В период кредитного бума сотни тысяч украинцев брали банковские ссуды для покупки квартир, машин и бытовой техники. К сожалению, не все смогли вовремя вернуть долг. А в условиях кризиса, безработицы, обесценивания национальной валюты сделать это становится все сложнее. В цивилизованных странах для таких случаев предусмотрен механизм банкротства, когда при взыскании задолженности должнику оставляют шанс со временем восстановить свое материальное благосостояние. В нашей стране тоже вскоре может появиться соответствующее законодательство. На днях Верховная Рада приняла за основу проект Кодекса Украины по процедурам банкротства.
Новый кодекс состоит из двух книг. Первая касается банкротства юридических лиц, а вторая — восстановления платежеспособности физического лица, в частности, признание гражданина банкротом в случае его неспособности выполнять свои имущественные обязательства.
Как указано в пояснительной записке к законопроекту, его целью является «повышение эффективности процедур банкротства, уровня защищенности прав кредиторов, совершенствования процедуры продажи имущества должника на аукционе, повышение уровня исполнения контрактов и судебных решений, урегулирование отношений по восстановлению платежеспособности физических лиц, оказавшихся в затруднительной финансовой ситуации и нуждающихся в помощи со стороны государства».
Как сообщили специалисты Главного научно-экспертного управления Верховной Рады Украины, новый кодекс имеет ряд важных нововведений. Одним из них является расширение полномочий и участия арбитражных управляющих в процедурах банкротства. Так, они смогут получать доступ к государственной тайне и запрещать должникам осуществлять сделки. Также предполагается обязательное участие арбитражного управляющего во всех делах о банкротстве физических лиц.
Еще одной новшеством стало предложение о признании физического лица банкротом в случае его неспособности выполнять свои имущественные обязательства. Однако, как указывают специалисты Главного научно-экспертного управления, проект кодекса не предусматривает мер против использования такого банкротства недобросовестными должниками для уклонения от выполнения своих обязательств.
Кроме того, согласно документу не подлежат реструктуризации или списанию долги по кредитам, полученным на отдых, развлечения, приобретение предметов роскоши, а также долги, которые возникли из-за участия должника в азартных играх, пари и тому подобное.
В проекте кодекса предусмотрены определенные ограничения, устанавливаемые в отношении лиц, которые были признаны банкротами. В частности, такие граждане в течение пяти лет не могут заниматься независимой профессиональной деятельностью в качестве адвокатов, частных нотариусов, арбитражных управляющих, частных исполнителей и так далее. Кроме того, предлагается создать систему автоматизированного ареста средств на банковских счетах должника.
Более подробно о том, чего ждать украинцам в случае окончательного принятия Кодекса о банкротстве, «ФАКТАМ» рассказал кандидат экономических наук, управляющий партнер Консалтинговой компании «Финансовая студия» Евгений Невмержицкий.
— В каких случаях человек может быть объявлен банкротом? О каких долгах и каких суммах идет речь?
— Это может произойти в случае решения Хозяйственного суда по месту жительства должника на основании иска кредиторов по не погашенным в срок долгам. Сумма долгов и период просрочки для подачи иска и начала процедур банкротства законопроектом не определены, что делает возможным манипуляции в случаях, когда сумма задолженности несоизмерима со стоимостью жизненно важных для должника активов. Другими словами, возможны злоупотребления со стороны кредиторов, подающих иск с целью получения судебного решения о банкротстве и дальнейшей распродажи имущества должника. Это ослабляет основополагающее право собственности, гарантируемое Конституцией (которое и без этого законопроекта не имеет должной эффективной защиты).
В результате главная цель законопроекта — восстановление финансового здоровья должника — не решается, а наоборот, значительно отдаляется. Ведь институт банкротства существует, прежде всего, для защиты прав должника. Но чтобы человек, освободившись от долгов, мог начать по-новому создавать свое благосостояние, брать кредиты и платить налоги, у него должны остаться жизненно необходимые активы — такие, например, как жилье. Подобный подход интересен и добросовестным кредиторам, поскольку они получают платежеспособного заемщика. Именно так аналогичное законодательство работает в развитых странах.
— Может ли быть объявлен банкротом человек, имеющий задолженность за жилищно-коммунальные услуги, то есть электроэнергию, газ воду?
— Перечень видов задолженности законопроектом также не определен. Это означает, что процедуры банкротства могут быть инициированы за долги по жизненно необходимым услугам. В условиях, когда более 70% граждан находятся за чертой бедности, установленной ООН (а это 500 долларов ежемесячного дохода на человека), и при огромных просроченных долгах по коммунальным услугам, введение в силу такого закона может обострить и без того высокое социальное напряжение.
— Кто будет решать, является ли человек банкротом?
— Хозяйственный суд по месту жительства должника.
— Какова процедура объявления человека банкротом?
