«На украинско-польской границе наш автобус простоял двенадцать часов, — вспоминает Оксана Гордийко. — В салоне находились в основном мужчины-заробитчане и мамы, которые ехали к своим детям, обучающимся в Польше. Они нервничали по поводу проверки багажа, поскольку везли «контрабанду»: сало, запеченную колбасу, квашеную капусточку. Но таможенники забыли обо всех сумках, как только дошла очередь до моих аккуратно упакованных картин. «О, да здесь целый вернисаж!» — воскликнул один из них, готовясь, видимо, каждую из картин подвергать специальной проверке. Картин было тридцать штук — все на холстах, в рамах, в упакованном виде размерами до метра и более. И мои попутчики с облегчением вздохнули, понимая, что внимание таможенной службы переключилось на меня. Мне стоило времени и нервов уговорить проверяющих не вскрывать мой багаж. Ведь на упаковку картин я потратила три дня. И тогда они согласились пропустить груз через сканер. Тем более что на каждую работу имелось разрешение на вывоз, полученное от Полтавского художественного музея «Галерея искусств», и справка о том, что работы не имеют исторической ценности. Хотя для меня как для автора они бесценны. Перебираясь в Польшу к своей семье, я взяла с собой только то, что не могла оставить: любимую кошку и свои картины.