Україна

Парковочные инспекторы оштрафуют владельца машины, если он за 10 минут не оплатит парковку

12:30 — 4 квітня 2018 eye 1398

Президент Украины Петр Порошенко подписал довольно противоречивый Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по реформированию сферы парковки транспортных средств», призванный навести порядок с парковками. Принятый законопроект ждал подписи главы государства с конца прошлого года. Напомним, что этот документ был в пух и прах раскритикован Главным юридическим и Главным научно-экспертным управлениями Верховной Рады. Тем не менее народные избранники его приняли. «ФАКТЫ» расскажут, что теперь ожидает водителей, нарушивших Правила дорожного движения (ПДД). Ведь упомянутый закон регламентирует отношения не только в сфере парковки. Несмотря на свое название, он затрагивает и другие виды административной ответственности водителей.

Ключевое новшество заключается в том, что изменяется порядок осуществления автофиксации нарушений ПДД, отправки печально известных «писем счастья» и оплаты соответствующих штрафов, а также (уже в оправдание своего названия) вводится фото- и видеофиксация нарушений правил парковки, остановки и стоянки, новая муниципальная служба — парковочных инспекторов — и принудительная эвакуация транспортных средств.

Хотя автоматическая фиксация нарушений ПДД узаконена с конца 2015 года, она до сих пор так и не заработала — в законе, регламентирующем ее применение, есть противоречия конституционным требованиям (нарушение принципа презумпции невиновности и индивидуальности наказания). В упомянутом законе его авторы попытались «причесать» эти противоречивые нормы, прописав, что ответственность за нарушения несет конкретное ответственное лицо: физическое или руководитель юридического лица, за которыми зарегистрировано транспортное средство, либо же надлежащий пользователь.

Кстати, термин «надлежащий пользователь» является новинкой этого закона. Для ее реализации в базе данных МВД владельцев транспортных средств введут новую графу — «надлежащий пользователь», в которую будет вноситься информация о людях, эксплуатирующих транспорт на основании доверенности (это касается физических лиц).

Если же нарушения были совершены на автомобиле, зарегистрированном за рубежом (в том числе на авто с еврономерами), ответственность понесет тот, кто ввез его на территорию нашей страны.

С помощью автофиксации будут документироваться пять видов нарушений:

Изменяется и порядок определения даты вручения так называемых писем счастья — рекомендованных писем с постановлением об уплате штрафа за совершенное нарушение. Оно отправляется в течение трех дней с момента выяснения личности владельца транспорта по месту регистрации (проживания) физического лица или местонахождения юридического лица. Как и ранее, днем его получения считается дата, указанная в почтовом уведомлении о вручении хозяину транспортного средства или совершеннолетнему члену семьи. Если же они отказываются получать «письмо счастья», то днем получения является день проставления в почтовом сообщении отметки об отказе.

Введена и новая сомнительная норма: если по указанному владельцем адресу его или родственников не оказалось, то днем получения постановления считается день возвращения почтового отправления с отметкой о его невручении. То есть о том, что постановление уже вступило в законную силу, водитель может даже не узнать. Правда, чтобы предупредить такие ситуации, законодатели ввели норму, в соответствии с которой владельцы транспортных средств имеют возможность обратиться в сервисные центры МВД с просьбой внести в базу данных их контактный номер телефона или адрес электронной почты, куда будет направляться информация о наложенном взыскании за нарушение ПДД.

Для стимулирования оплаты штрафов предусмотрена ощутимая скидка — в течение десяти дней с момента вручения постановления нарушитель может оплатить всего 50 процентов суммы штрафа. Но если водитель проигнорирует «письмо счастья», то по прошествии 30 дней штраф уже в принудительном порядке изымет исполнительная служба.

Не уйдут от ответственности и иностранцы — постановление об оплате штрафа им вручит погранслужба Украины, а при отказе его оплатить информацию о них внесут в базу данных лиц, которым запрещен въезд на территорию Украины. Такая отметка будет храниться в базе до выполнения постановления или его отмены.

Но самая любопытная часть закона касается наведения порядка в сфере парковки транспортных средств. Из наиболее неожиданных новшеств отметим введение новой муниципальной службы, так называемых парковочных инспекторов. По задумке авторов документа, это будут не парковщики, к которым накрепко приклеился имидж взяточников. В эту службу на конкурсной основе наберут новых людей. Парковочные инспекторы будут выполнять только контролирующую функцию, им запрещено брать наличные деньги за оплату парковки. За это нарушение их будут штрафовать (взыскание составит 850 гривен, а в случае повторения нарушения — 1700 гривен).

Еще одно нововведение — принятый закон предоставляет инспекторам право наравне с сотрудниками полиции привлекать водителей к административной ответственности за нарушение правил парковки. Нарушением считается простой транспорта более десяти минут на платной площадке без оплаты услуг по ее использованию. За такое «преступление» владельцу машины грозит штраф в 20-кратном размере от стоимости одного часа парковки на данной площадке.

Для документирования подобных нарушений впервые вводится так называемый режим фотосъемки (видеозаписи). С ее помощью сотрудники полиции также будут привлекать к ответственности водителей за нарушение правил остановки и стоянки и парковки транспортных средств. При такой фиксации нарушения на фотографии или видео обязательно должны быть: дата, время и место расположения транспортного средства по отношению к недвижимым объектам или географические координаты. Если документируется нарушение остановки и стоянки, должно быть не менее двух изображений автомобиля, полученных из различных или противоположных ракурсов, а если правил парковки — плюс к этому еще и снимок отсутствия документа об оплате под лобовым стеклом.

