Гроші

При перелете лоукостером стоимость места багажа может обойтись дороже самого билета

15:49 — 30 березня 2018 eye 1442

Как ранее сообщали «ФАКТЫ», после длительных перипетий и переговоров на отечественный рынок все-таки заходит крупнейшая европейская лоукост-авиакомпания Ryanair. Уже утверждены маршруты и дни вылетов, а на сайте компании началась продажа билетов. Первые рейсы из Киева и Львова компания запланировала на октябрь нынешнего года в восемь стран Европы: Испанию, Словакию, Польшу, Литву, Германию, Ирландию, Швецию и Великобританию. Кроме того, как заявил министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян, ведутся переговоры с Ryanair, чтобы уже со следующего года запустить рейсы из аэропорта Херсона. Также готовятся предложения по организации полетов этого лоукоста из Одессы, Харькова и Днепра.


Об особенностях работы с пассажирами авиакомпании Ryanair и других лоукостер «ФАКТАМ» рассказал эксперт Центра транспортных стратегий Николай Засядько.

— Какие цены предлагают лоукостеры, и в частности Ryanair? От чего они зависят?

— Цены на перелеты компании Ryanair начинаются от 20 евро, если не считать периодических акций и распродаж по 10, 9 или даже 7 евро. Но средняя стоимость билета у Ryanair и других бюджетных авиалиний составляет 40—50 евро. Цена зависит от многих факторов. В первую очередь, от длительности перелета. Если он занимает час или два, билет будет дешевле, чем на рейс длительностью три часа и более. Как правило, подобные компании работают на коротких и среднемагистральных маршрутах, где полет длится от одного до четырех часов.

Что касается дешевых билетов, то пассажир должен понимать: лоукостер — это авиакомпания, стремящаяся заработать деньги путем привлечения максимального количества пассажиров. Перевозчики с такой бизнес-моделью не летают себе в убыток. Последнее тоже возможно, но при условии, что лоукостеру заплатят хорошие дотации за каждого привезенного пассажира. В странах Европы это общепринятая практика, когда аэропорты и города либо регионы, которые ими владеют, доплачивают бюджетным перевозчикам. В Украине пока такой механизм не предусмотрен законодательно. У нас Ryanair может рассчитывать только на скидки по аэропортовым сборам.

Каждый рейс имеет свою стоимость, и авиакомпания рассчитывает заработать на нем определенную сумму. Поэтому необходимо понимать, что если потенциальный пассажир видит билеты по 20 евро, то это вовсе не означает, что все места в самолете будут продаваться по такой цене. Другими словами, общее количество мест в самолете разбивается на определенные ценовые группы. Одна часть билетов может продаваться по сверхнизкой цене в 10 евро, вторая часть билетов — по 20 евро, третья — по 30—40 евро и так далее. По мере приближения к дате планируемого вылета количество свободных мест с привлекательными ценами сокращается — и стоимость билета увеличивается. Бывает, лоукостеры устраивают распродажи дешевых билетов за месяц до вылета, но это, как правило, касается новых рейсов, которые необходимо «раскрутить». Кроме того, стоимость билетов растет по мере приближения даты вылета.

Если говорить непосредственно о Ryanair, то наблюдения пользователей и исследования специалистов в сфере авиаперевозок показывают, что выгоднее всего покупать билеты за четыре—шесть месяцев до вылета. Причем, если вы даже купите билет более чем за шесть месяцев, необязательно он будет дешевле купленного за четыре месяца. Естественно, когда до вылета остается менее четырех месяцев, цена увеличивается. В последний месяц перед вылетом стоимость возрастает практически до уровня традиционных авиаперевозчиков. Причем нередко при покупке билета за неделю до вылета его цена может оказаться даже выше, чем у традиционных авиакомпаний. Кстати, такая тенденция сейчас прослеживается с компанией Wizz Air — в определенные периоды их цены сравнимы с ценами МАУ, а иногда они даже дороже.

К сожалению, у нас многие люди по-прежнему думают, что лоукостер — это исключительно дешевые перелеты. Но это не совсем так. Действительно, благодаря отказу от ряда услуг бюджетные перевозчики предоставляют более дешевые билеты. Но за ними тоже нужно «охотиться» и тщательно планировать свои поездки.

