Україна

Если срок временного ввоза будет превышен на месяц, автомобиль конфискуют, а водителя оштрафуют на 170 тысяч гривен

15:43 — 26 квітня 2018 eye 13745

В разрешении ситуации с использованием в Украине нерастаможенных автомобилей иностранной регистрации наметились явные сдвиги — власть наконец-то реализовала свои намерения в законопроекте. Хотя задекларированные там нормы явно не понравятся владельцам такого транспорта. Хоть народные избранники и предоставили возможность активистам организации «Авто Евро Сила», участвующим в переговорном процессе, подготовить ту часть документа, которая коснется легализации уже ввезенных автомобилей с еврономерами. Будет ли найден компромисс в этой перезревшей проблеме? Посмотрим.

О массовости такого явления, как автомобиль иностранной регистрации, в Украине уже и говорить не приходится — с каждым днем на наших дорогах их становится все больше. Порой даже создается впечатление, что многие жители Польши, Литвы, Болгарии и других стран одним махом переехали жить к нам в страну. Увы, это не так — в большинстве своем их незаконно используют наши сограждане, осознанно нарушая таможенное законодательство. Официально в Украине находится четыре тысячи нерастаможенных автомобилей, хоть представители «Авто Евро Силы» говорят о почти двух миллионах «евроблях».

О том, что проблему нужно решить, не раз заявляли руководители нашей страны. Однако она остается неразрешимой не первый год, а раз так, то это явно кому-то на руку… Впрочем, гадать не будем, просто расскажем об объективных фактах.

Непосредственное участие в решении проблемы «евроблях» в Украине принимает Комитет Верховной Рады по вопросам таможенной и налоговой политики. Причем нельзя сказать, что власть собирается решать ее в одностороннем порядке — она пригласила к обсуждению активистов организации «Авто Евро Сила», представляющих интересы украинских владельцев нерастаможенных автомобилей. После длительных переговоров, взаимных предложений и поиска компромисса, который учитывал бы интересы государства и большинства отечественных автомобилистов, честно заплативших все таможенные сборы, с одной стороны, и интересы водителей авто «на евробляхах» — с другой, наконец-то был найден выход из ситуации. Власть подготовила свою часть законопроекта, отражающую концептуальные государственные интересы.

В документе, подготовленном Комитетом по вопросам таможенной и налоговой политики, содержится ряд ограничений, которые не позволят в дальнейшем бесконтрольно завозить нерастаможенные машины в нашу страну. Конец вакханалии «блях» — одно из основных требований властей, которое не подлежит обсуждению или изменению. «Обсуждаться могут ставки, по которым будут растаможиваться машины, год их выпуска, нормы экологичности и тому подобное. Но то, что этот закон должен прекратить ввоз „евроблях“, не обсуждается», — подчеркнула глава комитета Нина Южанина.

Прежде всего, чтобы обеспечить контроль государства над ввозом автомобилей иностранной регистрации, законопроект предусматривает обязательную регистрацию такого транспорта в течение 30 дней с момента пересечения границы. Если нерезидент захочет завезти в течение года более одного автомобиля с еврономерами, то ему придется внести гарантированный платеж в размере полной ставки растаможки (пошлина, акциз, НДС). Если при этом сроки временного ввоза будут нарушены, денежный залог не возвращается.

Проектом предусмотрен обмен информацией об автомобилях, которые пересекли границу, между госорганами — пограничной и таможенной службами, а также Национальной полицией. Таким образом, полиция на дороге сможет проверить, не нарушил ли этот автомобиль сроки пребывания в Украине. Все эти органы обязаны будут извещать друг друга о нарушителях, их задержании и неуплате штрафов.

Чтобы в будущем было неповадно нарушать таможенное законодательство Украины как нашим согражданам, так и нерезидентам, законодатели разработали жесткую систему штрафных санкций. Для разрушения распространенной схемы ввоза «на верблюда» (завоз транспортного средства иностранцем, который потом передает ее украинцу) установлен штраф в размере 17 тысяч гривен. Такую сумму придется уплатить нерезиденту-нарушителю. Понесут ответственность в этом случае и наши сограждане, управляющие автомобилем-нарушителем — им грозит 8 тысяч 500 гривен штрафа. При повторном же нарушении в течение года придется заплатить штраф в размере 17 тысяч гривен с лишением прав на один год.

