Культура та мистецтво

Сергей гармаш: «ради хорошей роли в картине можно не только волосами пожертвовать, но и кусок пальца отрезать»

0:00 — 6 березня 2008 eye 403

Три фильма, в которых снялся известный российский актер, были номинированы на самую престижную в мире кинопремию «Оскар»

Сергей Гармаш принимал участие сразу в трех фильмах, номинировавшихся на престижную мировую кинопремию «Оскар». В картине Никиты Михалкова «12» он сыграл главную роль, в киноленте польского режиссера Анджея Вайды «Катынь» — роль второго плана — офицера НКВД. Эти фильмы представлены в номинации «Лучший иностранный фильм». В категории «Лучший анимационный фильм» (работа ярославского художника-мультипликатора Александра Петрова «Моя любовь») актер озвучивал конюха Степана.

«Артист не должен расстраиваться, когда ему отказывают в роли»

- Сергей Леонидович, поздравляю вас: три фильма, в которых вы принимали участие, номинированы на «Оскар»…

- Конечно, это можно назвать удачей. Но уникальности в этом никакой нет. Ведь не один российский фильм претендовал на «Оскар». И я  — не единственный российский актер, снимающийся за границей. Сережа Маковецкий снимался у голландского режиссера Йоса Стеллинга в фильме «Душка», который тоже претендовал на «Оскар», Ксения Раппорт задействована в итальянской картине, которая потом попала в топ-лист фильмов церемонии. Так что у меня это — просто счастливое стечение обстоятельств и везение. На моем месте могли бы оказаться много актеров, которые принимают участие в зарубежных проектах.

- Анджей Вайда называет вас одним из своих любимых актеров. В одном из интервью он даже сказал, что боялся, вдруг вы не согласитесь играть в «Катыни»…

- Я предполагаю, что слова Вайды немного искажены. Не думаю, что он боялся. Когда он ставил у нас спектакль «Бесы», в котором я играю, сказал, что скоро будет снимать фильм «Катынь» и пригласит меня. Но не уточнил, какая мне отведена роль. Может, ему было неловко, что роль у меня там совсем небольшая. Я был счастлив, когда он снова, спустя почти три года, позвонил. Я уже забыл про это и думать — решил, что-то изменилось, как часто бывает… Это часть нашей профессии. Ты на что-то надеешься, а тебе отказали. Надо относиться нормально к подобным вещам. Отказ не должен делать артиста слабее или приводить его в плохое состояние. То, что тебя не берут на роль, надо воспринимать так же, когда тебя утверждают. Для того чтобы побеждать, нужно научиться проигрывать.

- Как вы думаете, фильм покажут в России?

- Насколько я знаю, он уже в марте выйдет у нас в прокат.

- Ради съемок в этой картине вам приходилось изучать какие-то исторические материалы?

- В этом не было необходимости. Я играл русского офицера НКВД, читал об этом очень много. Не было ситуации, ради которой нужно было бы копаться в архивах. В фильме речь идет о судьбах двух реальных людей. Эти истории рассказал мне Вайда, объяснив, почему он хочет соединить этих двух людей. Анджей — режиссер, который перед спектаклем или кино ведет с актером серьезную подготовительную работу. Очень важно, что режиссер не просто рассказывает, что ему от тебя нужно, а объясняет так, что ты чувствуешь: тебе самому именно этого и хотелось.

«Маленькую роль играть сложнее, чем большую»

- Какую роль труднее играть: маленькую или большую?

- Если говорить об этом достаточно серьезно, то, наверное, все-таки маленькую. Хотя бы по той причине, что установленный метраж — это все, что у тебя есть. И ты должен не то чтобы блеснуть, но сделать свое появление на экране, по крайней мере, заметным моментом. А отведена на это всего одна сцена!

Например, я играл в сериале «Брежнев» персонажа, который прорывается на дачу к Брежневу каким-то невероятным чудом (это исторический факт) с прошением. Объяснив суть своего вопроса, этот человек умирает от сердечного приступа. Понимаете, у меня всего одна сцена! И я должен не только подтвердить свою квалификацию, но и как-то заразить зрителя… Другое дело — большая роль. Например, у актера десять сцен, и если из них три или четыре получатся, это уже хорошо. То, что не удалось, можно прикрыть другим, лучшим. Маленькая роль легче только с производственной стороны: на нее тратится меньше времени. Я одинаково отношусь и к маленьким, и к большим ролям.

- У вас были съемки в Крыму — в новом фильме Федора Бондарчука «Обитаемый остров». Приходилось чем-то жертвовать? Говорят, некоторые актеры ходили с «ирокезом» по несколько месяцев, другие стриглись налысо…

- Что значит жертвовать? Это же часть профессии! Вы скажите какому-нибудь молодому артисту: «Тебя Павел Чухрай хочет утвердить на главную роль в своей новой картине, но тебе придется пожертвовать волосами». Уверяю вас, он ответит, что готов кусок пальца отрезать ради этого! Если артисту нравится роль, и он верит режиссеру, то сделает все, о чем его просят. Ради «Своих» я три месяца брил голову. А с Бондарчуком работалось хорошо. Я до этого встречался с ним исключительно как с артистом. Федя мой товарищ и друг. В качестве режиссера он меня сильно удивил! Своей мобилизацией, готовностью к съемке. Очень важно, когда режиссер придумывает что-то не на площадке, а заранее готовится к съемочному дню. Все лучшее, что он мог позаимствовать у папы, Федя точно взял!

