Автором идеи уникального проекта «Реконструкция шедевров украинского художественного фарфора в жанре современной арт-миниатюры», презентация которого состоялась в Национальном музее украинского народного прикладного искусства, стал одесский коллекционер Сергей Воронов. Около десяти лет он собирает украинские фарфоровые наперстки.
* Ценители красоты с интересом рассматривали фарфоровые фигурки и наперстки. Фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»
По словам коллекционера, все началось для него неожиданно. Как-то он пришел в гости к знакомой и с интересом стал рассматривать картины на стенах. А когда женщина спросила: «Ну, как вам моя коллекция?», он сначала и не понял, что речь идет не о полотнах, а о … наперстках. С тех пор Сергей Воронов заинтересовался ими. Оказалось, наперстки коллекционируют даже королевские семьи. Часто в их декоре отражается история династии — свадьбы, рождение наследников и другие знаменательные события… Путешествуя по миру, Сергей Воронов в каждой стране приобретал наперстки и за многие годы собрал их немало. А вот наперстки украинского производства оказалось найти в продаже не так уж легко.
К сожалению, сегодня в Украине не работает ни один фарфоровый завод, поэтому Сергей Воронов стал вынашивать идею создания современной миниатюры по образцу высокохудожественной пластики Волокитинской фарфоровой мануфактуры Андрея Миклашевского, которая функционировала в Черниговской губернии с 1839 по 1861 год.
Помещик-промышленник основал мануфактуру в своем имении, в окрестностях которого были найдены огромные залежи ценной белой глины. Мануфактура изготавливала посуду и иные фарфоровые изделия. Уже первые образцы продукции были отмечены большой серебряной медалью на Всероссийской промышленной выставке, а спустя десять лет — золотой. Особо славилась полихромная (многоцветная) живопись на фарфоре. В имении помещика были удивительной красоты фарфоровый камин, двухъярусная сложной конструкции люстра из фарфора, часы, не говоря о сервизах и прочей домашней утвари… А в в 1857 году в селе Волокитино была сооружена Покровская церковь с уникальным фарфоровым иконостасом.
Идею возрождения лучших традиций украинского фарфорового искусства Сергей Воронов воплотил совместно с лучшими мастерами Украины. По словам коллекционера, вдохновил его на ее воплощение большой ценитель шедевров из фарфора и их коллекционер главный редактор «ФАКТОВ» Александр Швец. Когда Сергей Воронов однажды приехал в редакцию газеты и рассказал ему о своих масштабных планах, услышал: «Это очень трудно. Даже не представляю, как это можно осуществить, но уверен: вы это сделаете!» И Сергей Воронов сумел реализовать свои планы.
* «Украинка». Современная статуэтка. Фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»
Жемчужна экспозиции — реконструированная в восьми вариациях фарфоровая скульптура «Украинка», которая была создана более двухсот лет назад неизвестным мастером Волокитинской фарфоровой мануфактуры. Четыре фигурки представляют собой современные авторские интерпретации. К слову, интересно, что «Украинка», созданная Волокитинским фарфоровым заводом, есть в экспозиции Национального музея украинского народного прикладного искусства, поэтому ценители красоты могли полюбоваться этим шедевром.
* «Украинка». Волокитинский фарфоровый завод. 1839−1861 гг. Фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»
Также вниманию посетителей на выставке представлены первые в истории современной Украины фарфоровые наперстки музейного уровня. Их два вида: расписные и со скульптурным декором. В нем — геральдические цветы: розы, лилии и многие другие. К слову, для презентации колекционного наперстка был разраболтан декор чайного сервиза из семи предметов по мотивам сервиза мануфактуры Андрея Миклашевского. Композиция получила название «Цветочные послания для возлюбленной, которые никогда не увянут».
Интересно, что каждый цветок в декоре сервиза был символичен. Например, изображение лилии прочитывалась как послание мужчины возлюбленной: «Твоя гордость вынуждает меня страдать», вьюнок обозначал: «Обещаю тебе райское наслаждение!», львиный зев: «Нуждаюсь в твоей привязанности», василек: «Доверься мне!», настурция: «Я не отступлю», георгина: «Расставание будет невыносимым для меня», незабудки: «Помни обо мне», наперстянка: «Готов на любые жертвы ради любви», бутон розы: «Готов ждать бесконечно». Гладиолус символизировал искренние намерения, гвоздика — восхищение, подснежник — надежду, мальва — просьбу о прощении, подсолнух — обожание, фиалка — предложение быть счастливыми вместе…
*В декоре сервиза — цветы. И каждый цветок символичен. Фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»
Мастера Волокитинской фарфоровой миниатюры всегда следили за последними веяниями мировой моды и отражали их в своих произведениях. К примеру, одну из ваз мастера декорировали скульптурным цветом вишни, а края тарелок как-то сделали «кружевными». Нередко предметы фарфоровых сервизов украшали серебром. Восхитительны были и статуэтки. Их жанровое многообразие до сих пор потрясает.
- В моих планах — дальнейшая реконструкция украинской фарфоровой миниатюры, — рассказал «ФАКТАМ» Сергей Воронов. — Объектом ее станут произведения, которые смогут занять достойное место в музеях Украины, Европы и мира.
По мнению Сергея Воронова, высокохудожественная реконструкция украинских фарфоровых шедевров дает надежду на то, что элитарное искусство создания произведений из фарфора будет в Украине жить и развиваться, а шедевры, создаваемые современными мастерами, будут восхищать настоящих ценителей красоты во всем мире.
Фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»