Події

«первая фигурка года, выпущенная lladro 20 лет назад, стоила 100 долларов. Сегодня ее цена… Уже пять тысяч долларов! »

0:00 — 22 березня 2008 eye 1917

Во вторник в киевском Музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко откроется выставка крупнейшей в Европе коллекции раритетов знаменитого испанского фарфора

Испанский фарфор Lladro вот уже полвека считается лучшим в мире. Статуэтки из этого фарфора сегодня экспонируются в Эрмитаже, Королевском музее искусства и истории в Брюсселе, Международном музее керамики во Флоренции… Среди коллекционеров Lladro — Маргарет Тетчер, Билл Клинтон, Михаил Горбачев, Николь Кидман, Майкл Дуглас, Дженнифер Лопес, Антонио Бандерас, Майкл Джексон и многие другие знаменитости.

Немало коллекционеров и среди украинских политиков, спортсменов и артистов. Самая же крупная коллекция раритетов в Европе у киевлянок Светланы и Дарьи Егоровых. Впервые они покажут ее жителям и гостям столицы в киевском Музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко. Уникальную выставку можно будет посмотреть до 27 апреля.

«Фарфоровые кружева Lladro отличить от настоящих можно лишь на ощупь!»

 — Раритеты — изделия, производство которых завершено. Они уже не поступают в магазины и приобрести их, если повезет, можно только на вторичном рынке — у коллекционеров и на аукционах, — поясняют владелицы коллекции раритетов Светлана и Дарья Егоровы.  — У большинства произведений искусства тираж ограничен. Создав последний экземпляр лимитированной серии, форму тут же разбивают… в присутствии нотариуса, чтобы шедевр никто не смог повторить.

 — Правда, что в вашей коллекции есть вещи, которые можно увидеть в Эрмитаже и в Брюссельском королевском музее?

 — Это так, — говорит Светлана Егорова.  — Одно из самых сложных произведений Lladro — «Экипаж 18 столетия», долгое время считавшееся самым дорогим (стоимость шедевра — более 20 тысяч долларов!), выставляется в Эрмитаже. Очень интересная работа — «Преследование ланей». Композиция уже почти 20 лет экспонируется в Брюссельском королевском музее и является гордостью частной коллекции японского императора, украшая парадную столовую его дворца!

Любители прекрасного смогут увидеть и удивительную вещь — «Бюст в белой вуали». До сих пор еще никому кроме Lladro не удавалось воспроизвести кружева в фарфоре с такой точностью — отличить от настоящих их можно только на ощупь! Чтобы создать такую красоту, кружевное полотно погружают в жидкую фарфоровую массу. При обжиге изделия ткань выгорает — остается лишь узор. Изделие настолько хрупкое, что в музей мы принесем его на руках!

 — И еще один сюрприз готовим для ценителей искусства — выдающееся произведение «Течение жизни», — дополняет Дарья Егорова.  — Это ладья, в которой 150 цветов в натуральную величину. Толщина каждого лепестка точь-в-точь как у живых тюльпанов и роз, а в трехмиллиметровых тычинках такое разнообразие оттенков, что их не отличить от настоящих!

В коллекции хозяек киевских салонов «Lladro» и «Дон Кихот» более 200 раритетов. Собиралась она в течение 12 лет.

 — Это уникальный фарфор, — продолжает рассказ Светлана Егорова.  — Еще ни одному производителю в мире не удавалось достичь такого качества! Если в фарфоре застынет хотя бы пылинка, изделие, как бы ни было оно красиво, бракуют и без жалости разбивают на мелкие осколки. Все детали воспроизводятся с необыкновенной тщательностью: складки на одежде, пуговицы, пряжки на обуви… Испанские мастера воссоздают в фарфоре дерево, шелк, парчу, бархат. Лица фигурок словно живые, одухотворенные. В них запечатлены застенчивость и смятение, задумчивость и огорчение…

 — В преддверии Нового года «ФАКТЫ» писали о том, как в двух ваших салонах хорошо одетый молодой человек, представившийся хоккеистом, похитил несколько фигурок. Одна из них — мальчик-самурай.

 — К сожалению, вора так и не нашли, — говорит Светлана Егорова.  — Краденую фигурку тоже никто пока не вернул, хотя мы обещали не забирать ее у нового владельца, а даже выдать к ней паспорт с серийным номером изделия и именем его дизайнера. Однако судьба мальчика-самурая взволновала многих киевлян. Особенно мужчин! Многие приходили посмотреть на оставшегося у нас самурайчика, приводили с собой детишек. Эту раритетную фигурку, ставшую легендарной, можно будет увидеть и на выставке.

