Події

Надежда деева: «у нас с отцом была настолько сильна внутренняя связь, что нам иногда снились одинаковые сны»

0:00 — 15 березня 2008 eye 958

Заместитель министра обороны Украины в интервью «ФАКТАМ» призналась, что любит возиться с цветами, которых у нее на участке и дома огромное количество

С заместителем министра обороны Украины Надеждой Деевой мы встретились в ее рабочем кабинете. К нам вышла милая женщина с проницательными темными глазами, одетая в элегантный черный костюм. Увидев, что фотокор вытащила из сумки фотоаппарат, хозяйка кабинета попросила меня на несколько минут выйти, пояснив, что фотосессия — дело сугубо женское. После съемки Надежда Деева встретила меня на пороге кабинета словами: «Так вы из «ФАКТОВ»? Я вашу газету очень люблю уже только за название! Факты ведь, как известно, вещь упрямая. А вот правда — понятие, которое часто употребляют, — очень субъективна. Правда у каждого своя. Помните такое определение: правда — это нераскрытая ложь? Так что я благодарна судьбе за то, что работаю с цифрами. Это та категория, которая может… быть фактом!»

«Еще в детстве папа учил меня тому, что в отношениях между людьми не бывает середины»

 — Неужели вы с детства мечтали о работе с цифрами?

 — Нет, я мечтала быть учителем.

 — Родители не поддержали ваш выбор?

 — Не то чтобы не поддержали… Когда я была маленькой, родители часто болели. И мама очень хотела, чтобы я стала врачом. Даже книгу «Найдорожче» мне подарила — о профессии врача. Теперь эта книга для меня как талисман. А окончила я Киевский институт народного хозяйства по специальности «статистика», квалификация экономист. Хотя, признаться, очень хотела учиться в Москве — была амбициозной девочкой, школу окончила с медалью. Но на Москву не хватило денег, а на Киев хватило! (Смеется. ) Поступила в нархоз с первой попытки. Теперь я знаю, что о-очень правильный выбор сделала, потому как все начинается со статистики. И это тоже факт!

 — Вижу, что фактом являются и слухи о том, что вы неравнодушны к яблокам — у вас на столе каменное яблоко…

 — Да, к яблокам у меня страсть, которая объясняется просто: благодаря этому плоду началось все человечество.

Что же касается моей личной истории… Когда-то моим родителям выделили в селе участок под дом, можно сказать, на мусорнике, где росла одна дереза (кустарник се-мейства пасленовых.  — Авт. ). И папа учил меня выкорчевывать это растение. Его науку я запомнила на всю жизнь. Он тогда говорил, что и в жизни, и в отношениях между людьми не бывает середины. Например, доверие к человеку или есть, или его нет. Середины не бывает!

 — А причем здесь дереза?

 — При том, что и с дерезой так: пока ты не вырвешь ее с корнем, не избавишься от этого растения. Стоит остаться в земле маленькому кусочку, оно опять разрастется. То есть нет половинчатых решений… Мы с родителями боролись с дерезой, чтобы посадить яблоневый сад. Но не успели… Папе стало плохо, и его положили в больницу. Так и жили: то мама болеет, то папа… Выросла у нас только одна яблонька. Но зато какие приносила плоды — сочные, красивые. Позже папа научился прививать черенки этого дерева к диким яблоням, которые росли на том заброшенном участке. Со временем у нас были са-а-амые лучшие яблоки в селе!

А сейчас у меня дома целая коллекция яблок — деревянные, из камня, вышитые.

 — С чего началась ваша коллекция, помните?

 — Кажется, это было маленькое яблоко из оникса. Говорят, этот камень дает силу, уверенность, чего нам всегда в жизни не хватает.

 — Это вы о себе-то?

 — Каким бы сильным ни был человек, ему часто не хватает уверенности. Впрочем, в моей жизни наступил момент, когда я стала больше ценить время. Считаю, что время — это действительно самое дорогое. Его не купишь, не продашь, не остановишь, не вернешь! Поэтому теперь у меня на столе в рабочем кабинете большое каменное яблоко — с часами.

 — Надежда Николаевна, у вас особая жизненная философия. Это уроки отца?

 — Папа был очень сильным и трудолюбивым. А я — папина дочка. Он сказочник был великолепный. И мы с братом по очереди с ним спали, чтобы на сон грядущий послушать его рассказы.

 — Он сам сказки сочинял?