— Началом этой процедуры является подача кредитором иска о просроченной задолженности. Далее суд его рассматривает и принимает решение. Чтобы обеспечить выполнение иска, судья применяет процедуру автоматического ареста банковских счетов, принадлежащих должнику. Информация в системе автоматического ареста счетов архивируется и хранится на протяжении 10 лет. Выполнение списания денег с арестованных счетов происходит после решения суда о признании человека банкротом и прохождения сроков оспаривания иска.
Хочу отметить, что, наряду с банковскими счетами, может быть арестовано и другое имущество должника. После решения суда о признании человека банкротом назначается исполнительное производство для удовлетворения иска кредитора.
— Как в этом участвуют арбитражные управляющие? Какие у них права и обязанности?
— Арбитражный управляющий назначается судом из числа лиц, имеющих свидетельство Министерства юстиции Украины на право заниматься данной деятельностью. В его полномочия входят действия, связанные с обеспечением выполнения решения суда. Он имеет право запрашивать необходимую информацию в госреестрах, у юридических лиц и государственных органов.
По сути арбитражный управляющий — это посредник между кредитором и должником. В его обязанности должно входить выполнение решения суда о банкротстве с учетом защиты интересов должника. Однако именно этот момент — защита интересов должника — законопроектом не урегулирован.
— Какие последствия для человека будет иметь признание его банкротом?
— Прежде всего, это освобождение от долгов по старым кредитным обязательствам и возможность начать восстановление своего благосостояния с чистого листа. Однако серьезные репутационные последствия должник должен нести. К примеру, взять новый кредит ему будет затруднительно, ведь информация о процедуре банкротства станет доступна для потенциальных кредиторов.
Процедура банкротства не является приятной ни в какой стране, тем не менее это цивилизованный и разумный путь для восстановления кредитоспособности, выгодный и для должников и для кредиторов.
— Какие ограничения накладываются на финансы и имущество банкрота?
— Это может быть арест счетов должника, запрет на выезд за границу, арест другого движимого и недвижимого имущества, включая ценные бумаги и предметы интеллектуальной собственности, приносящие доход. Устанавливаются такие ограничения судом.
— Могут ли конфисковать имущество, например квартиру или машину, для погашения долга? Если да, то как будет проходить продажа этого имущества и кто этим будет заниматься?
— Безусловно, недвижимое и движимое имущество по решению суда может быть реализовано на аукционе в счет погашения долга. В этом процессе обязательно участие арбитражного управляющего. Но не все так просто. Если, например, начать активную кампанию по возврату задолженностей (с процедурами банкротства) по валютным кредитам, взятым гражданами до резкой девальвации гривни, то это вызовет социальный взрыв. Такой подход не выгоден ни кредиторам, ни должникам, так как тяжелое финансовое состояние большинства заемщиков было вызвано не их нерадивостью, а объективными условиями на рынке. В том числе неадекватным подорожанием обслуживания валютных кредитов из-за падения курса гривни и роста курса доллара. Что, как известно, произошло и в результате государственной экономической политики.
— Какие долги не могут быть списаны в процессе банкротства?
— Такого перечня в законопроекте нет. Подчеркну, что суть и смысл данного документа в том, чтобы оставить должнику необходимые для жизни активы, дающие возможность восстановить финансовое благополучие. В условиях жесточайшей бедности данное правило соблюдать весьма сложно. Ведь существенная часть населения с непогашенными долгами и без изъятия имущества и процедуры банкротства не имеет достаточных средств для нормальной жизнедеятельности.
— Не станет ли процедура банкротства использоваться в различных схемах для уклонения должников от финансовых обязанностей?
— К сожалению, учитывая общую правовую ситуацию, в которой сейчас находится Украина, нельзя исключать злоупотреблений, когда банкротами будут объявлять обладателей яхт и дворцов. Даже Международный валютный фонд впервые в истории своей деятельности ставит по сути политическое, а не экономическое требование — создание Антикоррупционного суда.
— Чьи интересы больше защищает данный закон — кредитора или должника?
— Выглядит так, что кредитора. Но в долгосрочной перспективе кредиторы также должны быть заинтересованы, чтобы заемщики восстанавливали свое финансовое положение. А значит, снова брали и погашали кредиты. Я считаю, что политика, направленная на разорение заемщика и решение сиюминутных задач с частичным погашением долгов, очень недальновидна.
— Какой эффект ожидается от принятия данного закона?
— В любом случае появится положительный эффект, хотя, возможно, и минимальный. Дело в том, что институт банкротства физических лиц необходим для стабилизации финансовой системы, которая сейчас не сбалансирована, в том числе и на законодательном уровне. Кредиторы могут требовать долги у частных лиц, которые погасить физически не реально, и такая ситуация не нужна никому и приводит только к дальнейшему обнищанию людей и общему ухудшению кредитоспособности населения.
Будут ли злоупотребления, покажет время. Основные права и свободы граждан защищены Конституцией, однако она зачастую не выполняется в полном объеме. Любой закон в государстве не может противоречить Конституции и эффект его внедрения в правовое поле зависит от всего общества, от настойчивости в защите своих прав участников правовых взаимоотношений. Права и кредиторов и заемщиков должны защищаться адекватно и справедливо, и это в интересах обеих сторон.