Служба безопасности Украины (СБУ) подтвердила информационному агентству Би-би-си аутентичность списка из 47 фамилий, который накануне разместило одно из интернет-изданий с комментарием о том, что этим людям «по версии украинских спецслужб, угрожает смерть от рук киллеров». Об этом говорится в сообщении на сайте британского ресурса.
«В украинской спецслужбе подтвердили, что опубликованный список фамилий полностью совпадает с документом, изъятым ранее в результате спецоперации», — говорится в сообщении.
По меньшей мере часть фигурирующих в списке людей на протяжении последних дней были приглашены в СБУ. Некоторые из них сообщили о том, что спецслужба предложила им охрану.
В то же время часть киевских комментаторов сомневаются в том, что список является реальным перечнем людей, которые, как утверждают украинские силовики, должны были стать целями российских спецслужб.
Впервые о существовании некого списка потенциальных жертв киллеров общественность услышала 30 мая, на том самом брифинге в здании СБУ, на котором стало известно о чудесном «воскрешении» Аркадия Бабченко, якобы убитого накануне.
Уже под конец брифинга о перечне как бы невзначай обмолвился глава украинской спецслужбы Василий Грицак.
«Вообще организатор этого преступления говорил о необходимости устранения — вдумаетесь в эту цифру — 30 лиц на территории Украины. Этот заказ был пробным. Нам известны некоторые фамилии потенциальных жертв. Некоторые. Я не буду их называть — вы понимаете, почему», — заявил он.
На следующий день чуть больше об этом списке в эфире телеканала «1+1» рассказал генеральный прокурор Украины Юрий Луценко.
По его словам, на одной из встреч Бориса Германа, которого следствие считает организатором убийства Аркадия Бабченко, с «киллером» Алексеем Цымбалюком Герман заявил, что «у него есть еще больший список» потенциальных жертв убийств.
«Новость, которую я могу сейчас рассказать, — мы имеем этот список. Сейчас он находится в руках СБУ, и все люди, в нем перечисленные, получат надлежащую охрану от тех, кто заказал их смерть», — заявил Луценко.
На следующий день, 1 июня, тот же Юрий Луценко называет новое число фигурантов «списка Германа».
«В результате этой оперативной комбинации [имитации убийства Аркадия Бабченко] следствие получило список из 47(!) лиц, которые могли быть следующими жертвами террористов. Преимущественно это — известные украинские и экс-российские журналисты», — написал он в «Фейсбуке».
Обвиняемый в организации несостоявшегося убийства Аркадия Бабченко Борис Герман в своих показаниях в киевском суде 31 мая также упомянул о списке из «тридцати человек, которых они [неназванные заказчики преступлений, якобы действовавшие через сотрудника „личного фонда Путина“ Вячеслава Пивоварника] хотели бы уничтожить на территории Украины».
Герман заявил, что этот список сразу после получения «был передан в контрразведку».
5 июня киевское интернет-издание «Страна» разместило список из 47 «журналистов и блогеров, которым, по версии украинских спецслужб, угрожает смерть от рук киллеров».
«Страна» не сообщила, откуда именно в распоряжении редакции оказался этот документ, процитировав лишь некий источник в СБУ, утверждавший, что Борис Герман передал список своему «куратору» в украинской контрразведке еще 21 мая, то есть за неделю до инсценировки убийства Бабченко.
Адвокат Бориса Германа Евгений Солодко демонстрировал этот список журналистам Би-би-си за несколько часов до его публикации изданием «Страна».
Поначалу СБУ не подтверждала подлинность опубликованного «Страной» списка.
«СБУ ничего никому не передавала. Список является тайной следствия, поэтому я с ним не ознакомлена и поэтому не могу комментировать его аутентичность», — заявила Би-би-си пресс-секретарь Службы безопасности Елена Гитлянская.
Но уже вечером того же дня спецслужба заявила об открытии уголовного производства по факту разглашения данных досудебного следствия.
«В публикации значатся фамилии граждан Украины и иностранных государств, которых планировалось физически уничтожить в результате террористических актов на территории нашей страны», — заявили в СБУ.
Позже пресс-центр СБУ подтвердил Би-би-си, что в документе, размещенном на Стране, указаны те же фамилии, что и в оригинальном списке, изъятом в ходе спецоперации.
В «списке 47» значатся фамилии известных и не очень украинских журналистов, писателей, блогеров, общественных активистов.
Киевские комментаторы, анализирующие «расстрельный список», признают, что в нем сложно найти определенную логику — какие-либо очевидные критерии, по которым он был составлен.
В то же время сам Аркадий Бабченко считает, что «расстрельный список» из 47 фамилий составлялся без абсолютно никакой логики, с помощью поисковика Google — исключительно с целью «отработать» выданные ФСБ деньги.