Події

«максима я замотала в одеяло с головой, сама уткнулась в него лицом и побежала через дымящийся коридор. А иван сначала уперся: «я боюсь, никуда не пойду… »

0:00 — 21 лютого 2008 eye 477

Девятилетняя Вика Зенова и ее семилетний брат Богдан спасли во время пожара двух младших братиков и любимого щенка Многодетная семья Зеновых, проживающая в селе Ивановка Оржицкого района Полтавской области, очень дружная и работящая. Даже четырехлетний Ваня с гордостью признается, что уже умеет чистить картошку. А самая старшая, девятилетняя Вика, — как мама трем своим младшим братикам. Друг за дружкой они в огонь и в воду. Испытание огнем семье пришлось пережить совсем недавно. Их хата сгорела. Но благодаря тому, что старшие дети не растерялись в экстремальной ситуации, все, к счастью, остались живы и здоровы.

«Сестренка скомандовала брату: «Вытаскивай Ваню через окно в гостиной!»

Беда, как обычно, приходит, откуда ее не ждешь. Потом думаешь: «Вот если б знать… »

Знать бы, что случится, Лариса с Виталием не пошли бы в тот вечер за дровами. Но в их селе, расположенном возле автотрассы государственного значения Киев-Харьков, нет газа, поэтому приходится отапливать жилище по старинке.

- У кума есть бензопила, и мы решили мотнуться в лесопосадку, — вспоминает 26-летняя Лариса Зенова, мама многодетного семейства.  — Мужчины остались, чтобы сложить бревна в коляску, а я вернулась домой пешком — к их возвращению хотела успеть растопить печку и приготовить покушать. Тут минут десять идти. Еще издали увидела зарево на нашей улице. «Мама, наша хата горит», — спокойным тоном сказал мне Богдан, стоявший у ворот и наблюдавший за разгорающимся огнем.

Второклассник Богдан — симпатичный мальчуган с черными длинными ресницами — только улыбается и никак не хочет рассказывать о том, как он спасал четырехлетнего брата Ваню. Семилетний герой прячется от расспросов. А его сестричка, девятилетняя Вика, по-деловому начинает рассказ:

- Обычно мы с Богданом возвращаемся со школы домой в три часа. В тот день тоже так было. Пообедали, я поучила уроки. После этого мама с папой сказали, что отправились за дровами. За дровами — так за дровами. Что мне, первый раз оставаться с малышами приходится? Максимка уснул в спальне, я закрыла туда дверь, выключила везде свет и села с Ваней смотреть телевизор в большой комнате. А Богдан отпросился у меня на улицу. Вдруг слышу: в коридоре что-то как стрельнет! И так три раза подряд. Открываю дверь на веранду, а там полно дыма. Я выбежала во двор. «Мама, мама!» — кричу. Но нигде никого, никто меня не слышит. Соседи далеко, да и те вечером по хатам сидят. Возвращаюсь обратно, а в коридоре еще больше дыма. Тлела папина куртка, висевшая на вешалке возле выключателя. Я попробовала затушить ее, но у меня ничего не получилось. Вешалка была высоко прибита, поэтому вода только на пол пролилась…

Голос Вики дрогнул, и на глаза набежали слезы. Тяжело ребенку вспоминать такое. Только через некоторое время девчушка смогла продолжить:

- Бросилась спасать братиков. Максимка к тому времени проснулся и расплакался. Я моментально вспомнила, чему нас учили в школе. Во время пожара нужно накинуть на лицо влажную тряпку, чтобы дым не попал ни в рот, ни в нос, и пробираться на улицу. Быстренько замотала Максима в одеяло с головой, сама уткнулась в него лицом и побежала через дымящийся коридор. А Иван уперся: «Я боюсь, никуда не пойду» — и остался в хате. Чтобы дым туда не попал, закрыла плотно дверь…

Вика выбежала на мороз в чем была — в одном свитерочке и в юбочке — с плачущим, тяжелым для нее малышом на руках. А тут как раз Богдан на порог. Накатавшись на санках, он уже возвращался домой, как вдруг увидел дым, валивший с веранды. Сестренка скомандовала ему: «Вытаскивай Ваню через окно в гостиной!» А сама побежала к соседке бабе Маше Яворской — оставить Максимку и сообщить о пожаре.

Одно окно в хате Зеновых даже зимой плотно не закрывалось — его постоянно открывали для проветривания. Достаточно было толкнуть снаружи, и оно распахнулось бы. Но семилетний мальчик поступил по-своему.

- Я зашел через коридор, — наконец, решил рассказать о своих действиях Богдан, — открыл окно, пересадил через него Ваньку, и вернулся обратно тем же путем, которым заходил.

О своих ощущениях Богдан не рассказывает. Дескать, свое дело сделал, а остальное не важно.

