Цены на горючее на отечественных АЗС поползли вверх. В среду, 11 апреля, средняя по Украине стоимость литра бензина А-95 составила 29,12 грн, дизельного топлива — 26,87 грн, сжиженного газа — 12,45 грн. Помимо некоторого подорожания нефти на мировом рынке, на розничные цены украинских нефтепродуктов могут влиять и внутренние факторы. В частности, попытки ввести квоты на импорт нефтепродуктов в нашу страну.
Как ранее сообщали «ФАКТЫ», Министерство экономического развития и торговли Украины рассматривает возможность введения ограничений на ввоз нефтепродуктов из-за рубежа. Инициатором выступило руководство крупнейшего нефтеперерабатывающего завода «Укртатнафта». Такие планы уже вызвали серьезные волнения среди нефтетрейдеров, что, по мнению экспертов, может негативно отразиться на отечественном топливном рынке, особенно во время проведения весенних полевых работ. Более того, специалисты утверждают, что введение квот на беспошлинный импорт бензина и дизельного топлива, как того требует «Укртатнафта», спровоцирует дефицит горючего на рынке, а значит, резкий рост цен.
«Кременчугский нефтеперерабатывающий завод, принадлежащий „Укртатнафте“, в реальности может переработать около 4,5 млн тонн нефти в год. При такой загрузке мы видим, что на пике потребления, который традиционно приходится на август-ноябрь, дефицит топлива на рынке будет составлять порядка 30% от объемов потребления. А это около 200 тысяч тонн горючего. Если правительством таки будут введены ограничения на импорт топлива, то все дополнительные объемы, которые нужно будет завезти в страну сверх квот, будут облагаться пошлиной в размере 30% от их стоимости. Сегодня тонна дизтоплива стоит 600 долларов. Соответственно, 30% от его цены — это дополнительно 200 долларов на каждой тонне. Если пересчитать на розничные цены, то литр дизтоплива автоматически подорожает на 5 гривен», — сообщил «ФАКТАМ» директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.
Стоит отметить, что введение квот может ударить не только по рядовым автовладельцам, но и по отечественной промышленности.
«Наши потери, прямые и косвенные, составят более 2,5 млрд грн. Каждый гражданин ощутит на себе эти последствия через виток инфляции, девальвации и прочие неприятности. Мы считаем, что для того, чтобы удовлетворить амбиции одного из производителей, даже ведущего в отрасли, заставлять всю экономику страны, все население „скинуться“, явно не стоит. Если хотите этой отрасли помочь, есть бесчисленное множество других механизмов, вплоть до прямой государственной поддержки, но это не должно быть за счет других отраслей и простых людей», — заявил председатель «Федерации металлургов Украины» Сергей Беленький.
Ранее «ФАКТЫ» сообщали, что недавнее снижение цен на горючее было связано именно с благоприятными условиями внутри страны. В частности, с укреплением курса национальной валюты и упрощением процедуры ввоза горючего из-за рубежа.
Фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»