Авторы закона считают, что подобная мера предоставит полиции возможность эффективно бороться с нарушителями. Ведь на сегодняшний день, чтобы привлечь их к ответственности, полицейским необходимо дождаться водителя, проверить документы и только потом оформить админпротокол. Благодаря узакониванию режима фотосъемки (видеозаписи) наказывать нарушителей смогут заочно.

Скорее всего, не получится уйти от ответственности и отечественным пользователям нерастаможенных автомобилей иностранной регистрации. Законом предусмотрено, что за нарушение правил парковки, остановки и стоянки ответственность несет тот, кто ввез транспортное средство на территорию Украины. В случае же автомобилей с еврономерами речь идет чаще всего об иностранцах. Казалось бы, украинцы, которые ездят на таком транспорте, смогут избежать ответственности. Не тут-то было!

С недавнего времени полиция начала вести перепись подобных машин, внося в базу информацию о транспортном средстве, его владельце и фактическом пользователе («ФАКТЫ» за 29.03.2018 года.). Информация обо всех нарушениях, в том числе несоблюдении правил парковки, остановки и стоянки, также вносится в базу данных. Поэтому, когда копы остановят авто «на евробляхах» для проверки, все грешки, совершенные на этом транспорте, всплывут — и украинскому пользователю придется платить штраф. Конечно, можно будет опротестовать наложенное взыскание в суде: мол, нарушал не я, а иностранец, который ввез авто в Украину. Тогда у суда появится повод выяснить законность использования такого транспорта. И если всплывет фиктивность оснований эксплуатации авто с еврономерами, его могут забрать на штрафплощадку. Дешевле и проще в таком случае будет все же оплатить штраф.

Но штраф за нарушение правил парковки, остановки и стоянки — далеко не самое серьезное наказание для водителей. Упомянутый закон легализует такой болезненный вид воздействия для автомобилистов, как эвакуация транспортных средств. Причем к ней опять-таки вправе прибегать не только сотрудники полиции, но и парковочные инспекторы. Последние смогут это делать в трех случаях: если автомобиль нарушает правила парковки, если его водитель отказывается оплатить за стоянку на площадке, а также за парковку на местах для инвалидов. У правоохранителей имеется гораздо больше оснований для эвакуации — всего таких насчитывается 14 (см. табл).

Закон вводит автоматизированную систему контроля оплаты стоимости услуг по парковке (АСКОП). С ее помощью авторы документа планируют побороть человеческий фактор в этой сфере, отойти от наличного расчета и направить весь объем уплаченных средств в местные бюджеты. АСКОП будет аккумулировать информацию о поступлении оплаты за парковку любым удобным для водителей способом и автоматически фиксировать наличие или отсутствие оплаты в системе в момент проверки парковочным инспектором. Небольшие города смогут выбрать минимальный функционал этой системы (только контроль оплаты), а крупные украинские мегаполисы — внедрять более комфортные ее аналоги (онлайн-информирование о наличии свободных паркомест, их стоимость, расстояние до ближайшего паркинга и т. п.).

У украинских водителей есть время, чтобы свыкнуться с новыми методами наведения порядка на парковках и научиться не нарушать правила. Закон вступит в силу спустя 180 дней с момента его опубликования в правительственных СМИ. «Голос України» опубликовал закон 30 марта. Следовательно, новые правила заработают уже в сентябре. Впрочем, некоторые отечественные юристы — противники введения в Украине автофиксации нарушений — уже собираются обжаловать такой вид воздействия на водителей и закон в целом. Удастся ли снова отменить «письма счастья» и парковочную реформу в виде кнута, покажет время.

Поводы для сотрудников полиции эвакуировать автомобиль на штрафплощадку:

  1. Поставлен на проезжей части в два и более рядов
  2. Расположен на железнодорожных переездах
  3. Расположен на трамвайных путях
  4. Расположен на эстакадах, мостах, путепроводах и под ними, в тоннелях
  5. Расположен на перекрестках и ближе 10 метров от края пересекаемой проезжей части при отсутствии на ней пешеходного перехода, за исключением остановки для предоставления преимущества в движении и остановки против бокового проезда на Т-образных перекрестках, где есть сплошная линия разметки или разделительная полоса
  6. Расположен на проезжей части, где расстояние между сплошной линией разметки или противоположным краем проезжей части и транспортным средством, которое остановилось, менее 3 метров
  7. Расположен ближе 30 метров от посадочных площадок для остановки маршрутных транспортных средств, а при их отсутствии — ближе 30 метров от дорожного знака такой остановки с обеих сторон
  8. Расположен ближе 10 метров от обозначенного места выполнения дорожных работ и в зоне их выполнения
  9. Расположен в местах, где будет невозможным встречный разъезд или объезд транспортного средства, которое остановилось
  10. Расположен ближе 10 метров от выездов с прилегающих территорий и непосредственно в месте выезда
  11. Своим расположением делает невозможным движение других транспортных средств или создает препятствие для движения пешеходов, в том числе лиц с инвалидностью на специальных средствах передвижения и пешеходов с детскими колясками
  12. Расположен на выделенной для движения общественного маршрутного транспорта полосе
  13. Расположен на обозначенной соответствующими дорожными знаками и/или дорожной разметкой велодорожке
  14. Препятствует движению или работе снегоуборочного и другого технологического коммунального транспорта в случае введения чрезвычайного положения или в случае объявления отдельной местности зоной чрезвычайной экологической ситуации

* Фото УНИАН