Культура та мистецтво

«из знаменитостей другом могу назвать только валерия леонтьева. А обниматься люблю с любой успенской! « — говорит композитор владимир евзеров, чьи песни исполняют софия ротару, филипп киркоров и другие известнейшие артис

0:00 — 21 лютого 2008 eye 1189

Наш бывший соотечественник, автор почти сотни хитов, в свой день рождения рассказал, как ему работается со звездами первой величины

Владимир Евзеров из тех композиторов, чьих песен жители стран СНГ не слышать просто не могли. «Виновник» (»А в августе зацвел жасмин… »), «Ночной звонок», «Кленовый лист», «Шери», «Ягодка», «Улетаю», «Криминаль-танго» из репертуара Валерия Леонтьева, «Белая сирень» Николая Баскова, «Цветет малина за окном», которую Басков поет вместе с Софией Ротару, «Маленькая моя» Филиппа Киркорова, «Я — женщина» Любови Успенской, «Помолись, дружок» Тамары Гвердцители… По признанию автора, исполняется около сотни его работ, а написал он ровно 700! И останавливаться на достигнутом не собирается.

В день его рождения я связалась с Владимиром по телефону. Поздравление затянулось аж на полтора часа, потому что Евзеров — очень остроумный собеседник. Ну, например, узнав, что его песню исполнила известная певица Рут Маккартни, сестра легендарного битла сэра Пола, я спросила: «Маккартни, наверное, очень звездная?» И услышала ответ, достойный выходца с Украины: «Та ни, вполне вменяемая… »

«Спорная ситуация возникла только с Киркоровым. Но все суды я выиграл»

- Признайтесь, тяжело писать для звезд? Они, небось, капризные, требования выдвигают, семь пятниц на неделе…

- Можешь мне не верить, но ни одной мелодии я не создал под заказ! Это нужно делать искренне. Если сядешь и будешь думать: «Вот сегодня я сочиню песню для Софии Ротару, а завтра — для Валерия Леонтьева» — ничего не получится. Да и стихи должны быть сильные. А не то, что Валерий Яковлевич называет «каля-маля». Такого на нашей эстраде всегда хватало. Сейчас, например, модно плакать и петь сиротские песенки.

А насчет работы со звездами… Спорная ситуация у меня только с Киркоровым возникла. Как-то я услышал, что Филипп называет Аллу Борисовну «маленькая моя». И появилась песня с таким названием. Филиппу понравилась, но он, исполнив ее один раз, сказал, что записывать не будет. А через некоторое время мне сестра из Черкасс звонит (я в этом замечательном городе родился), говорит: «Только что с рынка вернулась, там твоя песня вовсю играет, которая про Аллу Пугачеву». Оказывается, она уже на дисках была! Я все суды выиграл. Правда, некоторые компании, выпускающие музыкальные диски, старались дело до суда не доводить… В прошлом году мы с Филиппом подписали-таки договор. Пусть теперь поет и записывает, сколько угодно!

- Год назад вы отмечали день рождения с размахом: концерт в Московской оперетте с участием Баскова, Гвердцители, Кобзона, Валерий Леонтьев в роли ведущего, яркие декорации, гостей встречали циркачи на ходулях… В общем, феерия. В этом году будет что-то подобное?

- Планирую провести такой творческий вечер в Киеве. А в Москве еще раз… Зачем? Надо быть недовольным своей работой. Особенно композитору.

- К слову, с чего ваша карьера композитора началась?

- Сначала была карьера просто музыканта. И началась она давно, в раннем детстве. Родители мои спали на высоких железных кроватях с сетками. Я поднимал тяжелый матрац, будто крышку рояля, и пытался на сетке играть, как пианист. При этом мурлыкал что-то под нос. Родители догадались: это тяга к музыке так проявляется. И купили мне… баян. Пианино позже появилось. А классе в пятом на конкурсе юных талантов спел песню, ты такой уже не помнишь, «Куба, любовь моя». И решил: стану музыкантом.

Через несколько лет родители разошлись, сестры (их у меня две) остались с мамой, а меня отец повез по городам. Работая на комсомольской стройке в Нижневартовске, я был солистом известного в те времена ансамбля «Вартовчане». Однажды к нам приехал московский профессор Семен Баркан и задействовал меня в постановке как исполнителя. Предложил перевестись в Москву, я тогда в Челябинском институте культуры учился. И я перевелся. На режиссуру — чтобы понять, как писать музыку. У меня были замечательные педагоги! Под их руководством я стал сочинять музыку для театра, потом уже для эстрады.