— Как лучше покупать и чем рассчитываться? Зависит ли цена от способа заказа и оплаты билетов?

— Между покупкой билета в кассе и через Интернет есть существенная разница. В кассе билет будет однозначно дороже — как минимум за счет комиссионных, которые берет продавец. Но европейские лоукостеры сейчас почти полностью отошли от практики продажи билетов через кассы. В частности, Ryanair продает билеты только в режиме онлайн, так как это существенно удешевляет затраты самой авиакомпании. Поэтому люди для расчетов должны обязательно иметь платежную карту.

Есть еще один важный нюанс, относящийся ко всем авиакомпаниям. Когда человек выбирает билет на сайте авиаперевозчика, рекомендуется включать в интернет-браузере режим «инкогнито», в котором не сохраняется информация о посещении сайта авиакомпании. Поэтому при каждом новом заходе на сайт продавец воспринимает вас как нового посетителя. Дело в том, что нередко авиакомпании, видя, что вы обращаетесь к ним не впервые, а значит потенциально заинтересованы в покупке, стараются немного завысить цену. Я не стану утверждать, что так делают все авиакомпании, но за лоукостерами подобные действия замечались неоднократно. Еще одним простым способом является использование двух разных компьютеров. Например, присматриваться к ценам на рабочем компьютере, а приобретать билет на домашнем.

Не менее важным является и время покупки. Лучше всего билеты приобретать в будние дни. И на будние дни. Например, если покупать билет в субботу или воскресенье, то система автоматически предложит цену несколько выше, чем в будний день. По наблюдениям опытных путешественников, покупать билеты у Ryanair лучше всего в четверг. Хотя для покупки билетов традиционных авиакомпаний лучшим днем считается вторник.

Что касается выбора дня полета, то тут тоже есть нюансы. Скажем, если вы приобретаете билет для вылета в пятницу, а обратный на воскресенье, то стоимость перелетов будет заметно выше, чем если бы вы летели в будние дни. Лоукосты очень хорошо просчитывают психологию пассажиров. Ведь часто люди используют бюджетные авиакомпании для коротких развлекательных поездок на выходные. Поэтому рейсы на пятницу, субботу и воскресенье имеют пиковый спрос. Естественно, что авиаперевозчик стремится дополнительно заработать на этой тенденции.

— Какой набор сервисных услуг предлагают лоукостеры, и за что необходимо доплачивать?

— Нужно быть максимально внимательным при покупке билета и тщательно читать все условия. В частности, что входит в стоимость перелета, какую ручную кладь можно брать на борт, во сколько обойдется провоз багажа, какова процедура регистрации перед вылетом и так далее. Такая информация есть на всех сайтах авиаперевозчиков. Но, если вам не удается ее найти, обратитесь в колл-центр или напишите на контактную электронную почту.

Если вы летите по какому-то популярному маршруту (например, Киев — Варшава), то вам есть из чего выбирать. У одной авиакомпании может быть низкая стоимость билета, но багаж, необходимый вам, в стоимость не входит. У другой компании при более высокой цене билета багаж входит в стоимость. Соответственно, вы можете выбирать, что вам важнее и удобнее. К слову о Варшаве. Авиакомпания Ryanair летает в этот город не в аэропорт имени Шопена, а в аэропорт Модлин, расположенный в 40 километрах от города.

Что касается непосредственно Ryanair, то у них весь багаж (то есть каждое отдельное место в грузовом отсеке) платный. Бесплатно пассажир имеет право брать на борт только две единицы ручной клади. Это одна сумка размером не более 55×40×20 сантиметров и весом не более 10 килограммов, а вторая — небольшая сумочка размером 35×20×20 сантиметров (для мелких личных вещей). Рекомендую заблаговременно узнавать точные параметры разрешенной ручной клади еще дома, до выезда, ее перемерить и взвесить. В аэропорту стоят специальные рамки с весами, и если ваша ручная кладь туда не поместится, то вам придется ее оплачивать как багаж. Причем стоимость одного места багажа может обойтись дороже самого билета! Например, билет стоит 30 евро, а багаж 40.