 — В Украине много коллекционеров испанского фарфора?

 — Количество их постоянно растет. Среди членов элитного привилегированного общества коллекционеров Lladro, думаю, уже около 50 наших соотечественников. Этих людей в Городе фарфора в Валенсии ожидает особый прием, их приглашают на самые престижные в мире вечеринки и события. Только для них выпускаются статуэтка года и две фигурки лимитированного тиража. Кстати, первые частные коллекции появились только лет сто назад. До того, помимо музейных собраний, существовали лишь дворцовые — королевские, герцогские, императорские… Венценосные особы коллекционировали китайский, мейсеновский (немецкий) и севрский (французский) фарфор.

 — Говорят, неплохая коллекция была у премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля…

 — По тем временам — да. Я видела ее во дворце Бленхейм, где он провел свои детские и юношеские годы, и в особняке Чартвелл, где он с семьей прожил около 40 лет. Это китайская посуда, расписанная синим кобальтом. В коллекции Черчилля был и ленинградский чайный сервиз, подаренный его супруге советским правительством, и севрский, когда-то принадлежавший Наполеону III, спасенный бабушкой премьер-министра из объятого пламенем дворца Тюильри.

«Как-то в наш магазин зашли два молодых человека. И вдруг говорят, что могут… подделывать Lladro и… ждут от нас заказов»

 — Какой же фарфор сегодня самый дорогой?

 — Китайский был ценным до тех пор, пока секрет его производства в ХVIII веке не открыли европейцы — немцы, а затем французы. На сегодняшний день самый совершенный, без сомнения, — испанский. Его не раскрашивают поверх глазури, как остальной, а делают подглазурную роспись, которая закрепляется при обжиге изделия при температуре 1300(!) градусов. При такой высокой температуре красители обычно изменяют свой цвет. Поэтому испанские мастера разработали уникальную технологию окрашивания фарфора, позволяющую получить более четырех тысяч оттенков цветов!

 — Скажите, фарфор Lladro часто подделывают?

 — А что сейчас, скажите, не подделывают? Как-то в один из наших магазинов зашли два молодых человека. Долго рассматривали фигурки. И вдруг говорят, что могут… подделывать льядровские изделия и… ждут от нас заказов. Мы, разумеется, опешили от такого предложения. Однако, думаю, подделать испанский фарфор невозможно. Слишком много технологических секретов у мастеров! Я видела подделки «под Lladro», но уж слишком они примитивные, — говорит Дарья.

 — Да и цена часто о многом говорит. За 20 долларов подлинник ведь не купишь…

 — А вот тут вы ошибаетесь, — улыбается Светлана Егорова.  — Я знаю случаи, когда, получая статуэтки в подарок, люди не представляли, сколько они стоят, и сдавали на реализацию знакомым продавцам по 100-200 гривен изделия, которые стоят раз в 10-20 дороже! Те же, кто разбирается, были просто счастливы купить произведения искусства по дешевке. Обычно же коллекционерам, наоборот, приходится переплачивать, если они «охотятся» за какой-то вещью.

 — Правда, что цены на раритеты каждые 10 лет возрастают в 30-40 раз?

 — Рост цен действительно может быть невероятный. К примеру, первая фигурка года, выпущенная специально для коллекционеров 20 лет назад, стоила 100 долларов. Сегодня ее цена — пять тысяч долларов!

 — Это же дороже более чем в 50 раз! Однако, если, предположим, коллекционеру вдруг понадобились деньги, легко ли продать коллекцию?

 — Все зависит от цены, за которую он захочет продать. Иногда к нам приходят люди с просьбой реализовать подаренные им фигурки, и мы выставляем их в наших салонах на продажу. Если подарок не пришелся по вкусу, можем поменять статуэтку на другую.

 — Существуют ведь и интернет-аукционы…

 — Знаю, но найти на них раритетные вещи непросто. А вот на открытии выставки для наших гостей аукцион раритетов мы устроим. Среди лотов будут такие работы: «Букет цветов», «Романтический жест», «Небесное путешествие», «Самурай»… Некоторые композиции прежде никогда не продавались в Украине! После 27 апреля собираемся показать коллекцию в крупных городах Украины — Одессе, Харькове, Донецке, Днепропетровске, Львове, Симферополе, Ялте…