В Киеве состоится премьера спектакля, музыку к которому написал Алессио Влад, сын уроженца Буковины, уехавшего на Запад еще до Второй мировой войны
В Национальном академическом театре имени Ивана Франко покажут спектакль « Я вспоминаю Амаркорд». В нем речь идет о том, как ищут свое счастье в Италии современные украинки. Музыку к этой трагикомедии написал известный итальянский композитор Алессио Влад. Символично, что его отец, будучи 20-летним юношей, тоже уехал из Украины в Италию.
Спектакль поставил режиссер Александр Билозуб. По сюжету семь украинских женщин оставляют дома мужей с детьми и едут зарабатывать деньги в далекую Италию. Композитор Алессио Влад придал спектаклю не только итальянский, но и украинский колорит, ведь в его жилах течет и украинская кровь.
Об отце господина Алессио, выходце из Украины, известном композиторе и музыковеде Романе Владе, у нас в стране почти никто не знает. Даже в Черновцах, где он родился и вырос. В Италии Влад не только писал музыку, но и занимал высокие посты: был художественным руководителем Римской филармонии, директором театра Ла Скала в Милане. Совсем недавно композитор умер.
В 2002 году в Черновцы приехала немецкая делегация, в составе которой была праправнучка сестры знаменитого композитора Мендельсона — Лили. Ее познакомили с пианистом, преподавателем Черновицкого училища искусств Иосифом Эльгисером, и он попросил Лили помочь разыскать Романа Влада. Эльгисер узнал случайно об украинском происхождении известного музыканта. Лили прислала адрес Влада Эльгисеру очень быстро, и Иосиф начал собираться в Рим.
- Композитор жил почти в самом центре города, в богатом римском квартале, — рассказывает Иосиф Эльгисер. — Я пришел к Владу со своей дочерью Викторией, которая хорошо знает итальянский язык. Она часто сопровождает меня в зарубежных поездках. Знаменитый земляк встретил меня словами: «Вы первый украинец, переступивший порог моего дома! И вы из Черновцов!.. Но как вам удалось найти меня?!» Тогда маэстро куда-то спешил, поэтому пригласил меня в гости на следующий день.
Бывший черновчанин уехал в Италию учиться, но возвращаться домой не захотел. В Риме у него были хорошие условия для творчества. Он написал музыку ко многим фильмам: «Конец Помпеи» (1948), «Ромео и Джульетта» (1954).
- Как только темнокожая домработница композитора открыла мне дверь, господин Влад признался, что не сомкнул глаз всю ночь, — продолжает Иосиф Эльгисер. — Воспоминания о родине лишили его сна. «На каком языке будем общаться?» — спросил он на итальянском, когда мы прошли в комнату. Выяснилось, что композитор знает девять языков, включая иврит. Разговаривали мы на немецком, правда, в тот день Роману пришлось вспомнить и украинский. И хотя Влад больше 50 лет не был на Буковине, он говорил на нашем диалекте. Мы много беседовали о музыке. Маэстро попросил меня сыграть на рояле. А потом подарил собственную монографию об Игоре Стравинском на итальянском языке с автографом. Влад вспомнил и о своем знакомстве с Дмитрием Шостаковичем, которому помог поставить в Италии спектакль по повести Гоголя «Нос». В СССР эта опера была запрещена.
В 70-х годах прошлого столетия Роман приезжал в Киев, но в Черновцах так и не побывал. «Черновцы — мое далекое прошлое, к которому нет возврата, и я хочу, чтобы родной город остался в памяти таким, каким я его покинул еще до войны», — сказал композитор. Влад даже не был уверен, что нашел бы в Черновцах свой родной дом. Зато хорошо помнит еврейскую семинарию и консерваторию, где учился. «Мой отец — коммунист — отдал меня в еврейскую семинарию, чтобы я не стал антисемитом. Хотел привить мне чувство интернационализма», — вспоминал музыкант.
Маэстро Влад рассказал и о своей семье. Его жена была итальянкой. У них родились двое сыновей. Один стал физиком, второй — музыкантом. Алессио Влад работал с известными режиссерами, написал музыку к фильмам «Джейн Эйр», «Чай с Муссолини».