Новость о том, что в Украине усложнится процедура похорон, наделала много шума. Речь идет о принятых парламентариями несколько месяцев назад изменениях в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК), которые вступят в силу с 16 марта. Если сейчас следователь сам отправляет тело в морг для установления причины смерти человека, то с введением новых правил он должен обращаться с ходатайством в суд о назначении экспертизы. При этом, как утверждают многочисленные комментаторы, без выводов эксперта нельзя будет похоронить человека, даже если он умер дома от старости. Кроме того, решение о проведении экспертизы может принимать лишь один суд в каждой области (в Киеве этим сможет заниматься только Шевченковский райсуд, потому что на территории этого района расположено городское управление Нацполиции). Учитывая загруженность украинской Фемиды, есть опасения, что родственникам придется по несколько дней, а то и недель хранить тела умерших дома, ожидая разрешения на вскрытие.
Впрочем, как заявил спикер МВД Артем Шевченко, изменения касаются лишь ситуаций, связанных с подозрениями о насильственной смерти. «Если смерть наступила по естественным причинам, там другая процедура. Однако лишение следователя права обращаться к экспертам напрямую замедлит следствие и сильно увеличит нагрузку на суд», — отметил Артем Шевченко.
В судебном корпусе также отмечают, что экспертиза проводится лишь в рамках уголовного производства. «Если человек умер естественной смертью, его близкие и родственники не испытают на себе действия нововведений уголовно-процессуального законодательства. Правила погребения в Украине не изменились! А если все-таки придется следователю обращаться к следственному судье с ходатайством о назначении экспертизы, оно будет рассмотрено немедленно и без каких-либо проволочек», — написала в «Фейсбуке» судья Дубенского райсуда Ривненской области Александра Жуковская, добавив, что нет никаких оснований для паники.
В свою очередь, судебно-медицинский эксперт высшей категории Борис Яворский оптимизма судьи не разделяет.
«Как следует из текста новой редакции, теперь следователь не имеет права назначать судебно-медицинскую экспертизу, в том числе и обязательную, для установления причины смерти, — пояснил Борис Яворский. — В случае наступления смерти лица или выявления трупа следователь после регистрации уголовного производства в Едином реестре досудебных расследований дожидается назначения процессуального руководителя и составляет ходатайство в суд о назначении судебно-медицинской экспертизы. Это ходатайство согласовывается с процессуальным руководителем в прокуратуре, после чего к нему составляется сопроводительное письмо и эти документы отвозятся в суд по территориальности юридического адреса правоохранительного органа. Следственный судья в установленный срок до трех дней рассматривает это ходатайство и, если оно оформлено правильно, удовлетворяет его, назначая экспертизу. Если же ходатайство не соответствует п. 2 ст. 244 УПК, следственный судья возвращает ходатайство с отказом, после чего все начинается вновь. Какова участь трупа на протяжении всей этой переписки, законодатель стеснительно умалчивает. Поскольку судебно-медицинские морги не могут принимать труп без положенной документации, предполагается, видимо, что мертвое тело все это время продолжает лежать и разлагаться на месте его обнаружения».
По словам Бориса Яворского, новые нормы УПК усложнят ситуацию и с освидетельствованиями живых людей, в том числе жертв изнасилований.
Верховная Рада 13 марта попыталась рассмотреть спорные моменты в УПК, но соответствующий законопроект был снят с рассмотрения «для политических консультаций». Впрочем, народный депутат от «Блока Петра Порошенко», член парламентского комитета по вопросам законодательного обеспечения правовой политики Валерий Карпунцов заявил, что парламент 15 марта усовершенствует Уголовно-процессуальный кодекс и решит все проблемы, в том числе связанные с проведением экспертизы умерших.
Пока же, как констатировал Борис Яворский: «Внятных рекомендаций и конструктивных предложений по организации работы от представителей правоохранительных органов на текущий момент нет».
Некоторых умерших все же можно будет хоронить и без такого разрешения. Как рассказал «ФАКТАМ» замначальника Главного следственного управления Нацполиции Украины Максим Цуцкиридзе, если покойному было 80—90 лет и он умер дома под присмотром врача, тело вряд ли придется отправлять на экспертизу. В таком случае необходимые для погребения документы оформляют правоохранители, медучреждения и органы регистрации гражданского состояния.
О том, как будут развиваться события, читайте на нашем сайте fakty.ua.