Главный сервисный центр (ГСЦ) МВД ввел целый ряд новшеств при сдаче экзаменов на право управления автомобилем. Это и так называемый чек-лист, которым отныне должны пользоваться экзаменаторы при оценке практических навыков будущих водителей, и публичный доступ к маршрутам, по которым сдают вторую часть практического экзамена, и предоставление возможности сдавать теоретический экзамен на английском языке. Подробнее рассказать об изменениях «ФАКТЫ» попросили их идейного вдохновителя — руководителя Главного сервисного центра МВД Владислава Криклия.
— Владислав, что такое чек-листы и зачем они нужны?
— Чек-лист — это еще один шаг к прозрачности процесса оценки навыков будущего водителя во время сдачи практического экзамена в сервисном центре МВД. Чек-лист печатается на обратной стороне экзаменационного листа, и в нем указан перечень практических заданий, которые необходимо выполнить во время теста, а также перечислены типичные ошибки, часто допускаемые абитуриентами. Например, выполняя задание «Подготовка к началу движения», экзаменуемый может не подготовиться к началу движения — не пристегнуть ремень безопасности, не отрегулировать под себя зеркала заднего вида, подголовник и сиденье, не включить или не выключить «поворотник» перед или после начала движения, не посмотреть в зеркало заднего вида или не повернуть голову в сторону выполнения маневра. То есть если будущий водитель не выполнил какого-либо из перечисленных требований, то это засчитывается экзаменатором как ошибка, а в чек-лист он вносит соответствующую отметку. Благодаря подобному подходу будет обеспечиваться большая объективность оценки сдачи практического экзамена.
— Вряд ли чек-листы смогут в полной мере обеспечить прозрачность выставления оценок будущим водителям — ведь все равно основную роль играет субъективное мнение экзаменатора. Планируете ли вы усовершенствовать этот процесс?
— Согласен с тем, что в полной мере чек-лист прозрачность оценок не обеспечит. Поэтому до конца 2018 года мы планируем ввести фото- и видеофиксацию практической части экзаменов. Благодаря этому весь ход экзамена будет записан на камеру и у граждан появится возможность аргументированно оспорить решение экзаменатора, если они сочтут его предвзятым или некомпетентным.
Кстати, напомню, что сам по себе практический экзамен состоит из двух этапов, каждый из которых разделен на семь заданий. Первый этап проходит на площадке для обучения начальному вождению (автодром), второй — на определенном маршруте в условиях дорожного движения. На первом этапе экзамена проверяются следующие навыки: подготовка к началу движения, остановка транспорта на подъеме/спуске, заезд во двор и «гараж» с правой/левой стороны и тому подобное. На втором этапе экзамена — соблюдение правил дорожного движения, маневрирование в транспортном потоке, соблюдение скорости движения и требований дорожной разметки, дорожных знаков и тому подобное. Экзаменационные листы и вместе с ними чек-листы будут храниться в сервисном центре МВД в течение трех лет.
— В случае, когда экзаменуемому не удастся с первого раза сдать практический экзамен, сколько у него еще может быть попыток?
— Если человек не смог сдать практику с первого раза, ему дается три месяца, в течение которых он может еще дважды попытаться сдать экзамен. Временной промежуток между первой и второй, второй и третьей попытками должен быть не менее пяти дней. Если все три попытки «сгорели», гражданину придется заново пройти обучение в автошколе, после чего его снова допустят к экзамену.
— На сайте ГСЦ МВД вы открыли публичный доступ к городским маршрутам сдачи практического экзамена. Что это дает кандидатам в водители?
— Маршруты используются при прохождении второго этапа практического экзамена — в реальных условиях дорожного движения. Схемы маршрутов всех сервисных центров Украины были пересмотрены в соответствии с актуальной ситуацией на дорогах и обнародованы онлайн. Теперь человек может заранее скачать схему маршрутов с нашего сайта, изучить их, определить для себя места, где есть вероятность совершить ошибку, и таким образом лучше подготовиться к экзамену.
Замечу, что маршрутов в каждом сервисном центре может быть несколько — от двух до семи — и экзаменатор имеет право произвольно выбрать один из них.
— С недавнего времени ваш сервисный центр предоставил возможность сдавать теоретический экзамен на английском языке. Объясните, с какой целью это было сделано?
