Україна

Как ребенку не стать жертвой буллинга: советы психолога

19:33 — 11 квітня 2018 eye 4231

После ЧП в киевском лицее № 21, где одноклассники сломали 13-летнему школьнику позвоночник, «ФАКТЫ» выяснили у специалистов, откуда в подростках столько агрессии и как не стать жертвой буллинга.

- Дети жестоки по своей природе, — прокомментировала «ФАКТАМ» ситуацию кандидат психологических наук медицинский психолог эксперт по психологической кибербезопасности Наталия Бугаева. — В подростковом возрасте идет формирование личности, при этом эмоциональный и волевой контроль развиты слабо, дети импульсивны, легко поддаются чужому влиянию, копируют модели поведения тех, кого считают авторитетами. Из-за отсутствия жизненного опыта они еще не в состоянии адекватно предугадывать результаты своих действий и правильно оценивать ситуацию.

Провоцировать агрессию может насилие в семье, в кино и на телеэкранах, жестокое видео в интернете, насилие в СМИ. Это и имущественное расслоение, и острое чувство несправедливости, и насилие в компьютерных играх, поскольку в виртуальном мире происходит снятие табуирования насилия, убийства, разрушения, отсутствие общественных и правовых законов, действующих в реальности. Также агрессию может усиливать героизация агрессивно ведущих себя личностей, когда действия главного героя, устраивающего кровавые разборки, воспринимаются ребенком как естественные, подкрепляемые к тому же, признанием и одобрением окружающих. Фактически стирается грань между добром и злом.

Более половины агрессоров сталкиваются с агрессией в собственных семьях. Либо они сами подвергаются насилию со стороны взрослых членов семьи, либо постоянно наблюдают, как взрослые издеваются над другими. Эту модель поведения подростки переносят на отношения с более слабыми детьми из окружения. Агрессор может выступать в роли своеобразного героя, которому ребенок стремится подражать.

— Зачем подростки снимают издевательства над сверстниками на камеры мобильных телефонов?

- Как правило, видеоролики с актами насилия агрессоры выкладывают в социальных сетях или закрытых группах, где проходят своеобразные состязания: чей ролик наберет наибольшее количество лайков. Более того, иногда победители могут получать своеобразные призы. Бывает, что видеоролики с издевательствами жертвам насилия предлагают выкупить, шантажируя их тем, что в случае отсутствия оплаты видео выложат в интернет. Травле подвергают более слабых, тех, кто не в состоянии себя защитить.

- Мама пострадавшего Максима Черникова еще до этого случая рассказывала директору лицея об издевательствах над своим ребенком, но директор не отреагировала. Что делать родителям, которые оказываются в подобной ситуации?

- Насколько мне известно, Максим Черников из Киева за три месяца до трагедии перешел из школы в лицей, чтобы осуществить свою мечту — стать менеджером по рекламе. Перед администрацией любого учебного заведения, куда приходит новичок, в первую очередь стоит задача организации процесса успешной адаптации ребенка к новой среде. Основная роль должна отводиться взаимодействию школы и семьи, психологической поддержке ученика и проведению работы с учащимися в классе.

Отсутствие должной реакции директора лицея по меньшей мере удивляет, поскольку существует Закон «Об образовании», который обязывает работников системы образования защищать ребенка от любых проявлений насилия. Права ребенка прописаны в международной Конвенции ООН. В Украине права детей защищают законы «Об охране детства» и «О предупреждении насилия в семье». Нарушившие закон несут административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность. В Канаде, например, ответственность за случаи буллинга несут учителя и персонал учебного заведения.

В случае выявления факта буллинга по отношению к ребенку родителям следует обратиться в администрацию школы и к школьному психологу. Лучше всего оперировать конкретными фактами, потребовать немедленной реакции и продемонстрировать свою решимость идти в вышестоящие органы и довести решение вопроса до конца. Если нет желаемой реакции, следует обратиться в органы местного самоуправления, в службу по делам детей, в местные органы образования. Также нужно использовать возможность обращения к уполномоченному по правам ребенка. Если ребенку нанесены телесные повреждения, необходимо обратиться в полицию и, в случае их бездействия, в прокуратуру.

