Події

Заправлять воздухомобиль можно будет даже у себя в гараже с помощью мини-компрессора, при этом одной заправки хватит на 120 километров пути

0:00 — 22 лютого 2008 eye 1212

После презентации самого дешевого в мире авто за две с половиной тысячи долларов индийский автоконцерн Tata объявил о выпуске малолитражки, работающей на сжатом воздухе. Ее цена — порядка пяти тысяч долларов Около месяца назад индийская автокорпорация Tata представила на автошоу в Дели малолитражку Nano (»Нано»). В мини-автомобильчике нет ничего примечательного, кроме заявленной производителем цены — порядка двух с половиной тысяч долларов! Для сравнения: самый дешевый автомобиль в Украине — запорожскую «Славуту», у которой в комплектации лишь обогрев заднего стекла, — продают примерно за пять с половиной тысяч долларов (на машины прошлого года выпуска действует скидка 300 долларов). А прямой конкурент «Нано» — узбекский Daewoo Matiz (»Дэу Матиз»), наиболее популярная в Украине микролитражка, — стоит и вовсе около семи тысяч. Подобные мини-автомобили из Китая еще дороже (к примеру, на днях в Киеве была презентована новинка — Chana Bei (»Чана Бенни») ценой порядка девяти тысяч долларов). И вот очередная сенсация от индийцев. Уже к концу этого года они запустят в серийное производство «братишку» модели Nano по имени OneCAT (»ВанКЭТ»), который будет иметь уже не бензиновый, а пневмомотор, работающий на сжатом воздухе. Заявленная цена революционной новинки — около пяти тысяч долларов.

Если перевести пневмотопливо в бензиновый эквивалент, то машина расходует около литра на сто километров пути

Авторы идеи пневмомобиля — французские инженеры. Принцип воздушной машины прост и гениален — поршни мотора «толкает» не сгорающий в цилиндрах бензин, а поступающий под высоким давлением воздух из баллона. Проблема заключалась лишь в малой мощности пневмодвигателей, а также в небольшом запасе хода — всего 20-30 километров. Для машинок из гольф-клуба этого достаточно, для обычной эксплуатации — явно нет. Еще один существенный минус воздушных двигателей — слишком большая вибрация, из-за которой машину трясет, как в лихорадке.

Однако французский инженер Ги Негрэ все-таки построил пневмоавтомобиль под названием «Мини». На своих баллонах «Мини» способен проехать несколько сот километров (максимальная скорость — 110 километров в час). Если заправлять автомобиль воздухом на компрессорной станции, это займет три-четыре минуты. «Подкачка» с помощью мини-компрессора, работающего от розетки, длится три-четыре часа. «Воздушное топливо» стоит относительно дешево: если перевести его в бензиновый эквивалент, получится, что машина расходует всего около литра на сто километров пути.

Преимущество пневмомобиля еще и в том, что он почти не требует масла, так как в его двигателе не происходит процессов горения (литра «смазки» хватает на 50 тысяч километров). Любопытно, что кондиционер в такой машине может функционировать на «отработанном» воздухе, который вылетает из мотора охлажденным.

В прошлом году Негрэ заключил с Tata договор о сотрудничестве. Причем по замыслу индийцев стоимость автомобиля, построенного французом, должна быть снижена с 11 тысяч до 5 тысяч долларов. Для этого вес машины уменьшили с 750 до 350 килограммов: кузов из стеклопластика и бак с воздухом крепятся на шасси из склеенных металлических трубок. Для увеличения мощности мотора воздух перед подачей в двигатель планируют разогревать специальной горелкой. В комплекте с автомобилем будет продаваться и компрессор для заправки пневмомашины в гараже, от обычной розетки. Полного бака хватит на 120 километров пути. Создатели утверждают, что новинка к тому же абсолютно безвредна для окружающей среды.

Под водительским сиденьем «Нано» стоит аккумулятор, а передний пассажир сидит прямо на… топливном баке

Насколько серьезно можно относиться к наполеоновским планам Tata? Об этом, считают специалисты, свидетельствует пример «Нано» с бензиновым двигателем. Ведущие автоиздания Европы, куда Nano собираются через пару лет экспортировать, направили своих экспертов в Индию, чтобы опробовать новую малолитражку, и она, на удивление, произвела весьма неплохое впечатление.

Так, долгое время ходили слухи, что «Нано» смастерили из пластика и картона. Однако это не так. Сделан автомобильчик «по-взрослому» — кузов из штампованной стали, правда, некоторые детали все-таки не сварены, а склеены друг с другом. Снизить цену помогли инженерные находки: к примеру, гофрированная крыша и стекло задней двери взяли на себя роль усилителей кузова.

В салоне «Нано» вовсе не так уж и тесно — благодарить здесь нужно высокую посадку, ведь длина «индийского чуда» почти на 40(!) сантиметров меньше, чем крошечного «Матиза» (зато ширина такая же, при этом «Нано» сантиметров на 12 выше своего конкурента).

- Единственная возможность разместить четверых человек в автомобиле длиной чуть больше трех метров — это посадить их максимально вертикально,  — поясняют инженеры Tata, — а двигатель перенести из-под капота в багажник.

Да-да, 33-сильный мотор «Наночки», как и в «горбатом» «Запорожце», находится сзади, а сам автомобиль заднеприводный. Для экономии места аккумулятор разместили под водительским сиденьем, но больше всего повезло переднему пассажиру — он сидит прямо на… топливном баке, крышка которого находится под капотом. Увы, устроить под капотом багажник не вышло — там едет «запаска», рядом с которой удастся впихнуть разве что небольшую сумку. Более существенную поклажу можно поставить лишь за передним рядом сидений, да и то если полностью сложить заднюю скамеечку.

Отделка салона «Нано» еще проще, чем «Таврии». По центру выгнутой передней панели из серого пластика красуется один-единственный прибор — спидометр. Впрочем, можно было сэкономить и на нем, ведь машина разгоняется от силы до 80-90 километров в час (заявленная «максималка» — 105 километров в час, у «Матиза» с моторчиком 0,8 литра — 128 километров в час). На быструю езду «Нано» не рассчитан — может выйти из строя трансмиссия (да и колесики двенадцатого радиуса кажутся уж чересчур игрушечными). Ручки отопителя, как в «Таврии», у «Нано» нет. Обогрев салона (а вместе с ним кондиционер и подушки безопасности) появится лишь в более дорогой версии «Де люкс», которую планируют поставлять в Европу. Увы, о стоимости дорогой модификации самого дешевого авто в мире пока не заявляется.

К слову, несмотря на очень скромную мощность моторчика объемом 0,6 литра, аппетит у «Нано» весьма неплохой — порядка пяти литров бензина на сто километров пути.