Завтра известный украинский политик отмечает 55-летие
Анатолий Матвиенко, по его собственному признанию, не любит отмечать свой день рождения. В этот день народный депутат обычно уезжает куда-нибудь подальше от городской суеты с женой или друзьями. Правда, куда отправится завтра, 22 марта, еще не решил. Да и не относится к приближающемуся событию, как к юбилею. «Две пятерки — разве это юбилей? По-моему, нет. Вот когда исполнится 99 лет, я с ра-а-адостью дам вам интервью »
— Вы готовитесь прожить сто лет?
— Нет, я знаю, что проживу
99 лет и 341 день. Дорогу длиною в такой срок я для себя определил. Более того, уверен, что до своего столетнего юбилея не доживу две недели. К сожалению
А насчет прожитых лет хочу рассказать такую историю. Спрашивают как-то пожилого гуцула: «Скiльки вам рокiв буде?» А он отвечает: «Скiльки в мене щх буде, знах тiльки Бог. А скiльки вже немах, я вам скажу — 78». Очень глубокая философия — важно жить, думая не о том, сколько лет ты уже прожил, а сколько тебе еще осталось! А вот сколько — никто не знает.
— С какими ощущениями подошли к своему юбилею?
— Думаю, с осознанием того, что могу сделать все, что хочу. Правда, теперь мне требуется больше времени. Раньше действовал быстрее. Например, играя в футбол, знаю, как надо сделать, но иногда на долю секунды уже не успеваю. Молодой, более энергичный человек действует быстрее. А я ему проигрываю!
— Анатолий Сергеевич, вы рано поседели. На то были причины?
— Нет, это генетическая предрасположенность. Хотя поседел раньше своего отца, еще во времена студенчества. Кстати, у меня не вся голова седая. Когда помою голову, еще видны черные волосы. (Смеется. )
— Женщинам ваша седина, наверное, нравится
— Не исключаю. Быть интересным — как женщине, так и мужчине — это не самое плохое. А насчет мужской привлекательности, то еще в детстве меня научили, как нужно к этому относиться. Когда я родился, у меня на лице было какое-то пятно, и мама очень переживала по этому поводу. А соседка ей сказала: «Не переживай! Мужик, не похожий на черта, уже красавец!» Вот такая народная мудрость.
— Где и как планируете отмечать юбилей?
— Пока не знаю. Свой день рождения я обычно праздную в очень узком кругу. Скорее всего, куда-то уеду. Потому что не люблю неискренности в жизни. А в среде политиков есть правило: хочешь не хочешь, а нужно поздравлять именинника. И очень часто это бывает неискренне, когда кто-то звонит тебе в твой день рождения с мыслью: «Надо ж этого козла поздравить». А я, то есть именинник, взял и уехал. Человек себе думает: «Вот и слава Богу!» (Смеется. ) Стоит смыться только ради того, чтобы не слышать таких «поздравлений». И потом, суета! Мне она не приятна. Наверное, поеду куда-нибудь с женой Ольгой или без нее, а с самыми близкими друзьями. Это будет мой подарок самому себе. А что касается юбилея, то я к нему отношусь философски. Во-первых, неизвестно, когда я родился.
— Как это?
— Я думаю, что человек рождается в момент зачатия. Поэтому не считаю день, когда появился на свет, каким-то особенным. К слову, я против, чтобы на заседаниях парламента объявляли, кто и когда родился. Зачем? Это мое ЛИЧНОЕ! Почему о моем личном кто-то должен объявлять во всеуслышание? Конечно, нужно отмечать большие религиозные праздники: Рождество, Пасху, cвятого Николая. Или государственные. Но в каждой семье должны быть и свои традиции и праздники, на которые я с радостью приглашаю близких друзей. Например, с женой я познакомился 16 мая. Этот день для меня — праздник светлой встречи. В моей жизни появился человек, который стал для меня очень дорогим. День нашей свадьбы 23 ноября — тоже традиционный семейный праздник
Есть у нас в семье еще одна традиция. Когда жене было под сорок, она сказала, что наступил бальзаковский возраст, и предложила съездить в Бердичев, в имение Ганских (Эвелина Ганская — супруга известного французского писателя Оноре де Бальзака. — Авт. ). Поездка нам понравилась. С тех пор мы каждый год в день рождения супруги куда-нибудь едем. В этом году были в Браилове Винницкой области. Там в бывшем имении Карла и Надежды фон Мекк сейчас находится музей Петра Чайковского. Интересна история отношений Надежды фон Мекк и Чайковского. Ведь она, говоря нынешним языком, была его спонсором. И это при том, что они никогда в жизни не виделись, хотя четырнадцать лет вели переписку. Может, благодаря ей Чайковский состоялся и стал великим композитором.
