Пенсионерке из Павлограда Днепропетровской области Анастасии Проничкиной — 71 год, и едва ли не половину жизни она передвигается на инвалидной коляске. Но в день рождения она подарила себе прыжок с парашютом.
— Никакой специальной подготовки у меня нет, я была продавцом, работала на молокозаводе и заправщицей на автозаправке, — рассказывает «ФАКТАМ» Анастасия Проничкина. — А инвалидность у меня уже 32 года. Тогда я стала швеей на дому — шила мешочки, постельное белье, а еще мужские трусы — всю Украину обшила. Я — модистка на все руки: и вышиваю, и вяжу, и с бисером работаю.
— Анастасия Николаевна, как же с вами случилась беда?
— Рвала вишни, упала с дерева и встать уже не смогла. Мне делали операцию в днепропетровской больнице имени Мечникова.
— А что побудило вас прыгнуть с парашютом?
— В 2016 году родные ездили на аэродром «Майское», где парашютисты устраивали небольшое шоу. Рассказали мне, и я захотела такое увидеть, а заодно и сама попробовать. В прошлом году позвонила на аэродром, и выяснилось, что за прыжок с парашютом надо платить деньги, и немалые. Например, прыжок с инструктором и видеосъемкой стоит 5 600 гривен. А если без видеосъемки — 3 500 гривен. А я ведь думала, что это бесплатно! Как цену мне назвали, сказала: «Э, нет, отставить. Вопрос закрыт».
Но мечта осталась. И с нового года я стала откладывать с пенсии деньги. Меня тут спрашивали: кто подарил прыжок, может, дети или подруги? Нет, я сама себе такой подарок на день рождения сделала: 6 мая мне исполнился 71 год. Ни у кого ничего не спрашивала, все сама решила. Накануне позвонила на аэродром, есть там такая Настенька, уточнила у нее, не изменились ли цены. «Остались прежними», — успокоили меня.
И 20 мая в сопровождении близких людей Анастасия Николаевна отправилась на аэродром.
— Сопровождали меня старший сын Сергей, внучек Саша, которому 13 лет, и подружка моя, ровесница, ей будет 70 лет. И вот мои мечты сбылись. Ну как вам сказать — у меня полная грудь счастья и восторга, — смеется пенсионерка. — Младший сын Александр как раз был в командировке в Запорожской области. Позвонила мне невестка, его жена — их семья видела вечером сюжет в новостях по телеканалу «1+1». А семья старшего сына Сережи живет со мной в одном подъезде. А я одна в квартире живу, с тех пор как муж мой Николай умер пять лет назад.
По словам Анастасии Николаевны, родные пытались ее отговорить от прыжка.
— Младший сынок, и невестка, и внучка (она в Харькове учится), были против и очень боялись за меня. А я им сказала: «Свои опасения оставляйте дома». И поехала. Сколько мне той жизни осталось? Зато теперь я побывала в небе! Сколько на аэродроме народу было — и все со мной фотографировались, обнимались-целовались, говорили «юморная бабка» и были в шоке.
— Признайтесь, очень страшно было?
— Верьте не верьте, даже сердце не екнуло! Такое ощущение было, словно приехала на свадьбу, именины или крестины. Разве что «сто грамм» не давали, — продолжает шутить Анастасия Николаевна.
— Помните первые секунды полета?
— Нас 14 человек в самолете было, меня прямо с коляской в салон загружали. Так нянчились, как с куклой Барби! Посадили в салон, зафиксировали. Первыми хлопцы прыгали. Я все запомнила, что инструктор говорил. Они же все боялись, потому что у меня ноги не ходят. На земле тренировали, на тренажере подвешивали. Я костюм специальный надела. И была готова к прыжку. Нам открыли дверь самолета, и мы последними с инструктором прыгали.
Ой, еще одно! У меня же съемные зубы, и Сергей, инструктор, спросил, не потеряю ли я их, когда прыгнем. У них был случай: 85-летняя бабушка прыгала и зубы потеряла. «Я про это слышала, — говорю, — поэтому мои зубы сегодня держит крем для фиксации протезов».
Целую минуту мчались к земле со скоростью под 200 км в час. Потом открылся парашют. Нас крутило, а инструктор меня снимал фотоаппаратом — маленьким, как спичечный коробок, и спрашивал, как я себя чувствую. В общем, и в небе у меня рот не закрывался.
— Как родные вас встретили на земле?
— Внучек сказал: «У меня бабушка — супер!» Я согласилась: «Бабушка, мама, свекруха — супер! Где вы такую найдете? Нету таких».
Теперь я нарасхват — мне все время звонят, поздравляют, расспрашивают… Мобилку вместе с зарядным устройством ношу. Знаете, я бы согласилась еще раз полететь.
* «У меня полная грудь радости», — сказала, приземлившись, Анастасия Николаевна
Вместе с Анастасией Проничкиной прыгал «тандем-мастер» Александр Нечехов, за плечами у которого 14 тысяч прыжков, мастер спорта международного класса, неоднократный призер и рекордсмен мира. До 2017 года он был старшим тренером сборной Вооруженных Сил Украины по парашютному спорту. Кроме того, 66-летний Александр Леонидович — судья международной категории.
— Мы прыгали с борта самолета l-410, с высоты 4200 метров, — объясняет Александр Нечехов. — Изначально было 57 секунд свободного падения со скоростью 197 км/час — у нас прибор есть, который это фиксирует. То есть почти минуту летели вниз с огромной скоростью, а потом еще минут семь снижались под открытым парашютом. Полетали, посмотрели. Погодка была хорошая, горизонт хорошо видно. Я показал Анастасии Николаевне город с высоты, она была довольна. Даже приговаривала: «Как я рада, что я из Павлограда». Думаю, она получила удовольствие.
Пенсионеры приходят к нам прыгать не так часто, но среди них встречаются очень интересные люди, которые решаются на прыжок в 60 лет, в 70 лет. Я прыгал с 87-летним Алексеем Михеевым, ветераном Второй мировой войны, который в боях под Сталинградом потерял ногу. А однажды «тандем-пассажиром» был герой войны в Афганистане, который потерял зрение. Но это было за несколько лет до АТО.
Фото со страницы Вадима ТРОЯНА в Facebook