Генеральный прокурор Юрий Луценко во время выступления в парламенте, анонсируя внесение представления на снятие депутатской неприкосновенности с Надежды Савченко, заявил, что она «лично планировала провести террористический акт в стенах парламента, уничтожив боевыми гранатами две ложи с министрами и депутатами. Затем минометами обрушить купол Верховной Рады и автоматами добивать тех, кто выживет…» Для реализации этих намерений Савченко, по словам генпрокурора, вербовала исполнителей теракта и давала им указания. У силовиков есть неопровержимые доказательства этому, соответствующие материалы переданы парламенту. Рассмотрение представления Генеральной прокуратуры о снятии депутатской неприкосновенности с целью привлечения к уголовной ответственности Савченко запланировано в сессионном зале на 22 марта.
Ровно два года назад в эти же дни Надежда держала продолжительную голодовку в российском СИЗО. Там Савченко оказалась после того, как в июне 2014 года во время боя под Луганском попала в плен боевиков и тайно была вывезена в Россию, где ее обвинили в причастности к убийству на территории Украины двоих российских журналистов. На протяжении длившегося около двух лет сфабрикованного в РФ судилища украинская власть, активисты, журналисты и правозащитники, а также международная общественность требовали освобождения Савченко с позывным «Пуля». Находившуюся в российских застенках заложницу избрали в Верховную Раду под первым номером списка партии «Батьківщина», ей присудили несколько международных премий и орденов, присвоили звание Героя Украины, делегировали в ПАСЕ. Тем временем в РФ ее приговорили к 22 годам тюрьмы, но в мае 2016 года в результате обмена на двух плененных в Луганской области российских десантников Савченко передали Украине.
В «Борисполе» Надежду встречали как героиню. Вероятно, в эйфории от такого события — возвращения на родину заложницы Кремля — потерялась казавшаяся тогда пренебрежительной, а ставшая по сути пророческой фраза, сказанная Савченко в аэропорту: «Не дарите мне цветы, вы скоро будете бросать в меня камни». И эти слова Надежды отнюдь не единственные, являющиеся иллюстрацией к библейскому «Не сотвори себе кумира». Из открытых источников (репортажей, интервью, комментариев и книги воспоминаний Савченко «Сильное имя Надежда», вышедшей в 2016 году) «ФАКТЫ» собрали цитаты политика с позывным «Пуля», рисующие траекторию ее пути от девушки, мечтавшей стать военной летчицей, до депутата, подозреваемого в подготовке теракта…
Из мемуаров Савченко «Сильное имя Надежда»: «На всех семейных праздниках, когда собиралась родня за столом, наши родители никогда не говорили: «Им не наливать, потому что они еще дети». Нам понемногу наливали вина или того, что мы хотели. Я обычно водку выбирала… К алкоголю мой организм достаточно стойкий был. А напилась, ну так, чтобы в хлам набраться, я первый раз в 17 лет. Тогда отец еще говорил: «Так, Надя, тебе пить нельзя. Ты страшная в пьянке».
Из интервью «ФАКТАМ». 2009 год. «Мой друг увлек меня небом в 17 лет. Именно тогда я решила, что хочу стать летчиком. Очень долго по разным справочникам искала, в каких институтах их готовят. И нашла Харьков — университет Воздушных сил. Приехав подавать документы, услышала от мужчин с большими звездами на погонах: «У тебя есть одна проблема — ты девочка». Я сразу ответила: «А за штурвалом самолета чем нужно думать — головой или тем, что между ног?» — «Ах, ты еще и хамка. Все, до свидания. Вам здесь не место».
Ради своей мечты стать военным летчиком Надежда Савченко в начале 2000-х подписала контракт на службу в украинской армии и стала единственной украинской женщиной-стрелком в составе миротворческих войск в Ираке. В коротком комментарии военному корреспонденту в 2005 году в Ираке она сказала: «Для того чтобы летать, мне придется стать офицером. Настоящим офицером можно стать лишь тогда, когда пройдешь „срочку“ и побываешь в боевых действиях, понюхаешь пороха. Только тогда из человека будет настоящий офицер. Если служить год, то в Украине или в боевых действиях. Лучше в боевых действиях».
В 2009 году Савченко в интервью «ФАКТАМ» сказала: «В Ираке один арабский полицейский сначала хотел купить меня в жены за двух баранов — это у них там стандартная цена за женщину. Потом там же, в Ираке, меня хотел купить еще и принц Эс-Сувейры, уже за 50 тысяч долларов. Для сравнения: такую сумму у них дают за голову террориста. Принц ухаживал серьезно — привозил мне на КПП розы, финики, золото. Я брала только розы — чтобы уважить человека. В итоге комбат объяснил ему, что сделка невозможна. Хотя я не пошла бы за него даже за миллиард».