— А вы благодаря кому состоялись?
— Тоже благодаря женщинам. Я люблю трех женщин, которые меня сделали таким, каким я есть и хочу быть: маму, жену и внучку Лизу. Потому и хочу прожить 99 лет, чтобы купаться в счастье моей внучки.
— Знаю, что она сейчас живет в Германии. К вам на день рождения приедет?
— Так случилось, что мой старший сын расстался с супругой. Сейчас она вместе с моей внучкой живет в Германии. Но мы с внучкой в очень хороших отношениях, с ее мамой и новой семьей тоже. На день рождения Лиза не приедет. Она еще не настолько взрослая, чтобы самостоятельно лететь самолетом. Но мы часто видимся, этой зимой она была на каникулах у нас. Летом приезжает регулярно. Жду лета и надеюсь, что мы с внучкой обязательно поедем куда-нибудь за границу отдыхать. Это тоже уже традиция: ездить с внучкой отдыхать.
— Ваши сыновья политикой интересуются?
— Сейчас они активно занимаются бизнесом. В политику никто из них идти не хочет. Хотя младший сын Павел проявляет иногда интерес. А старший — Виктор принципиально не хочет! Он освоил бумажный бизнес — макулатура, гофротара. Как частный предприниматель занимается поставками и контролем качества. Думаю, что на хлеб зарабатывает. Главное, у родителей денег не просит и сам себя обеспечивает.
— У вас с супругой семейный бюджет общий?
— Ольга сама зарабатывает: она совладелец небольшой компании, имеет неплохой доход от сдачи в аренду помещений. Так что на карманные расходы ей хватает. К тому же я отдаю ей свою пенсию, которую получаю как чернобылец, и, конечно же, часть зарплаты. Я для супруги как бы резервный банк. Выдаю средства даже без процентов. (Смеется. ) А вообще у нас в семье демократические отношения. Моя жена никогда не станет проверять мой мобильный телефон, чтобы найти в нем ответы на возникающие у нее подозрения. Так же поступаю и я. Если надо мои брюки сдать в химчистку, все, что супруга найдет в карманах, она аккуратно сложит в стопочку. Тут я ее, конечно, эксплуатирую очень жестоко.
— А кто продукты покупает, бытом занимается?
— Жена. А к солидным тратам — на ремонт, покупку мебели, одежды, авто — подключается мой «кредитбанк». Знаете, в семейной жизни важно, чтобы супруга имела потребности, которые бы чуть-чуть превышали реальную платежеспособность мужа. Именно чуть-чуть. Но эта минимальная нехватка и стимулирует мужа к тому, чтобы поднатужиться и зарабатывать. Планку потребностей надо постоянно повышать. Достиг десяти процентов роста «кредитбанк» мужа, жена может поднять еще на десять процентов. Но никогда в жизни не ставить задачу поднять в разы! Это задевает наше мужское «эго». Что мужчину обижает больше всего? Неспособность. Физическая, финансовая, моральная или умственная. Если жена имеет такие запросы, что муж никогда не сможет их выполнить, он впадает в депрессию, начинает пить. Мужчина не может признаться самому себе, что он неспособен. Вот так и моя супруга меня стимулирует, постепенно поднимая планку запросов. Кроме того, за 34 года совместной жизни жена научилась интуитивно чувствовать, каково положение в моем «кредитбанке», и ставить соответствующие задачи. Она понимает, что сегодня, скажем, я могу позволить себе купить ей роскошную шубу. При том что еще совсем недавно мог потратить на верхнюю одежду для супруги только долларов 500.
— В данный момент какую шубу может выдержать ваш «кредитбанк»?
— Думаю, за несколько тысяч долларов. Но в таких случаях я говорю: пойди и выбери сама, потому что я в этом ничего не понимаю. Я только автомобили покупаю. Сейчас у меня «Лексус-500», на котором езжу уже два года.
— Без спецномеров «ВР» ездить стало сложнее?