- Вам предлагали поставить на сцене «Современника» спектакль как режиссеру?

- Это слухи. Я — артист, а не режиссер.

- Ваша жена — тоже актриса. Говорят, люди одной профессии трудно уживаются вместе.

- Я знаю много семейных пар, которые счастливо живут в подобном браке: Инна Чурикова и Глеб Панфилов, Олег Янковский и Людмила Зорина, Светлана Дружинина и Анатолий Мукасей… Не нужно профессию смешивать с семейной жизнью. Мы с женой Инной учились на одном курсе, вместе пришли работать в один театр… А если, так сказать, пытаться заниматься семейным подрядом, то это приводит к разладу. Я не представляю семейного подряда в искусстве. Инна способна понять, что у нее не так удачно, как у меня, сложилась актерская судьба. И очень правильно к этому относится. Но и я понимаю, что без нее не добился бы таких успехов. Потому что она — первый критик, советчик, мой тыл. При сумасшедшем образе жизни Инна всегда была моим тылом, в первую очередь — духовным, да и бытовым тоже. Я глубоко убежден, что добра и зла на земле распределено в равных пропорциях. Так же, как и плохих и хороших людей, счастливых и несчастливых пар.

«Нынешние поколения выпускников окажутся в нравственной депрессии»

- У вас двое детей. Есть ли какая-то разница в воспитании старшей дочери Даши и сына Вани?

- Моему сыну всего полтора года, он только сделал первые шаги. Пытается произносить первые слова на своем тарабарском языке. Говорит много. Конечно, уже сейчас виден его характер. У меня нет рецептов воспитания. Я никогда не настаивал, чтобы дочь посещала какие-то курсы, она не особенно и стремилась. Не занималась ни музыкой, ни рисованием, ни танцами. Правда, я заставлял ее читать. Считаю, что в ребенке нужно воспитывать настоящую любовь к родителям, семье. В сегодняшнем обществе этого не хватает. Я совсем не жалею об ушедшем времени, хотя в нем было много несправедливого. К сожалению, до сих пор в нашей стране не проведена грамотная школьная реформа, хотя появился компьютер, интернет. Думаю, что нынешние поколения выпускников к тридцати годам окажутся в глобальной нравственной депрессии. Люди не будут знать, что сказать своим детям. Ведь наша молодежь не читает, смотрит только определенное кино и передачи. Детей к будущему нужно готовить с первого класса. Необходимо прививать любовь к чтению. Потому что лучше всего становлению личности способствует русская литература, произведения Пушкина, Достоевского, Чехова, Толстого, Бунина. Наша литература — одна на весь мир! Она уникальна… Я вот жалею, что не выучил иностранный язык в молодости, не хватило мозгов. А сейчас он дается с трудом.

- Вы самокритичный человек?

- Нужно самому критиковать себя, тогда меньше будут критиковать другие. Известность нас лучше не делает, только хуже! Нужно бороться с самим собой, чтобы не стать окончательно плохим.

- Вы в одном из интервью сказали, что недостаточно времени уделяете семье.

- Семья понимает, у меня такая жизнь. Я все время думаю о том, что физики должны вот-вот доказать, что время стало двигаться быстрее. Время — самая загадочная из величин! К примеру, раньше ты едешь на машине, и чтобы позвонить, нужно остановиться, выйти на улицу, найти «двушку», потом автомат. Теперь достаточно опустить руку в карман и нажать на кнопку. Но времени больше от этого не становится, заметьте! Жизнь идет все быстрее! Я считаю себя плохим папой. Хотел бы гораздо больше времени уделять своей жене и детям. Не получается.

- В юности вы хотели поступать в мореходное училище. Мечты о море остались?

- Да. Если бы я несказанно разбогател — скажем, выиграл в лотерею 19 миллионов евро (как какой-то немец недавно), бросил бы театр, купил яхту, взял бы свою семью и отправился по маршруту «Детей капитана Гранта»…

- Считаете себя счастливым человеком?

- Да. В моей профессии много несправедливости. В Брянске, Нижнем Тагиле, Ярославле, Липецке есть огромное количество артистов, работающих в театрах, в которых не набирается и 60 человек зрителей. Эти артисты могли бы сниматься в кино, телепроектах, работать в московских театрах с гораздо большим успехом, чем многие из тех, кого мы знаем, в том числе и я. Поэтому нужно относиться с благодарностью к тому, что имеешь. Мне очень повезло! Я не жалуюсь на свою жизнь.

Материал предоставлен агентством «Столица» (Москва)