А в 1998 году режиссер фестиваля «Славянский базар» Сергей Петров, прослушав мою песню «С нами Бог», сказал: «Володя, мне кажется, это должен спеть Валерий Леонтьев». И они с Ноной Хадиковой, редактором концертного зала «Россия», принесли кассету Валерию Яковлевичу. Спел он шикарно! После «С нами Бог» должен был идти гимн Республики Беларусь и во время него — фейерверк. Так Александр Лукашенко распорядился, чтобы фейерверк дали раньше — под песню «С нами Бог».

- Правда, что с тех пор вы все свои песни сначала Леонтьеву даете послушать, а уже потом — другим исполнителям?

- Да. Мне в жизни многие люди помогали, но именно Валерий Яковлевич открыл для большого количества слушателей мои песни. Кстати, «Цветет малина… », которую так удачно спели София Ротару и Николай Басков, до этого четыре года лежала у Леонтьева и у Ротару. Первой откликнулась София Михайловна. Она вдруг увидела, какой можно сделать дуэт. И сама выбрала в партнеры Колю Баскова.

- Если не секрет, сколько стоят песни от Евзерова?

- Не секрет, но все равно не скажу (смеется). Во-первых, нескромно. А во-вторых, знай: когда человек привселюдно называет цену за выступление или за песню, эта цена завышена.

- Значит, на Рублевке не живете и домов за границей не имеете?

- Ну, почему же. Дом в Подмосковье у меня есть. Но не на Рублевке: туда из Москвы так сложно добираться…

«Передал свои записи Алле Пугачевой. Она пока молчит… »

- С кем из «еще не освоенных» знаменитостей вы хотели бы поработать?

- С Аллой Борисовной, конечно! Песни «Не бойся вспоминать меня» и «Виновник», которые Валерий Леонтьев сделал хитами, были написаны именно для нее.

- Неужели забраковала?

- Нет! Когда записал их на кассету и собрался передавать, Валерий Яковлевич и его продюсер, Николай Кара, в прошлом тоже музыкант, спросили: «А что это ты для Пугачевой подготовил?» Я включил запись. Первой была «Не бойся вспоминать меня». Как только Валерий Яковлевич ее услышал, воскликнул: «Володя! Это же моя песня!» «Ну, в чем проблема? — говорю.  — Берите, пойте». Пока попробовал, пока то да се — три часа ночи! Кара вызвался меня от студии домой подбросить. Сели в машину, он и говорит: «Давай еще раз песню послушаем». И тут пошло вступление «Виновника» на стихи Ахматовой (в народе его уже и «Жасмином», и «Шиповником» окрестили). Николай моментально набрал номер Леонтьева: «Валера, а Володя-то нас обманул! У него не одна песня!» «Быстро ко мне!» — скомандовал Валерий Яковлевич. Прослушав «Виновника», сказал: «Но это тоже МОЯ песня!»

- Оставили Аллу Борисовну без двух хитов…

- Не совсем. Несколько лет спустя передал ей диск с другими записями, ничуть не хуже, на мой взгляд. Администраторы мне потом сказали, что одна песня ей очень понравилась. Но сама Пугачева пока молчит. Значит, время еще не пришло.

- Лично при встрече не спрашивали?

- Нет. У меня со звездами сугубо деловые отношения. Другом только Валерия Яковлевича считаю. Однако зову по имени-отчеству и на «вы», без панибратства. Это неординарный исполнитель. За что и гнобили. В концерты звали, а гнобили! Но, как сказал когда-то Немирович-Данченко, дважды два в искусстве равно пять. Если четыре, это уже не искусство, а школьная арифметика. Много лет назад Боженька решил пройтись крылом по Советскому Союзу. И звезды тех времен — звезды до сих пор.

Часто вспоминаю замечательную женщину Валентину Михайловну Леонтьеву. Она мне в жизни очень помогала, и мы дружили. Иногда меня просили из регионов, чтобы уговорил ее приехать на гастроли. И вот мы отправились в Астрахань на День Победы. Валентина Михайловна (вся страна ее как тетю Валю из «Спокойной ночи, малыши!» знала) меня предупредила: «Когда поймешь, что слишком долго говорю с народом, щелкни за кулисами пальцами — и я закончу». И вот она говорит полчаса, час, полтора, а народ сидит — слышен мухи полет. Другие участники концерта дергают меня, мол, вы ее привезли, вы и уводите со сцены. Артисты так называемые! Им бы за счастье просто постоять рядом с этой легендой, а они… И я начал щелкать пальцами. Щелкал минуты три — не помогает. Ну, что делать? Беру микрофон и щелкаю в него. Тетя Валя поворачивается и говорит вот так просто зрителям: «Дорогие мои! Там Володенька Евзеров за кулисами мне щелкает пальцами, мол, сворачивайся». Зал ка-а-ак зашумит: «Да кто такой?! Еще! Еще!»

