Стиль життя

Как не дать себя обмануть в ресторане: советы киевского ресторанного эксперта

8:00 — 2 травня 2018 eye 2750

Майские уикенды — благодатное время для того, чтобы пообедать или поужинать с родными и близкими на террасе ресторана. Но мало кто знает: чем больше компания, тем выше риск того, что вас могут обмануть. О том, как этого избежать, «ФАКТАМ» рассказала киевский ресторанный эксперт Марина Гладкая.


*Марина Гладкая

- Первое правило: бутылку вина в ресторане должны открыть при вас, — говорит Марина Гладкая. — Когда официант или сомелье выносит напиток уже в декантере, вы не можете быть уверены, что в нем именно то вино, которое вы заказали, а не более дешевое. В ресторане хорошего уровня вам обязательно порекомендуют напиток, который гармонирует с блюдом, расскажут о его происхождении и даже порекомендуют понюхать пробку. По ее запаху во многом можно определить качество напитка — он не должен содержать прелых нот.

— Как быть, если официант продемонстрировал этикетку и быстренько ретировался с бутылкой на кухню, чтобы наполнить вином декантер?

- Нужно настоять, чтобы он открыл бутылку и наполнил декантер при вас. Пустую же тару обычно уносят. При желании этикетку вы можете сфотографировать — например, чтобы потом об этом вине прочесть больше информации.

— Удобно ли попросить бутылку из-под раритетного вина, которое вы заказывали, с собой?

- Можно попросить бутылку, пробку, устричные раковины. Ресторан — место, где мы отдыхаем и должны чувствовать себя комфортно. Официанта не должно волновать, по какой причине вы забираете с собой бутылку. Быть может, вы дизайнер и вам она нужна для воплощения какой-то творческой идеи. К слову, как и вино, при госте должны открывать устрицы. Только в этом случае вы сможете убедиться в степени их свежести. В ином возникает подозрение, что от просроченного товара хотят избавиться за ваш счет.

— Такое чувство у меня однажды возникло, когда я заказала в ресторане кусочек торта «Наполеон», крем в котором оказался слегка кисловат. Когда я сказала официанту, что свежесть десерта вызывает сомнения, он ответил, что этот крем … с лимонным соком. И пояснил: мол, такова креативная интерпретация классического рецепта их кондитером.

- Вы можете попросить технологическую карту. Если технология предполагает использование какого-то ингредиента, это обязательно будет в ней отображено. Хотя, если человек заказывает торт «Наполеон», несложно предположить, что он хочет именно приготовленный по классическому рецепту. Если рецепт нестандартный и крем в торте лимонный, это обязательно должно быть указано в карте десертов. В случае, если этого в ресторане не сделали, вы можете отказаться от торта и не платить за него.

— Вспоминается, как известный зарубежный кулинар в одном из киевских ресторанов заказал мидии с лимонной травой, а ему принесли их с капустой. Он спросил: мол, а где же лимонная трава? Ему ответили, что в соусе. «А где же соус?» — недоумевал он, не обнаружив его. В ответ услышал: «В маринаде».

- И в этом случае ясность внесла бы технологическая карта. К слову, недавно в одном из ресторанов мне принесли мохито… с петрушкой. К счастью, сразу же признали свою оплошность и заменили напиток. Говорить, что мохито с петрушкой — их креативный рецепт, не стали.

— А у меня была вот какая ситуация. Летом в одном из модных ресторанов я заказала черничный кисель и, сделав пару глотков, поняла, что он начал прокисать. Мне заменили его другим напитком, но первая реакция официанта была: «Этого не может быть. Вам кажется».

- В хорошем ресторане постараются устранить ошибку без лишних слов. Ведь в случае отравления клиент может подать на заведение в суд, а в этом для ресторана мало приятного.

— В последнее время многие знакомые жалуются, что дешевый кофе в кофейнях выдают за дорогой. И сама не раз покупала кофе, который пить невозможно, хотя стоил он недешево.

- Чтобы избежать обмана, попросите показать вам кофейные зерна, из которых вам собираются приготовить напиток. Их внешний вид многое расскажет. Крохкое зерно свидетельствует о том, что оно некачественное и, вероятней всего, просроченное.

— Ну, а если мне покажут зерно премиум-класса, а приготовят эспрессо из другого?

- Во избежание такой ситуации попросите для вас сделать напиток именно из тех кофейных зерен, которые вам продемонстрировали.

— Часто слышала от знакомых, что в чеке, где много заказов, можно обнаружить лишний. Да и сама сталкивалась с этим. А недавно в чек моих друзей, которые отправились семьей в загородный ресторан праздновать день рождения, вместо пяти стаканов обычного сока вписали пять стаканов фрэша, который стоит гораздо дороже.

- Вот поэтому хочу посоветовать: всегда проверяйте чек, как обычно делают иностранцы. Чаще всего официанты дописывают в него лишние блюда, если заказ был сделан на большую компанию. Риск обсчета возрастает, если гости подшофе. Расчет на то, что, вероятней всего, заниматься подсчетами они не будут. Многие, наверное, заметили, что нередко горячее несут очень долго. А вот почему, не все догадываются. Когда гости выпьют, скорее всего не заметят, что порции меньше, чем нужно. Рекомендую до того, как поднимете бокалы, настоятельно попросить, чтобы горячее вам подали вовремя.

Недобросовестные официанты понимают: с бдительными гостями уловки могут не пройти. Золотое дно для обмана — банкеты, поэтому заказчики должны быть особенно внимательны. В суматохе не всегда заметно, что порции чуть меньше. Помните: вы имеете право проконтролировать вес порций и пересчитать после банкета бутылки. О таком своем намерении лучше предупредить менеджера ресторана заранее. Уверена, в этом случае вам ничего особо контролировать не придется.


Фото из альбома Марины Гладкой