В четверг, 22 марта в Брюсселе начинает свою работу двухдневный саммит Евросоюза на уровне глав государств и правительств стран-членов ЕС. Встреча пройдет в три этапа. Сначала за столом переговоров будут сидеть делегации всех 28 стран ЕС. Затем саммит покинет британская делегация. А завершится встреча беседой 19 лидеров государств еврозоны (стран, которые используют евро в качестве основной денежной единицы).
Саммит начнется со встречи с председателем Европейского парламента Антонио Таяни. Потом последуют переговоры, пресс-конференция, рабочий ужин. На следующий день снова переговоры и еще одна пресс-конференция.
В повестке много вопросов, но основное внимание лидеры стран ЕС намерены уделить двум проблемам — отравление бывшего полковника ГРУ СССР Сергея Скрипаля и его дочери в Солсбери и решение президента США Дональда Трампа ввести штрафные пошлины на импорт стали и алюминия. Причем обе проблемы прямо или опосредованно связаны с Россией.
Тему Скрипаля 19 марта обсудили министры иностранных дел стран ЕС, которые тоже собирались в Брюсселе. Они выразили «безграничную солидарность» с Великобританией, однако коммюнике оказалось мягче, чем совместное заявление лидеров Великобритании, Германии, США и Франции, прозвучавшее ранее.
Главы МИД стран ЕС не стали напрямую обвинять Россию в отравлении. В документе говорится, что ЕС «очень серьезно» относится к оценке событий в Солсбери, данной Великобританией, и ответственность за инцидент «весьма вероятно несет Российская Федерация».
Ожидается, что 22 марта премьер-министр Великобритании Тереза Мэй ознакомит других лидеров стран ЕС самой подробной информацией по делу Скрипаля. И тогда участники саммита смогут выработать четкую общую позицию.
Европейские СМИ полагают, что Мэй призовет других лидеров последовать примеру Великобритании и выслать российских дипломатов из своих стран.
Вторая тема — это введение штрафных пошлин на импорт стали и алюминия в США. Меры вступают в силу уже в ночь с 23 на 24 марта.
В Брюсселе напоминают, что правила Всемирной торговой организации (ВТО) не запрещают в подобном случае принимать ассиметричные шаги. Принципиальная договоренность о них в ЕС уже достигнута. Правда, и в Брюсселе, и в Берлине еще сохраняется слабая надежда на то, что в самый последний момент Вашингтон сделает исключение для европейских производителей стали и алюминия. Переговоры об этом в столице США вели в последние дни и министр экономики Германии, и комиссар ЕС по торговле.
Но если европейцам в этот раз и повезет, это не значит, что американские пошлины останутся без каких-либо ответных мер со стороны ЕС. Дело в том, что в Брюсселе резонно опасаются переориентации мировых потоков стали и алюминия с американского рынка на европейский.
Когда производителям из Бразилии, Китая или России будет ограничен экспорт в США, они наверняка попытаются увеличить объем поставок в страны ЕС. И тогда Брюсселю придется принимать защитные меры.
Российские производители могут в таком случае понести особенно большие убытки. Дело в том, что Америка — второй по значению после Турции зарубежный рынок сбыта для российских металлургов и крупнейший иностранный покупатель алюминия из России. В 2017 году российские компании поставили в США металлов на 4 миллиарда долларов. Евросоюз вряд ли допустит, чтобы такие объемы данной продукции продавались на объединенном рынке Европы.