Иногда езжу на концерты Валерия Леонтьева, в Киев, к примеру. Собираемся с его киевскими друзьями, посиделки устраиваем… Приятно за рюмочкой поболтать с умными людьми! И искренними. Это я больше всего ценю. Однажды звонит Валерий Яковлевич из Израиля. «Представляешь, — говорит, — выхожу после концерта, а там, у служебки, зрители уже в шеренгу построились. Кто-то махнул рукой — и все хором затянули: «Кленовый лист дрожит и па-а-адает… » Знают твою песню!» Другой бы, может, и не сказал, а он сказал. Когда приезжаю к нему домой, в московскую квартиру, обязательно чистим картошку, варим и с укропчиком ставим на стол. А к картошке — либо селедка, либо копченая скумбрия. Я могу и водочки, Валерий Яковлевич винцо предпочитает…

«От Любы Успенской энергия ключом бьет! Как от экстрасенса»

- В свой дом в Майами Валерий Яковлевич вас не звал?

- Звал. И в Майами, и в Испанию, где любит отдыхать. Но зимой, когда он обычно в теплые края летает, у меня не получается, а летом в этом Майами такая жара стоит! Как они с Люсей (Людмила Исакович, жена Валерия Леонтьева.  — Авт. ) ее только выдерживают? Нет уж, я родился в мягком климате, поэтому жара для меня убийственна! А ваш брат журналист чего только не насочиняет! Мол, и дорогу обещал оплатить… Где только берут такую чушь? Я ни к кому в друзья не лезу, хотя со всеми артистами по-хорошему. Очень люблю обниматься с Любой Успенской…

- Еще бы!

- Люба — не только замечательная певица и сексуальная женщина. Она очень сильная личность. Энергия прямо ключом бьет! Как от экстрасенса. После того как ее обниму, ощущаю прилив сил. Работать с ней неимоверно приятно!

- Вы с головой в эстраду окунулись. О театре забываете…

- Знаешь, о Леониде Гайдае говорили, что он режиссер для простонародья. Вот если обо мне когда-то скажут, что я композитор для простонародья, буду счастлив! Хотя для театра тоже пишу. В основном, детские мюзиклы.

- Слышала, что один — очень даже взрослый и текст там с нецензурщиной!

- Я тебя разочарую. Не один, а два! (Смеется. ) Четыре года бьюсь над этими мюзиклами. Понимаешь, просто пьеса — совсем не то. Когда выходит актер и со сцены матюкается, это воспринимается как обыденное явление. А вот если вышел целый хор и ка-а-ак грянул…

- Анекдот вспомнила. Сидит поручик Ржевский и что-то пишет. Входит полковник и спрашивает: «Поручик, чем это вы занимаетесь?» — «Гимн полка пишу!» — «О, дайте-ка взглянуть… Боже! Да тут же один мат!» — «Что вы, в четвертой строчке есть слово «знамя»!» В ваших мюзиклах слово «знамя» будет?

- Это хорошие связные тексты, один даже про любовь. И автор известный, периода Пушкина. Я Валерию Яковлевичу показывал, он очень смеялся! Приедем с ним в Киев, привезем тебе отрывок. Не для прессы: боюсь идею «продать». Очень заинтересован в том, чтобы доделать работу.

- А немузыкальные интересы у вас есть?

- Собака у меня есть, левретка Лиза. Если бы ты ее видела! Такая прелесть! Я ее называю «доченькой». С детьми у меня не сложилось, хотя дважды был женат. В первый раз — на работнице международного аэропорта, во второй — на актрисе драмтеатра. У одной — полеты, у другой — гастроли, времени не было…

- Но вы не производите впечатления несчастливого одинокого человека. Вот о чем сейчас жалеете?

- В данный момент? О том, что между Россией и Украиной нет соглашения о двойном гражданстве. Я же с Украины, мама здесь похоронена, езжу навещать ее могилку. Украинское гражданство мне бы не помешало…