В понедельник, 9 апреля, курс евро на торгах Московской валютной биржи достиг отметки в 73,35 рубля. Это произошло впервые с сентября 2016 года. Вырос также курс доллара, к 13.00 он составил 59,67 рубля.
Падение наблюдается на российском рынке ценных бумаг. Индексы Мосбиржи и РТС потеряли 9−11%. Индекс Мосбиржи составил 2073,53 пункта (-9,1%), индекс РТС — 1099,91 пункта (-11,05%).
Агентство Bloomberg отмечает, что падение российских рынков — рекордное за последние два года.
Наиболее пострадали компании Олега Дерипаски. Все они вместе с их владельцем оказались в новом санкционном списке США, который Министерство финансов Соединенных Штатов представило 6 апреля.
В понедельник, 9 апреля, цена акций «Русала» Дерипаски снижалась на 22,29% к уровню закрытия торгов пятницы. Котировки En+ Group снижались на 15,68%. В первые минуты торгов снижение бумаг «Русала» составляло 46,9%, En+ — 22,8%. На Гонконгской бирже акции «Русала» подешевели на 50,22%.
Лично Дерипаска уже потерял более миллиарда долларов. Но не это самое страшное, отмечают эксперты. Благодаря размещению в ноябре 2017 года пакета акций на Лондонской бирже размером в полтора миллиарда долларов En+ Group удалось сократить огромный долг — с почти 14 до примерно 12 миллиардов долларов на конец 2017 года. Размеры задолженности сопоставимы с годовым оборотом компании, теперь обслуживать ее будет гораздо сложнее. Собственные акции вряд ли удастся использовать для этой цели: они резко подешевели, и на них упал спрос.
После попадания в санкционный список восемь компаний Дерипаски потеряли возможность вести бизнес в США или с любыми американскими предприятиями или гражданами. С «Русалом», для которого США были одним из важнейших рынков сбыта (13 процентов экспорта), его партнеры в течение двух месяцев, до 5 июня, вынуждены будут прекратить все сделки. Под санкции также попадает любое движимое и недвижимое имущество лично Дерипаски и его компаний в США.
Но не только граждане США будут вынуждены продать свои доли в активах Дерипаски или прекратить вести с ним бизнес. На такой шаг вполне могут пойти любые иностранные акционеры и партнеры компании, например сырьевой трейдер Glencore (его доля составляет 8,75 процента в «Русале»). В противном случае Glencore, который хоть и не находится под американской юрисдикцией, но имеет большие интересы в Соединенных Штатах, рискует попасть под так называемые вторичные санкции в США. Как и немецкий концерн Volkswagen, не только выпускающий легковые автомобили на заводе «ГАЗ» в Нижнем Новгороде, но и планировавший до сих пор совместный выпуск грузовиков и даже покупку доли в этой российской компании.
Возможно, еще большая проблема заключается в том, что расчеты в долларах США могут стать теперь для бизнес-империи Дерипаски проблемой. Ведь они ведутся через западные банки, которые могут прекратить всякие операции под угрозой наказания со стороны властей США.
Как уже сообщали «ФАКТЫ», «Русал» уже заявил официально о возможном техническом дефолте.