Из мемуаров Савченко о службе в Ираке: «США платили за одну живую боевую единицу (солдата, генерала — пофиг!) в день одинаковую цену. В месяц 6000 долларов. Далее власть каждой страны оценивала жизнь своего человека по своему усмотрению: солдат американской армии получал 3000 долларов, а генерал — 6000 долларов. У нас рядовой получал 670 долларов, а полковник — 2500 долларов. Зарплаты у украинского контингента были самыми низкими. Куда девался остаток средств, остается только догадываться…»
2009 год. В интервью «ФАКТАМ» выпускница Харьковского национального университета Воздушных сил имени Ивана Кожедуба Савченко рассказывала: «Разрешения поступить на летный факультет я добилась через министра обороны. И благополучно отучилась два курса. А потом меня списали с летной службы, при этом уволив из Вооруженных Сил Украины… У меня случился конфликт, причем довольно нелепый, из-за дежурства в офицерской столовой. Я не уступила, за что и поплатилась. Мне объявляли выговоры за все, даже за нарушение формы одежды — это когда я не надевала носки, которые не привыкла носить. Я добилась восстановления через Министерство обороны… (Потом) меня списали еще раз, я снова восстановилась, но уже не как военный летчик, а как штурман…»
Спустя семь лет, в 2016 году, Анатолий Гриценко (в 2005-м — министр обороны Украины) в интервью «Обозревателю» подтвердил: «В тот период, когда я был министром, Надежда Савченко вступала в университет Воздушных сил, хотела стать летчицей. Но уже по возрасту не подходила; по закону ее нельзя было принять в этот университет. Она обратилась ко мне, министру обороны, чтобы в порядке исключения дал ей разрешение, и я это сделал. Я еще тогда увидел в ней большой потенциал, что это настоящий воин, и не ошибся, она стала достойным офицером».
2011 год. В интервью военному телевидению Надежда Савченко сказала: «Счастлив тот человек, который умирает на любимой работе. Например, когда серфингиста накрывает волна, у парашютиста не открывается парашют, подводник не всплывает. Да, возможно это жестоко и страшно, возможно, каждый мечтает умереть своей смертью. Но есть люди, которые мечтают умереть на любимой работе. Возможно, я одна из них».
2012 год. В украинском шоу «Битва экстрасенсов» Надежда Савченко, представленная как снайпер и бывшая участница миротворческого контингента в Ираке, заявила: «Энергетика оружия не имеет пола… Глаза смерти — это дуло автомата».
Из мемуаров Савченко: «От нудной работы и службы в Бродах году на втором я спиваться начала… Один раз траванулась я в каком-то кабаке «паленкой» (некачественной водкой. — Авт.), и, не доходя до общежития, вырубило меня в каких-то кустах. Ехал на своей машине наш начальник, увидел меня и вместо того, чтобы помочь, поехал растрезвонивать: «Вон она в кустах пьяная валяется, еще и в форме!» Ехал наряд из БЧ, помогли мне дойти до общежития. Не то чтобы я первая или последняя так в кустах спала, да и дело было уже после службы. Вот только неправильно сделала, что в форме пить пошла, надо было переодеться, а то и сама понимаю, что это как-то нехорошо, что лейтенантские «звездочки» в кустах лежат! Но я в кустах и полковничьи «звездочки» видела и не сдавала никого, а помогала, но это — на совести каждого. Мне этого не простили.
Больше всего верещали жены военных: «Как она могла?! Она же женщина!» Вот как могла, так и нах… лась!.."
2013 год. Евромайдан. Из мемуаров Савченко: «Продукты приносила вместе с сестрой, дрова рубила, помогали, чем могли. Пытались митингующих остановить, когда они начали брусчатку в ребят-МВДшников бросать. Потому что камни до власти все равно не долетят. А потом защищали людей от «Беркута», когда тот в наступление пошел, потому что и те, и те — мой народ, украинский народ, которому я присягу давала!..
…И все-таки я пыталась остановить столкновения хоть на одном краю шеренги. Когда плитка прилетела мне в ключицу, МВДшники закрыли щитами меня и выпустили по ряду под стенами здания с криками «Уходи отсюда!». Потом прикатили и подожгли шины и подпалили Майдан. Остановить уже было невозможно. Загремели барабаны, люди начали быстро стягивать и строить баррикады, готовить и бросать коктейли Молотова. В ответ от «Беркута» начали лететь гранаты «Терен-4» с удушающим газом и резиновые пули. Я взяла в руки два баллончика с дистиллированной водой и бегала, промывала парням глаза".