 — Да. Таких рассказчиков, как он, больше нет. Все любили с ним общаться, ведь он в каждой истории старался найти что-то красивое и преподнести так, что моя мама часто говорила: «Ну что ты выдумываешь?» Папа всегда воспринимал мир лучшим, чем он есть.

А мама старалась сдержать его эмоции. Особенно, когда отец начинал нервничать, если кто-то что-то делал плохо. Мне навсегда запомнился такой момент: однажды папа пришел домой после очередной политинформации на работе (это были времена

Брежнева) и буквально с порога стал говорить маме, что Генсек многое делает неправильно, поэтому у нас нет этого, этого, этого. Мама взяла отца за руку и повела за сарай. А я ж любопытная — побежала следом посмотреть, что там будет. Мама и говорит: «Посмотри, что у тебя тут делается, все разбросано. Вот когда ты наведешь тут порядок, тогда и расскажешь, какой Брежнев!» С тех пор я усвоила такой жизненный принцип: прежде чем критиковать, начни с себя.

 — Вы сказали, что были папиной дочкой. Как это проявлялось?

 — Папа приучил меня к чисто мужским увлечениям — игре в шахматы, шашки, научил плавать, ездить на велосипеде, водить автомобиль. Так что я уже 30 лет за рулем. Когда папа уезжал в командировки (он был водителем грузовика), то иногда брал меня с собой. В дороге я рассказывала ему уроки по физике, химии, географии, истории — все, что задавали в школе. У нас с отцом была настолько сильна внутренняя связь, что нам иногда снились одинаковые сны…

В нашей семье не принято было называть детей Надька или Петька (это мой младший брат, который, к сожалению, рано ушел из жизни). Я всегда была Надюша, а он — Петрусь… Поэтому, когда, например, пришла в институт, я представилась: Надюша… Все вокруг та-а-к смеялись! (Хохочет. )

После смерти мамы папа прожил еще десять лет. И за эти годы мы стали более близки. Отец ушел из жизни светло и легко! В воскресенье утром проснулся, сказал всем «До свиданья!» и в последний раз закрыл глаза. Мне, конечно, без него тяжело. (Глаза женщины покрасненли, в них появились слезы. )

«Отношу себя к людям послушным и предметным! У меня должно быть все разложено по полочкам»

 — Вы были первой женщиной-губернатором (Днепропетровской области.  — Авт. ), сейчас вы — замминистра обороны. Как чувствуете себя на этих мужских должностях?

 — Вы знаете, к карьере я всегда относилась как к работе, которой с каждым годом становится все больше. Так что сейчас у меня просто прибавилось работы. И больше ничего!

 — Проблем на новом посту много?

 — Я очень не люблю слово «проблема». И в родном коллективе, в Днепропетровской областной администрации, мы старались его избегать. Сейчас это слово произносят чаще, чем «люблю», «спасибо»… Когда человек говорит «проблема», это значит: я не могу, решай ты! Один политик областного масштаба выразился более смешно, но, как мне кажется, более точно: «Свисни ти, бо ти дурнiший!»

 — Если у вас нет проблем, то вы, наверное, счастливый человек?

 — У меня прекрасный муж Владислав, с которым мы вместе уже 30 лет, двое сыновей… Все друг друга понимают. Считаю, мне очень повезло с мужем. Да и он об этом говорит открыто.

 — И как выглядит ваше «везение»?

 — Владислав — это человек, который ввел меня в другой мир. Он позволил мне быть рядом с ним совершенно самостоятельной, никогда не мешал моей целеустремленности, всегда помогал. Например, очень много времени у меня отнимали кандидатская и докторская диссертации. Другой бы муж сердился, говорил, зачем тебе все свободное время заниматься научной работой. А Владислав, наоборот, даже помогал мне искать необходимые материалы и был первым рецензентом моих трудов.

Я отношусь к людям послушным и предметным! У меня должно быть все разложено по полочкам. И я по этим полочкам иду… Владислав же может оторваться от них — и полететь! Он фантазер, мечтатель. (Смеется. ) Причем, что главное, некоторые мечты воплощает в жизнь.

 — Например?

 — Пожалуйста. Мы мечтали о том, чтобы у нас был сад камней — и мы его сделали. Грезили о небольшом озере для нашей старшей внучки Софийки. И теперь у нас есть «озеро надежд» — так мы называем небольшой водоем, размером, наверное, один метр на два.

