Вчера в Киеве состоялся торжественный пуск обновленного реактора Института ядерных исследований. Его модернизация обошлась более чем в 11 миллионов гривен
Теперь «мозг» работающего в Киеве исследовательского реактора — его система управления и защиты — соответствует мировому уровню. Ее разработали и смонтировали украинские ученые, инженеры, рабочие.
— Наш исследовательский реактор был запущен в 1960 году, — говорит заведующий отделом Института ядерных исследований Национальной академии наук Украины доктор физико-математических наук Василий Слисенко. — Установленная тогда система управления и защиты проработала больше 45 лет и нас не подводила. Другое дело, что она не соответствует всем современным требованиям. И вот еще что: доставать запчасти к ней становилось все сложнее и сложнее. В ней ведь используются лампы, а их уже давно не выпускают. Нам доводилось искать эти запчасти по знакомству в других институтах. Сотрудники шутили, что когда-нибудь придется на радиорынок за лампами отправляться.
— В 1990-е исследовательский реактор не работал целых пять лет, ведь требования к безопасности после Чернобыля ужесточили. Когда с помощью американцев ученые-ядерщики установили современные системы охраны (она называется системой физической защиты) и пожаротушения, власти разрешили эксплуатировать установку, — рассказал главный инженер реактора Владимир Макаровский. — Принципиальное решение о дальнейшей судьбе находящегося в Киеве реактора правительство приняло в 2005 году: продолжить эксплуатацию.
— Ведь в стране, где работают четыре атомные электростанции с
15 промышленными реакторами, должен быть хотя бы один исследовательский, — подчеркнул Василий Слисенко. — А то, что эксперименты нельзя ставить на атомных электростанциях, продемонстрировал Чернобыль.
На новую систему защиты и управления реактора Института ядерных исследований государство выделилo 10,6 миллиона гривен. Французская фирма, к которой обратились было ученые, запросила семь миллионов евро, это почти 50 миллионов гривен. Так что ядерщики занялись поиском партнеров в родном отечестве. И нашли — научно-производственное предприятие из Кировограда, много лет сотрудничающее с АЭС Украины. Денег, выделенных государством, не хватило, но недостающую сумму удалось найти самим.
— Как долго будет работать реактор в Киеве?
— Как минимум до 2015 года, — отвечает Владимир Макаровский. — Многое будет зависеть от состояния корпуса реактора, сделанного из нержавеющей стали: если он останется надежным и через десять лет, то почему бы не продолжить эксплуатацию установки? Следует сказать, что она работает в гораздо более щадящих условиях, чем промышленные реакторы, в которых давление пара и воды достигает 160 атмосфер (это как под водой на глубине более полутора километров. — Авт. ), температура — 330 градусов. В нашем же реакторе давление — полторы атмосферы, а температура — 50 градусов.
— Насколько он надежен?
— Каких-либо оснований сомневаться в безопасности реактора нет. Этот вопрос жестко контролируют государственные органы.
— Ваша ядерная установка приносит прибыль?
— Нигде в мире ни один исследовательский реактор себя не окупает. Он нужен для научных работ, связанных с безопасностью атомных электростанций, создания некоторых медицинских препаратов, радиоизотопов для науки и промышленности, — отвечает Василий Слисенко. — Кстати, нам необходимо еще около 4,2 миллиона долларов на покупку ядерного топлива. На первое время топлива хватит: американцы предоставили 880 тысяч долларов. Но затем Украине предстоит закупить ядерное горючее самой. А отработанное топливо примет на переработку Россия.