Из мемуаров Савченко: «Выкрали и вывезли меня тайно, незаконно, против моей воли, в наручниках и с мешком на голове, через границу Украины и России в ночь с 23 на 24 июня 2014 года. На шести машинах, под вооруженной охраной. Дальше была неделя незаконного удержания меня в мотеле „Евро“ в Воронеже. Никто в Украине не знал, где я…»
31 июля 2014 года, спустя немногим более месяца после пленения, Савченко напишет «обращение к воинам Донецкой и Луганской областей Украины»: «Я не стану вас называть сепаратистами или террористами, потому что сталкивалась с вами в бою и в разговоре, и могу признать, что большинство из вас действительно воины… Давайте услышим друг друга, простим друг друга и начнем разговаривать, пока не дошли до „точки невозврата“. Сделать это нужно ради тех, кого мы хотим защитить, ради наших родных, а не власти и политиков. Воин — это не только глупая смелость, упрямство и самопожертвование, это еще и мудрость. Мы с вами — один народ!..»
Через несколько месяцев плена: «Я смеялась от осознания иронии факта: попасть в плен к собственному народу».
2016 год. Март. Последнее слово Савченко на суде в России: «…у России есть не более десяти дней, чтобы возвратить меня в Украину, откуда похитили! И меня не волнует, каким образом они будут это обосновывать! Я слышала о довольно неплохих способностях Порошенко в дипломатии. Я надеюсь, что его дипломатических способностей хватит на то, чтобы договориться в России с одним идиотом…»
2016 год. Май. В день возвращения в Украину: «Я вас прошу, не прикасайтесь ко мне пока. Я очень сильно отвыкла от тактильных ощущений… Если так каждый захочет пожать мне руку, от меня ничего не останется. Все будет хорошо, поверьте, просто дайте мне не изгадиться, дайте мне, а я сделаю все, чтобы вы во мне не разочаровались».
* В 2016 году в свои первые рабочие дни в Верховной Раде Надежда Савченко сказала: «Такое ощущение, что депутаты — школьники, которые ленятся и сачкуют. У меня такое чувство, что я всю жизнь здесь сидела». Фото УНИАН
2016 год. Июнь. Спустя две недели после возвращения в Украину Савченко заявила: «(Нужно) выйти на прямую связь, без минских договоренностей, с „ДНР“ и „ЛНР“. Выйти на внутреннюю связь без третьей и четвертой стороны… Захарченко и Плотницкий могут позиционироваться, если так можно сказать, как „народные депутаты от ДНР и ЛНР“. Я готова с ними так говорить». В этот же период в одном из первых интервью «Украинской правде» сказала: «Пока меня не было, делали, что хотели. Я теперь сама буду из себя делать то, что я есть».
2016 год. Август. Во время пресс-конференции Надежда Савченко напомнила: «Если вы когда-нибудь ходили не только на Майдан, но и на Антимайдан, и говорили с людьми еще в то время, когда это все начиналось, и слушали людей, то они стояли за одни ценности. Просто они не могли понять, что они у них одни».
2016 год. Декабрь. После неофициальной поездки в Минск и тайной встречи там с главарями боевиков Савченко заявила: «Я обещала людям, что выйду из тюрьмы и буду говорить даже с чертом. Да, я сидела за столом переговоров с людьми, с которыми мы стреляли друг в друга. Я в них черта не увидела».
2017 год. Февраль. Савченко вместе с главой «Офицерского корпуса» Владимиром Рубаном посетила оккупированный Донецк. После этой поездки народный депутат Татьяна Рычкова с трибуны Верховной Рады заявила: «Я говорю по поручению и от имени военнослужащих Воздушных сил Украины. На этой неделе народный избранник Надежда Савченко была в районе Донецкого аэропорта, где встречалась с военнослужащими 80-й и 79-й отдельных десантно-штурмовых бригад и подстрекала их оставить свои позиции, прийти в Киев и прийти сюда «свергать преступную власть».
2017 год. Май. Спустя год после возвращения из России в Украину Савченко заявила: «Я готова выставить свою кандидатуру на президентских выборах».
В декабре прошлого года Савченко сказала: «Украина войну не начинала. Войну начала Россия. Точнее — Путин с Порошенко».
2018 год. Март. Савченко: «Военный переворот в Украине — это ожидаемое и, наверное, очень правильное событие… Я 10 лет служила в ВСУ, у меня знакомых половина армии. Даже против Януковича были готовы вертолеты взлетать, когда он ставил нас охранять свои владения, были готовы взлетать вертолеты и бомбить Верховную Раду. Военные — люди дела. Они мало говорят, много рассказывают анекдотов, и в этом их сила. Они часто тупые и исполняют приказы, но у них есть предел…»