Мама добавила, что четырехлетний Ванечка не хотел спасаться без щенка… Пока не поймал домашнего любимца, в окно не полез.

Услышав, что дети в хате, отец бросился за ними в огонь

Тем временем распахнутые двери с окном обеспечили хороший доступ кислорода огню. И старенькая хата, сделанная из самана (необоженный кирпич, изготовляемый из глины), вспыхнула, словно спичка. Зарево было видно за несколько километров, и Виталий, отец семейства, находясь вдали от дома, сразу определил, что горит на его улице. Кинули все и быстро примчались с кумом домой. Во дворе хозяин застал собравшихся односельчан, которые пытались залить огонь водой из ведер. «Где дети?» — первым делом спросил у народа Виталий. Услышав, что они в хате, тут же шагнул в огонь. К сожалению, мужчина недослушал, что дети находятся в хате у соседки бабы Маши, и едва не погиб, наглотавшись дыма. У него обгорели лицо, руки, спина. Люди вытащили Виталия из пламени уже без сознания.

Односельчане спасли и Ларису. Она тоже лишилась чувств, вытаскивая из хаты, объятой огнем, нажитое добро.

- Эту хату мы купили три года назад. Впервые в моей жизни появился свой угол — раньше я жила у бывшего мужа, — рассказывает Лариса.  — Завели хозяйство и прошлым летом сделали ремонт. Купили новую мебель — кресла, диван, мягкий уголок на кухню, на окна повесили красивые шторы. Только жить бы да радоваться. И вот все сгорело…

Смотреть на то, как все, нажитое тяжким трудом, превращается в пепел, Лариса не могла. Забравшись через окно в спальню, куда еще не дошел огонь, она стала выбрасывать оттуда одеяла, подушки, детскую кроватку… А потом кто-то заметил, что женщина слишком долго не появляется. Заглянули туда и увидели, что Лариса лежит без сознания. Спасибо, Николай Кисарец и Юрий Повалий вытащили ее на свежий воздух, стали водой отливать. Тут и «скорая помощь» прибыла — врачи хотели забрать пострадавших в больницу, но супруги не согласились. Их напичкали уколами, оказали первую медицинскую помощь, и уже на следующий день семейство приступило к разбору пепелища.

… Причиной пожара стало короткое замыкание электропроводки. И хотя Зеновы многого лишились, наедине со своей бедой не остались. Одеждой и деньгами помогли односельчане, педагоги Величковской школы, в которой учатся Вика с Богданом, а также родители их одноклассников. От просторной ухоженной хаты Зеновых практически ничего не осталось. Но крыша над головой у них все-таки есть — два года на соседней улице пустовала небольшая хата покойной матери Виталия, сюда и перебрались. Здесь немного тесновато, но красиво, уютно и спокойно. На гуманитарную помощь Лариса с Виталием тут же приобрели бывшую в употреблении широкую кровать, а под ноги в гостиной хозяйка постелила чуть-чуть обожженный ковер, который успела сорвать со стены своей бывшей спальни.

«Шкатулка стояла на окне и немного обгорела, но деньги в ней остались целы»

- Новый телевизор кум еще как-то успел выхватить из горящей гостиной, а я шкатулку с деньгами схватила, — говорит Лариса.  — Обычно мы хранили деньги в шкафу среди одежды, а то получили две тысячи гривен за сданных свиней, половину потратили, а половину положили в Викину шкатулку. Шкатулка стояла на окне и немного обгорела, но деньги остались целы.

Больше всего в семье сожалеют о Викиных поделках. Она освоила искусство макраме и с удовольствием плела из ниток бабочек, ежиков, рыбок…

- А у меня три учебника сгорело, — без сожаления сообщает Богдан, выглядывая из спальни.

- Надо было не огонь заливать, а выносить из хаты все, что можно, — вздыхает Лариса.  — В селе нет колодцев — только колонки, а вода в них подается с перебоями. Обычно с пяти вечера и до одиннадцати утра вода перекрыта. Поскольку пожар случился после семнадцати часов, то напора в трубах уже не было, и люди едва нацеживали по полведра, чтобы плеснуть в огонь. К тому же пожарная машина застряла на железнодорожном переезде…

Но самое важное, что все остались живы и здоровы. Супруги уже договорились с продавцом пустующей хаты, которая стоит рядом с той, что сгорела, о ее покупке. Уж очень им то место нравится. Восстанавливать хату нет смысла, но двор там просторный, детям есть где погулять. Будет два двора. Да и ту хату, в которой живут сейчас, продавать не собираются.

- Пусть будет. На всякий пожарный случай, — решил глава семейства.

P. S. За содействие в подготовке материала автор благодарит помощника начальника Главного управления МЧС Украины в Полтавской области Светлану Наталенко.