Для большинства европейских стран интеграция детей с особыми потребностями в общеобразовательные учебные учреждения стала нормой и следствием окончательного законодательного решения проблемы неравенства лиц с ограниченными возможностями еще в 1970-е годы. В цивилизованном мире ребята с физическими недостатками давно учатся вместе со здоровыми сверстниками, не испытывая дискомфорта из-за отсутствия пандусов в детских садах, школах и высших учебных заведениях, не боясь косых взглядов.
Сегодня европейские стандарты инклюзивного образования активно внедряются в украинских общеобразовательных учебных заведениях. В прошлом году президент Петр Порошенко подписал документ «О внесении изменений в Закон „Об образовании“ об особенностях доступа лиц с особыми образовательными потребностями к образовательным услугам». Он предоставляет возможность особым детям получать образование во всех учебных учреждениях, в том числе бесплатно в государственных и коммунальных школах, а также в вузах.
О проблемах развития инклюзивного образования, а также о том, как избежать возможных злоупотреблений в этой сфере, «ФАКТАМ» рассказал избранный по одному из столичных округов народный депутат, заместитель главы парламентского Комитета по вопросам предотвращения и противодействия коррупции Борислав Береза.
— Борислав Ефимович, как вы оцениваете готовность киевских учебных заведений к принятию детей с особыми потребностями?
— Сегодня таких детей готовы принимать лишь 9% школ. Иначе говоря, только около 40 средних общеобразовательных учебных заведений имеют подготовленный персонал, оборудованы пандусами, лифтом и комнатами для помощников учеников с ограниченными возможностями. Сейчас детям с особыми потребностями не имеют права отказать в приеме в школу. Тем не менее многие директора не берут таких ребят, ссылаясь на отсутствие необходимых условий для их обучения. Но ведь для того, чтобы они появились, нужно работать, а не сидеть сложа руки. На Троещине, которая является моим избирательным округом, есть 4 школы с инклюзивным образованием. И еще в 4 школах есть 4 класса, оборудованные для инклюзивного образования.
Ко мне на прием иногда приходят мамы или бабушки, которые просят помочь детям с особыми потребностями получать образование и знания на уровне со всеми остальными. Недавно мы вместе встречались с директором одной из школ на Троещине, и нам пообещали найти возможность создать еще один инклюзивный класс, в который с первого сентября пойдут особые дети.
Но есть еще одна проблема. В Украине с нынешнего года возвращается старый порядок приема ребят в первый класс. Основным критерием зачисления детей в школы вновь станет адрес, по которому зарегистрирован будущий ученик, то есть будут принимать по прописке, институт которой в Украине давно отменен. Надеюсь, для детей с особыми потребностями предусмотрят отдельную процедуру и инклюзивное образование в Украине все же будет развиваться.
Пока же получается, что дети с ограниченными возможностями не смогут ходить в понравившуюся школу, оборудованную всем необходимым для комфортной учебы вместе с другими своими сверстникам, если учебное заведение расположено в другом районе.
— При этом находятся люди, желающие поживиться за счет инвалидов. Киевская прокуратура еще в прошлом году направила в суд обвинительный акт относительно одного из руководителей университета «Украина» по факту присвоения государственных средств, которые выделялись на обучение студентов-льготников, в том числе детей-инвалидов. Как избежать мошенничества в сфере инклюзивного образования?
— Я знаю о проблеме, ко мне поступает информация от моих избирателей. Для этого существует только один способ — тщательный контроль за расходом бюджетных средств. Других вариантов просто не существует. К сожалению, сегодня в обществе мало доверия чиновникам. Если их не проверять, они начинают злоупотреблять своими полномочиями в корыстных целях. А коррупция в украинском высшем образовании уже стала притчей во языцех. Только в минувшем году прокуратура возбудила почти 10 уголовных производств по фактам взяточничества и других злоупотреблений в вузах. Что касается данного случая, то я буду держать его на контроле.
— Ряд депутатов Киевсовета предлагали, чтобы столичная госгордаминистрация вышла из состава учредителей университета «Украина» вместе со своей долей уставного капитала, а именно — зданием по адресу: г. Киев, ул. Хорива, 1 г. Свою инициативу они обосновывали долгами вуза перед кредиторами и судебными тяжбами, в результате которых университет якобы может потерять имущество. Как, по вашему мнению, следовало бы поступить городским властям в этой ситуации?
— Действовать надо исключительно в интересах киевлян, что депутаты Киевсовета не всегда делают. Для этого необходимо не выходить из соучредителей вуза, а заниматься им, контролировать его и развивать. Ситуация, в результате которой кто-то может завладеть дорогим коммунальным имуществом в центре столицы, недопустима. Самый простой способ — это сбежать, оправдывая действия своей беспомощностью. Но ведь киевляне избрали городские власти именно для того, чтобы они решали сложные проблемы.
Я бы, например, также хотел услышать, насколько эффективно сотрудничество с этим вузом: куда и сколько было потрачено средств, были ли нарушения, кто понес ответственность. Еще раз подчеркну, что в центре внимания должны быть интересы киевлян, особенно когда речь идет о людях с инвалидностью.
— По данным СМИ, руководство вышеуказанного вуза якобы переписывает учебные корпуса в Святошинском районе на частных лиц, близких людей и родственников?
— Людей, пытающихся присвоить чужое имущество, необходимо отстранить от занимаемых должностей и провести в отношении них соответствующие следственные действия. Заниматься этим должны правоохранительные органы. Я много слышал о сомнительной репутации вуза. Знаю и о прокуратуре, и о судебных тяжбах с кредиторами, и о возможности банкротства. Во всем этом меня беспокоят прежде всего судьбы тысяч студентов и интересы города. Что касается случая с недвижимостью, то мы тщательно проверим информацию и сделаем соответствующие депутатские запросы.
Фото Facebook Борислава Березы