— А у меня их никогда и не было! Страсть к внешней показухе — страшная болезнь многих, но не моя. Есть такое четверостишие: «Среди всего, что в нас переплелось, порой самодовольство нами правит. Казаться или быть? Вот в чем вопрос, который время перед нами ставит». Ну а потом, я отношусь к этому философично-прагматично. Представьте, что я еду по городу на автомобиле с номерами Верховной Рады. А в нынешнем Киеве проехать без нарушения правил невозможно. Все нарушают, и я вынужден нарушать. И вот, если нарушу с номерами «ВР», вслед скажут: «Во-от, козел! Ему все можно». Ну и добавят, чего они мне желают! А любая мысль — материальна. Хотим мы этого или нет, но все проклятия, сказанные в наш адрес, накапливаются. И потом выходят боком. Почему многие политики себя так плохо чувствуют? Потому что их проклинают!
— Какая разница, когда вас проклинают — с номерами или без?
— Не-ет, не скажите. Когда я превысил скорость на автомобиле с простыми номерами и меня остановили, все сочувствуют: вот, бедный, попался. А если бы на машине были спецзнаки «ВР», то что сказали бы? «Так ему и надо!»
— Вас часто гаишники останавливают? Взятки давать приходилось?
— Никогда не даю, у меня удостоверение народного депутата есть. Да, этим я злоупотребляю, каюсь! (Смеется. ) Но денег не даю. Я извиняюсь, объясняю, что очень спешу. А вообще, какими-то внешними знаками отличия я никогда не злоупотреблял.
— У ваших коллег по парламенту у кого живот растет, у кого одышка появилась. А вы в прекрасной физической форме. Как вам это удается?
— У меня тоже тревожные звоночки бывают. Как только поленился сделать зарядку, сразу же лишний килограммчик появляется! Но не больше. Сейчас вешу где-то 87-88 килограммов при росте 176 сантиметров. Но я уже в таком возрасте, когда вес не зависит от того, что и сколько ты ешь, и держится стабильно. Вообще, я считаю, что здоровый дух селится только в здоровом теле! Если честно, мне все равно, стройный я или толстый. Главное, чувствовать себя комфортно! А комфорт — это когда ты можешь управлять своим телом. Я должен быть способен пробежать столько, сколько надо, чтобы догнать или убежать. К тому же спортом я занимаюсь с детства, поэтому для меня важно держать свое сердце в нагрузке. Если не поддерживать форму, могут появиться проблемы. А вообще тот, у кого нет проблем со здоровьем, уже умер.
— Поскольку вы президент Национальной федерации спортивного туризма Украины, то наверняка любите путешествовать
— Люблю, только если маршрут планирую сам. А организованный отдых, когда ты зависишь от транспорта, графика работы столовой и так далее — это не для меня.
Например, прошлым летом с внучкой посетили Кубу по приглашению моего друга Саши Гнедых. Он там работает послом, лет пять меня уговаривал приехать. Вот выбрались посмотреть на страну победившего коммунизма. Оказывается, все там довольны, потому что живут в Советском Союзе!
Ездил дважды в Израиль к друзьям. Туда пол-Бершади (город в Винницкой области. — Авт. ), откуда я родом, выехало. Может быть, даже на этот день рождения поеду на Красное море, где еще бывать не приходилось.
Был и в Италии. У одного из моих друзей, российского депутата, есть своя вилла недалеко от Милана. Кстати, когда я гостил у него, захотел съездить в Швейцарию — благо та рядом. Сел в машину друга и поехал. Когда же добрался до цели, позвонил мой друг и спрашивает: «Ты где?» Я говорю: «В Швейцарии». Он опешил: «Как ты туда попал?» Оказалось, в Швейцарии шенгенская виза не действует. А я не знал. И фактически совершил преступление, незаконно пересекая границу. Поэтому, когда возвращался, очень волновался. Ехал и думал: вот сейчас остановят. Так переживал, что вместо дизельного топлива залил в бак бензин!
— Ваша мечта пойти в кругосветное путешествие на яхте сбылась?
— Обещание пойти в кругосветку я себе давал перед президентскими выборами 2004 года. Решил, если Виктор Ющенко проиграет, пойду в кругосветное путешествие. Но Виктор Андреевич победил на выборах. У меня есть друг, у которого имеется яхта. Мы с ним иногда выходим в Черное море. Как-то попали в пятибалльный шторм. Это было три дня бушующей стихии. Сзади на яхте «Таврийские игры» шел мой старший сын. И если бы не переживания за сына, я бы, наверное, умер от качки. Не представляю, что такое шторм в десять баллов, если пятибалльный настолько страшный