Кроме того, у Ryanair и некоторых других бюджетных авиакомпаний есть ограничения на общее количество мест ручной клади в салоне самолета. Если это количество превышено, вас могут попросить сдать ручную кладь в багаж, причем не исключено, что с доплатой. Такие случаи уже были, и с Ryanair даже велись судебные разбирательства по этому поводу. К сожалению, пассажиру очень сложно доказать свою правоту даже в суде.

В качестве багажа можно брать не больше трех сумок, каждая весом не более 15 или 20 килограммов (в зависимости от рейса), но за каждую сумку нужно будет платить отдельно. Причем багаж стоит довольно дорого — минимум 25 евро за единицу, если оплачиваете онлайн, и 40 евро, если платите в аэропорту перед посадкой. При этом за каждый килограмм лишнего веса придется доплачивать 10 евро.

* Благодаря отсутствию многих услуг бюджетные перевозчики предоставляют более дешевые билеты. Но за ними тоже нужно охотиться и заранее планировать свои поездки

— Как проходит регистрация на рейс?

— Практически у всех лоукостеров регистрация проходит заблаговременно и бесплатно в режиме онлайн, через Интернет. Если же пассажир этого не сделал, регистрация в аэропорту перед посадкой будет стоить 55 евро. При этом в процессе онлайн-регистрации пассажиру нужно очень внимательно вводить все данные на сайте авиакомпании, потому что, например, ошибка в имени или фамилии всего на несколько букв обойдется вам минимум в 115 евро, а во время посадки еще дороже. Правда, авиакомпания Ryanair дает пассажиру 24 часа с момента покупки билета, чтобы бесплатно подкорректировать данные.

— В стоимость билета входят какие-то услуги, кроме самого перелета? Например, питание или напитки?

— Нет, и это изначально заложено в их бизнес-модели. Первые лоукостеры появились в США в 60-х годах прошлого века. Их главное отличие состояло как раз в том, что пассажиру продавалось только кресло в самолете, но дешевле. Их так и называли — «авиакомпании без излишеств».

— Какую ответственность несут бюджетные авиакомпании в случае невыполнения ими своих обязанностей? Например, в случае опоздания или отмены рейса.

— Ответственность они несут точно такую же, как и другие авиакомпании. Тут действуют нормы международного законодательства. Если по вине авиакомпании рейс был отменен или перенесен, то она обязана доставить пассажира в пункт назначения, а в случае длительной задержки предоставить условия для ночлега.

— За счет чего лоукостеры предлагают более низкие цены?

— В первую очередь, как я уже говорил, это отказ от включения в цену билета всех дополнительных услуг для пассажиров. Кроме того, бизнес-модель предусматривает, что самолет должен как можно больше летать. Поэтому такие компании требуют в аэропортах быстрого обслуживания их самолетов и ускоренной процедуры посадки и высадки пассажиров. В частности Ryanair требует от администраций аэропортов, чтобы разрыв между посадкой и следующим взлетом самолета не превышал 35—40 минут. За это время нужно заправить самолет, убрать салон и обеспечить высадку и посадку людей. Кстати, эти жесткие требования и были одной из проблем, почему Ryanair так долго не заходил в Украину. Наши аэропорты поначалу не могли обеспечить столь быстрое обслуживание самолетов ирландского лоукостера. Кстати, у Wizz Air тоже есть похожие требования, но они более лояльные. Поэтому компания Wizz Air и смогла войти на наш рынок раньше конкурента.

— Как пассажир может защитить свои права, если он считает, что лоукост-компания их нарушила?

— Нужно обратиться в колл-центр авиакомпании и попытаться решить проблему мирным путем. Если это не получается — обращаться в суд.

— Приведет ли приход Ryanair к снижению цен украинских авиакомпаний?

— Думаю, что да. У Ryanair устойчивый имидж некоего двигателя авиационного рынка. Куда бы ни пришла эта компания, начинается конкурентная борьба, определенные изменения условий, либерализация цен. То есть идет оживление и увеличение пассажиропотока. Хочу отметить, что и традиционные украинские компании, например МАУ, за последние два года существенно изменили свою бизнес-модель. У них тоже появились отдельные лоукост-тарифы, где человек покупает место с ручной кладью, но без багажа. Также у них появились всевозможные акционные скидки при раннем выкупе билетов, например, за 4—6 месяцев. Но если говорить в целом, то приход Ryanair, крупнейшей европейской авиакомпании, однозначно хорошо для украинского рынка.