 — Балуете вы внучку. А сыновьям что-то достается от ваших щедрот?

 — Детей мы с Владиславом воспитывали не могу сказать, что в строгости, но в серьезной дисциплине и самодисциплине. К примеру, они с детства знали, что болеть — это эгоизм. Потому что ты свои болячки перекладываешь на кого-то другого. Раз заболел, значит, ты себя недосмотрел.

Наш старший сын Саша женат, у него две прелестные доченьки, мои внученьки — пятилетняя София и Дарья, которой недавно исполнилось два месяца. Младший сын Коля тоже женат, но внуками пока нас не осчастливил.

«Я человек, для которого самое главное в жизни — семья»

 — Праздники отмечаете все вместе?

 — Обязательно! Это святое. Самые любимые праздники — Рождество, Троица и Пасха.

 — А где собираетесь?

 — В родительском доме моего мужа. Мы ничего нового не строили. Во дворе дома у каждого из нас есть свое любимое дерево: у одного — сирень, у другого — береза, у третьего — сосна. Для старшей внучки Владислав своими руками сделал деревянный домик, она любит там побыть сама с собой! (Смеется. )

 — Надежда Николаевна, вы по знаку Зодиака Весы. Наверное, постоянно все взвешиваете — в делах, в работе?

 — Есть такое. Возможно, даже с избытком, что сегодня в жизни не всегда помогает. Особенно тогда, когда нужно принимать быстрые решения. Я способна их принимать, но обязательно оглядываюсь по сторонам, чтобы это никому не навредило. В сегодняшней жесткой и прагматичной жизни подобная осмотрительность иногда мешает. Но я другой не смогу быть. И не хочу!

 — Нынешний свой кабинет переделывали под свой вкус?

 — Здесь стол стоял по-другому, мне пришлось бы сидеть спиной к окну. Но я не могу находиться спиной к свету! Это все равно, что спиной к фактам, спиной, вообще, к жизни. Поэтому стол я развернула, и получился такой интерьер, как вы видите.

 — Вы сейчас в Киеве сами живете?

 — Я в столице только последние два месяца. Квартиры пока нет, живу в гостинице. Для меня это неестественное состояние, ведь я человек, для которого самое главное в жизни — семья. Муж меня навещает. Но из-за того, что я здесь одна, без семьи, испытываю очень сильный дискомфорт. Чтобы его побороть, вся отдаюсь работе! Правда, не очень получается.

 — Говорят, что с дискомфортом надо бороться не с помощью работы, а пройтись, например, по магазинам, обновки присмотреть…

 — Вот с этим сложно — не хватает времени! И скажу вам откровенно, я уже давно себя ничем не балую.

 — Но как-то же надо восстанавливать силы…

 — Я просто переключаюсь на другую работу — люблю возиться с цветами. У меня их много: и на участке, и в доме.

 — А как же коллекция яблок? Вы считали, сколько их у вас?

 — Нет, но приеду домой и посчитаю. Думаю, около 40. Кстати, я не только яблоки собираю, а еще и черепах.

 — Живых?

 — Была и живая. Но сейчас у меня статуэтки черепах из разных материалов. Об этом моем увлечении родные знают и дарят по разным поводам. К слову, о черепахах. Мы с мужем в прошлом году отдыхали в Турции. Такой подарок сделал мне Владислав на день рождения, который у меня в октябре. В это время там уже мало кто купается, но мы такой возможности не упустили. Зашли в воду, и я увидела плывущую черепаху — огромную, как стол. Но сначала я увидела только голову, которая была похожа на большую змею. Я испугалась и закричала. Подплывает Владислав и говорит: «Надюша, ты же любишь черепашек. Вот твоя Тортилла и приплыла!» В течение семи дней мы приходили, чтобы вновь ее увидеть. Но увы. Пришли и в день отъезда. Я позвала: «Торти-и-илла, ну приплыви, я на тебя посмотрю!» Нет черепахи. Тогда я написала на песке: 22 октября уходит, Тортилла не приплывает… Волна это все смыла. Я расстроилась и не стала окунаться, а муж говорит: «А я еще раз проплыву!» Его прощальный заплыв я сняла на камеру. Когда же мы приехали домой и посмотрели снятые кадры, то обнаружили, что рядом с Владиславом… плыла Тортилла! Теперь я ее внучке показываю и говорю: «София, смотри, если о чем-то сильно мечтать и чего-то очень хорошего хотеть, это обязательно сбудется!»