Помимо этого, предусмотрены штрафы за нарушение сроков транзита и временного ввоза. Причем они варьируются в зависимости от сроков просрочки. Так, например, при превышении транзита на 10 дней грозит штраф размером 8 тысяч 500 гривен, на 30 дней — уже на впечатляющие 170 тысяч гривен. Если временный ввоз был превышен на срок до трех дней, нарушитель может ограничиться устным предупреждением или штрафом в размере 850 гривен, а если на 30 дней — должен будет заплатить те же 170 тысяч гривен. Более того, при превышении сроков более чем на месяц, помимо штрафов, будет применяться еще и принудительная конфискация транспорта.

В свою очередь наработали свои требования по первой части законопроекта и активисты организации «Авто Евро Сила». В частности, они предлагают принять за основу Закон «О временном снижении акциза» и перенести предусмотренные им ставки на автомобили с объемом двигателя 2,5 литра и более. Плюс ко всему при легализации уже ввезенных авто с еврономерами применять так называемый молдавский принцип растаможки — скидка в 70 процентов на оплату акциза, НДС и ввозной пошлины.

Активисты также настаивают на снижении экологического стандарта до Евро-3 при импорте подержанных автомобилей, при котором в Украину можно будет завозить и растаможивать автомобили, выпущенные после 1998 года.

Еще одно требование — продлить действие закона, проект которого будет рассмотрен в парламенте, до 2020 года либо до введения обязательного техосмотра, который должен вернуться в Украину в соответствии с соглашением об Ассоциации с ЕС. В таком случае наши сограждане получат возможность ввозить и растаможивать даже очень старые автомобили, если таковые пройдут техосмотр.

Но основное, на чем настаивают активисты «Авто Евро Силы», — сниженные ставки растаможки должны действовать постоянно, это не должна быть разовая акция, касающаяся уже ввезенных авто «на евробляхах».

Пока профильный комитет Верховной Рады трудится над наработкой компромиссного документа, группа внефракционных депутатов уже подготовила и зарегистрировала в парламенте законопроект № 8208, который может положительно повлиять на автомобильный рынок Украины в целом. Он позволит снизить стоимость новых и подержанных автомобилей, а также разрешить наболевшую проблему с еврономерами.

«Главная идея законопроекта заключается в том, чтобы сделать максимально простой, удобной и прозрачной растаможку автомобилей, — сообщил один из соавторов этого документа нардеп Александр Шевченко. — Что касается ограничений по объему двигателя или увеличению возраста автомобилей — эти вопросы предложено обсудить. Все можно дополнить или изменить перед вторым чтением. Дельные предложения будут рассмотрены и учтены».

Законопроектом предлагается временно, до 31 декабря 2019 года, освободить украинцев от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) и акцизного сбора при ввозе в Украину новых и подержанных легковых автомобилей. Единственным сбором, который будет оплачиваться при импорте таких машин в нашу страну, станет ввозная пошлина. Причем ее предлагают сделать единой для всех автомобилей, независимо от объема двигателя. Пошлина составит 500 евро. Правда, подобными скидками смогут воспользоваться далеко не все владельцы подержанных авто — авторы законопроекта предлагают установить для ввозимых машин возрастное ограничение в десять лет.

Нормы этого документа коснутся и нерастаможенных машин, которые уже находятся на территории Украины. Освобождение от уплаты НДС и акцизного сбора, а также единая ставка ввозной пошлины будет применяться и к владельцам авто «на евробляхах». Хотя — также не на постоянной основе — им будет дано три месяца со дня вступления документа в силу на то, чтобы легализовать свои транспортные средства.

На наш взгляд, законопроект № 8208 — отличное предложение, которое действительно позволит сделать транспортные средства более доступными для большинства украинцев. В данном случае уже не будет иметь смысл засматриваться в сторону старых «евроблях», так как ввиду временной ликвидации драконовских налогов появится возможность ориентироваться на покупку более «свежих» автомобилей, возраст которых не превышает десяти лет.

Согласится ли власть поддержать эту законодательную инициативу? Сложно предугадать. Хотя если все желающие ввезти в страну машину честно заплатят предложенную единую ставку ввозной пошлины в размере 500 евро, будет совсем неплохо.