Культура та мистецтво

«людмила гурченко подыскивала у меня в салоне старинные рамочки для портретов, а андрона кончаловского интересовали… Печи из керамических изразцов — он их коллекционирует»

0:00 — 16 лютого 2008 eye 1113

Вернувшись из Франции, известный киевский антиквар Федор Зернецкий рассказал «ФАКТАМ» о проходивших там ярмарках антиквариата, положительной и отрицательной энергетике вещей «с прошлым» и о своих знаменитых клиентах

Ежегодно в начале февраля тысячи антикваров и дилеров со всего мира приезжают на юг Франции. Одни, чтобы что-то продать, другие — что-то приобрести на одной из самых значительных в Европе распродаж старины. Купить там можно не только антикварную мебель, картины и посуду. Продаются дилижансы, старинные автомобили и даже… катафалки.

О своих впечатлениях от одной из самых больших в Европе ярмарок антиквариата «ФАКТАМ» рассказал известный киевский коллекционер предметов старины, искусствовед, владелец антикварного Дома «Эпоха» Федор Зернецкий.

«Никас Сафронов выбрал икону. Естественно, я ему ее подарил!»

С Федором Зернецким мы беседуем в его антикварном салоне. Только компьютер и телефон в кабинете антиквара — из нынешнего века. Все остальное — живая история…

В разное время гостями Федора Зернецкого бывали известный российский режиссер Андрон Кончаловский с супругой — актрисой и телеведущей Юлией Высоцкой, французский актер Пьер Ришар, художник Никас Сафронов, историк моды Александр Васильев, главный «кавээнщик» СНГ Александр Масляков, всенародно любимая актриса Людмила Гурченко…

- Неужели все они коллекционеры? — не могу сдержать любопытства.

- Все они любят антиквариат и кое-что, конечно, имеют, — рассказывает Федор Зернецкий.  — К примеру, Андрон Кончаловский интересуется архитектурным антиквариатом. Это парковая скульптура, фонтаны, балюстрады, остатки паркета и мраморных полов из старинных особняков… Но самое главное для него — печи, он их коллекционирует.

- Довольно странное хобби… Картины вешают на стены, мебелью декорируют интерьер и пользуются ею. А для чего нужны печи?

- Старинная печь, как и картина, — произведение искусства. Такую печь собирают из керамических изразцов, встраивают в нее современную топку, и печь работает, как камин. Увы, у нас в Киеве архитектурного антиквариата практически нет. Однако то, что Андрон Кончаловский увидел у меня,  — живопись и мебель в стиле ампир — его впечатлило!

- А что у вас покупал Никас Сафронов?

- Он выбрал икону. Ну, естественно, я ему подарил ее! Потом Александр Малинин приезжал, и я подарил ему саблю, которая сгибалась в кольцо. Как-то заходила Людмила Марковна Гурченко — она собирает старинные рамочки для портретов. Актриса была в расстроенных чувствах — в одном из киевских антикварных магазинов она присмотрела рамочку, но цену назвали, по ее словам, безу-у-умную! Многие москвичи, честно говоря, думают, что в Украине все… «по три копейки». Мол, тут «на шару» можно купить шедевр! На самом же деле звезды — не есть покупатели. Им всегда да-а-арят (улыбается).

- Интересно, а что Александр Масляков присматривал?

- Живопись. Правда, тоже так ничего и не приобрел. Думаю, по той же причине, что и остальные: видимо, полагал, что в Украине такие вещи можно купить «по дешевке».

«Мой бизнес начался в прямом смысле… с мусорников»

- Неужели для Пьера Ришара тоже все оказалось «не по карману»?

- Думаю, известный французский артист зашел к нам просто из любопытства. У него на родине старинные вещи значительно дешевле. Возьмем, к примеру, ярмарки, где я побывал совсем недавно. Это клондайк старины! Там можно купить первые образцы ламповых телевизоров, дизайнерские стулья из ресторанов 60-70 годов, чердачное цинковое окно, части панелей, полов и потолков, старые лестницы, ворота, фрагменты беседки… Все это продается, и все это — произведения искусства… И, что интересно, на каждый товар есть свой покупатель!

- Но кому, скажите, нужен фрагмент беседки? Что с ним делать?

- Еще как нужен! (Улыбается. ) Допустим, люди строят дом. И этот самый фрагмент могут использовать в дизайне сада или парка. И это, поверьте, порой бесценное приобретение! Так же кому-то пригодится чердачное окошко, фрагмент мраморного пола…. Там, на ярмарке, кстати, в разобранном виде продавались целые комнаты, ванны из чистой меди и мрамора, старинные унитазы в гравировках. Причем в отличном состоянии! У нас таких вещей практически не найти. В Советском Союзе все это безжалостно уничтожалось: предметы искусства и антиквариат ассоциировались с мещанством и пережитками прошлого. И в буквальном смысле выбрасывались на мусорники. Кстати, не буду скрывать, именно с мусорников начинался мой бизнес…

- ?..