 — Как вести себя подростку, чтобы не стать жертвой буллинга?

- Буллеров провоцирует реакция жертвы. Обычно новенького начинают «прощупывать», пытаясь найти уязвимые места: слишком яркую реакцию на обидную шутку, грубую выходку. Если при повторении издевательств ребенок реагирует еще сильнее, буллер входит в азарт. В дальнейшем от шуток и оскорблений агрессоры перейдут к порче вещей и физическому насилию. Нужно проанализировать ситуацию, проследить, что является в собственном поведении триггером к агрессии со стороны других и постараться изменить свою реакцию и поведение. Можно определить лидера в классе и попытаться поговорить с ним, но только наедине. Если есть то, к чему придираются, нужно постараться это исправить.

Нужно найти альтернативный круг общения за пределами школы (секция, кружок), где появятся новые друзья, которые могут оказать поддержку. Ребенку, подвергшемуся травле, не следует замыкаться в себе. Лучше всего рассказать о сложившейся ситуации взрослому, которому он больше всего доверяет, чтобы найти оптимальное решение.

— Что делать, если родители агрессоров не признают вину своих детей?

- Привлечь к ответственности можно не только педагогов, но также самих буллеров и их родителей. Родителям, чьи дети проявляют агрессию, следует знать, что в соответствии с Кодексом Украины об административных правонарушениях, Гражданским кодексом и Уголовным кодексом, за ребенка до 14 лет ответственность несут родители. Наступление уголовной ответственности начинается с 16 лет, однако в случае умышленного убийства, нанесения тяжких телесных повреждений, телесных повреждений средней тяжести, умышленного повреждения, уничтожения имущества или кражи возможно привлечение к ответственности и до 16 лет.

По данным Всемирной организации здравоохранения, по уровню проявления агрессии среди подростков Украина занимает четвертое место в Европе, седьмое в мире по преследованиям и девятое по числу жертв буллинга. Причастны к буллингу в той или иной степени 80 процентов украинских школьников, а травле и издевательствам подвергается каждый четвертый ребенок. В 2016 году ЮНИСЕФ было опрошено 100 тысяч подростков из 18 стран. 60 процентов из них ответили, что стали жертвами буллинга. Исследования, проведенные ЮНИСЕФ, свидетельствуют, что в Украине с буллингом сталкивались 67 процентов детей в возрасте от 11 до 17 лет. При этом 48 процентов жертв о насилии и травле никому не рассказывали. Достаточно показателен опрос, проведенный Славянской гимназией Киева, когда 42 процента учащихся признались, что подвергались буллингу. Опрос педагогов показал, что 89 процентов ничего о фактах буллинга в гимназии, где они работают, не слышали, а 87 процентов опрошенных родителей были уверены, что с их детьми ничего подобного никогда не происходило.

Эти данные заставляют серьезно задуматься о том, что необходимо решать проблему насилия на государственном уровне. Нужна специальная долговременная программа по противодействию буллингу в школах и других учебных заведениях. Например, в Южной Корее вопрос насилия в школах решается на законодательном уровне и даже действует Институт профилактики школьного насилия при Университете Ихва. В этом году Министерство образования и науки инициировало проект «Безопасная школа», который рассчитан на год. Предполагается, что он охватит все регионы Украины, и это позитивный шаг. Безусловно, без активной деятельности в этом направлении проблему буллинга в учебных заведениях Украины решить невозможно.

Ранее «ФАКТЫ» сообщали о случае в Чернигове, где девочки-подростки жестоко избили своих сверстниц, а очевидцы снимали происходящее на камеры мобильных телефонов.