина» вместе с городской долей в уставном капитале. Но постоянная комиссия горсовета по вопросам образования рекомендовала снять проект решения с рассмотрения. Почему?
— Дело в том, что в свое время Киевская горгосадминистрация передала университету право пользования зданием по адресу: г. Киев, ул. Хорива, 1-Г. Депутаты, предлагали вернуть помещение в собственность города, мотивируя это тем, что вуз из-за судебных тяжб с кредиторами может лишиться вышеуказанного помещения. Мы создали рабочую группу, которая тогда не нашла нарушений относительно возможного нецелевого использования здания на ул. Хорива, 1-Г. Тем не менее мы продолжаем отслеживать ситуацию и в случае каких-либо нарушений примем необходимые меры.
— Из открытых источников, стало известно, что руководство этого университета не только замечено в махинациях с бюджетными средствами, но и отмечено в попытках ухода от погашения задолженности кредита, который брался в банке «Хрещатик», под гарантии мэрии. Не опасаетесь ли вы, что все эти сложности могут привести к потере контроля за собственностью города?
— Повторяю, мы внимательно следим за развитием ситуации, знаем о действиях прокуратуры. И уверяю вас, мы сможем найти возможность защитить коммунальную собственность. Что касается сотрудничества с университетом «Украина», то мы постепенно его сворачиваем. И, как я уже говорила, сосредотачиваемся на работе с Киевским университетом имени Бориса Гринченка. Как бы там ни было, но вопросы инклюзивного образования были и являются приоритетными для городских властей.