- Да. Я рос в семье потомственных архитекторов. Отец умер, когда мне было всего восемь месяцев. Жили мы, мягко говоря, небогато. Большинство домов в центре Киева тогда ставили на капитальный ремонт. Людей отселяли в спальные районы — на Русановку, Оболонь… Многие тогда покупали полированную мебель, так называемые стенки, это считалось престижно и современно. А антикварные вещи… бросали в старых квартирах! Я, мальчишка, заходил в них, видел всю эту красоту и не мог понять: почему ее оставляют? Многое вообще выносилось на мусорники.

И вот однажды я обнаружил на свалке чудесный столик. Он стоял там много дней — в самом центре Киева! И абсолютно никому не был интересен… Красного дерева, резной, бесподобной работы! И я уговорил маму забрать его к нам домой. Он у меня, кстати, есть и сейчас. С этого столика, собственно, все и началось…

- Помните, как заработали свои первые деньги?

- Вы еще спрашиваете! Конечно! Мне было лет семь или восемь. Однажды я нашел на мусорнике огромный фотоальбом из тисненой кожи в серебряных накладках. На улице какой-то дядька дал мне за него 20 копеек. Я был счастлив! Побежал и тут же купил на вырученные деньги мороженое. Оно стоило ровно 20 копеек! Это была моя первая сделка. Конечно, тогда я еще не понимал, что такой альбом стоит гораздо дороже… (Улыбается. )

- Какой же была самая интересная находка на нынешней ярмарке во Франции?

- Старинный катафалк! Его продавали итальянцы. Он буквально свел меня с ума! Несмотря на то что ему не меньше 150 лет, даже лак сохранился и первозданный бархат с фиолетовыми кистями! Верх катафалка венчали позолоченные фигуры, чуть ниже  — несколько надписей на латыни — типа «Memento mori» (»Помни о смерти»)… Прекрасно сохранились колеса и бронзовая отделка. Наверняка этот катафалк купило какое-то дорогое похоронное бюро…

- Сколько же он стоил?

- Порядка 15 тысяч евро. Но для такой вещи это недорого!

«Купив антикварную вещь, желательно ее освятить»

- А какие на этих ярмарках вообще цены?

- От 100 евро до 100 тысяч…

- И что можно купить за 100 евро?

- Очень красивые бронзовые дверные ручки, к примеру. Или какие-то небольшие настольные фигурки — прессы для бумаги или упоры для книг. Пепельницы для сигар, подсвечники…

- А вы что купили?

- Роскошные люстры в стиле ампир. Ампир — мой любимый стиль. Моя ампирная коллекция одна из самых больших в Украине. Поставьте любой предмет мебели в этом стиле на расстоянии 10 метров — и я расскажу вам о нем абсолютно все! В какие годы создан — и даже в какой стране!

- Недавно прочитала, что покупать антиквариат небезопасно — в том смысле, что он может внести в жизнь нового владельца отрицательную энергетику прежних хозяев. Особенно, говорят, это касается зеркал…

- Я слышал об этой теории не раз. Клиенты иногда сомневаются: вдруг на понравившейся им старинной кровати кто-то долго и мучительно умирал? Что касается старых зеркал, не раз по желанию клиентов я менял шикарные старинные зеркальные полотна на новые. Хотя ценность антикварного зеркала в первую очередь именно в стекле! С пятнами же от коррозии оно еще дороже, еще ценнее! А отрицательная энергетика? Понимаете, коллекционирование антиквариата — удел сильных личностей. И любая энергетика в этом случае «перекроется» положительной энергетикой любви коллекционера к старинным вещам. Лично я и моя семья, скажу честно, ни разу не испытали на себе ни одного негатива. Хотя бывают, конечно, мистические случаи…

К примеру, был такой известный художник Вильгельм Котарбинский. Одна из его известнейших работ — «Могила самоубийцы». В свое время эта картина висела у одного киевского антиквара. Однажды он пришел ко мне и сказал: «Федор, у меня висит картина Котарбинского, и я чувствую, она меня уничтожает!» А через некоторое время умер… Причем причина его смерти так и осталась неизвестной — ни с того ни с сего вдруг стал очень болеть…

- И сколько же ему было лет?

- Чуть больше сорока…

- Как же, по-вашему, все это можно объяснить?

- Ну как можно объяснить мистику? Видимо, «сломался» человек. Слаб был, наверное… Многие ведь как покупают картины? Просто вкладывают деньги — искусство дорожает. Некоторые приобретают из-за престижного имени художника. И мало задумываются над тем, что хоть какое-то время придется с картиной жить… Приобретать нужно то, что греет душу!

- Правда, что, купив антикварную вещь, тут же нужно ее освятить?

- Желательно. Так поступают обычно и с намоленными иконами, которые впитали в себя тайны многих человеческих жизней…

- А вы освящаете свои покупки?

- Конечно. У меня и офис освящен, и квартира, и реставрационные мастерские.

- Расскажите свой любимый профессиональный анекдот.

- Два новых русских заходят в антикварную лавку. Покупают самую дорогую картину. Один говорит другому: «Ну что? Открытку купили, теперь идем искать подарок»…