— Благодаря поддержке Консультативной миссии Евросоюза (КМЕС) в Украине в 2018 году мы смогли профессионально перевести вопросы по Правилам дорожного движения на английский язык. Это важное нововведение, ведь в государстве должны создаваться одинаковые условия обслуживания для всех его жителей. Ежегодно потребность в сдаче экзамена на английском ощущало немало иностранных граждан, которые учатся или работают в Украине. Например, в 2017 году их количество составляло 3620.
— Вы утверждаете, что у иностранцев, которые учатся в Украине, ощущалась потребность в сдаче экзаменов на права на английском языке? Как же они обучаются в нашей стране, не зная украинского языка, а тем более как готовятся в автошколах?
— Правила дорожного движения во многих странах одинаковы. Человек приезжает в Украину уже со знаниями либо готовится на родном для него языке. Чаще всего так бывает, когда иностранец приезжает в Украину по работе или на учебу. Да, большинство автошкол не дают регулярных уроков вождения на английском языке, и официального перевода Правил дорожного движения на английский пока нет. Но в некоторых школах есть англоговорящие инструкторы, которые помогают иностранцам готовиться к экзаменам.
Я уверен, что теперь, когда иностранцы смогут сдавать тест на английском языке, спрос на подготовку к такому экзамену возрастет. К тому же до конца 2018 года мы планируем осуществить перевод на английский онлайн-тренажера по знаниям правил движения, чтобы иностранцам было проще готовиться самостоятельно.
— Как иностранцам сдать теоретический экзамен на английском языке? Что для этого нужно?
— Чтобы зарегистрироваться на экзамен для получения водительского удостоверения, иностранцам необходимо предоставить в сервисный центр МВД документ, удостоверяющий личность, копию идентификационного кода, действующую медицинскую справку установленного образца о годности к управлению транспортными средствами соответствующей категории (форма 083/у) и свидетельство об окончании учебного заведения по подготовке водителей транспортных средств.
Перед сдачей экзамена у человека есть возможность самостоятельно выбрать язык. На экране компьютера экзаменуемого появляются кнопки украинского и английского языков. В английском переводе также предоставляется инструкция по прохождению экзамена. Кроме того, иностранцы, собирающиеся сдавать экзамены на права в сервисных центрах, имеют такую же возможность подготовиться к ним, как и все наши соотечественники. Полный перечень вопросов по Правилам дорожного движения и ответов к ним на английском языке можно скачать на сайте Главного сервисного центра МВД.
— Новые вопросы по Правилам дорожного движения и сейчас находятся в открытом доступе? Могут ли будущие водители потренироваться в сдаче практического экзамена вне стен сервисных центров МВД?
— Да, все новые тесты по ПДД находятся в открытом доступе. Вопросы вместе с ответами на них можно бесплатно скачать с сайта Главного сервисного центра. Кроме того, на нашем сайте работает онлайн-тренажер, с помощью которого можно бесплатно и неограниченное количество раз проверять свои знания: программа воссоздает реальные условия прохождения теоретической части экзамена. И мы рады получать позитивные отклики — только за первые пять месяцев работы сервиса украинцы воспользовались им более одного миллиона раз.
— Какие еще новшества были внедрены в работу сервисных центров?
— В прошлом году сервисные центры МВД начали выдавать справки о несудимости — заказать и получить документ можно в любом таком центре, независимо от места жительства, или же через наш онлайн-сервис. Растет количество сервисных центров нового образца, главными отличительными особенностями которых стали открытые пространства единой визуальной концепции, оснащение так называемыми электронными очередями и инфобоксами, а также детские уголки и буккросинг (общественное движение, действующее по принципу социальных сетей и близкое к флешмобу. — Авт.).
Другим важным нововведением стала выдача первого водительского удостоверения временно — сроком на два года — с правом обмена на постоянное в том случае, если в течение этого времени водителем не было совершено три и более административных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения. Если таких нарушений было не более двух, гражданин имеет право просто обменять временное водительское удостоверение на постоянное. Но если лимит нарушений был превышен, водитель сможет получить постоянные права только после повторной сдачи практического и теоретического экзаменов в сервисном центре МВД.
— Что еще ожидает отечественных автомобилистов в текущем году?
— В 2018 году мы запланировали еще целый ряд интересных нововведений. В частности, онлайн-запись на получение услуг и сдачу экзаменов в сервисном центре МВД, онлайн-заказ индивидуальных номерных знаков, введение персонального кабинета владельца авто (водителя), видеофиксация практических экзаменов на получение водительского удостоверения и другие.