Как ранее сообщали «ФАКТЫ» полноценная реформа жилищно-коммунального хозяйства в очередной раз откладывается. Правительство не смогло разработать целый ряд необходимых нормативных документов, и чтобы не допустить правового коллапса Верховная Рада была вынуждена в срочном порядке откладывать вступление в силу целого ряда законодательных новшеств. В результате 7 июня парламент внес изменения в Закон «О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения» по срокам применения финансовых санкций за нарушение законодательства в сфере коммерческого учета воды и тепла, а также в Закон «О жилищно-коммунальных услугах» относительно уточнения порядка введения его в действие.
В частности, вступление в силу нормы о применении финансовых санкций к субъектам хозяйствования за нарушение сроков установления средств учета тепловой энергии и воды, то есть общедомовых счетчиков тепла и воды, отсрочили до 1 августа 2020 года. А введение в действие Закона «О жилищно-коммунальных услугах», в части регулирования коммунальных услуг, отсрочили до 1 мая 2019 года.
Парламент постановил, что уже заключенные договоры о предоставлении коммунальных услуг сохраняют силу на условиях, определенных такими договорами. Однако потребители должны заключить с исполнителями коммунальных услуг договоры о предоставлении таковых до 1 мая 2020 года.
Также устанавливается, что нормы закона о ЖКУ, регулирующие услугу по управлению многоквартирным домом, вводятся в действие с 10 июня 2018 года. При этом договоры о предоставлении услуг по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий, которые уже были заключены, сохраняют силу на условиях, определенных таким договором, пока не будут заключены договоры о предоставлении услуг по управлению многоквартирным домом.
Кроме того, предусмотрено, что до утверждения Кабинетом министров типового договора о предоставлении услуг по управлению многоквартирным домом стороны могут заключить договор о предоставлении услуг по управлению многоквартирным домом по форме и на условиях, согласованных между управляющим и совладельцами.
Читайте также: Парламент отложил реформирование ЖКХ
Подробнее о принятых парламентом нововведениях, касающихся миллионов украинцев проживающих в многоквартирных домах, «ФАКТАМ» рассказал эксперт по вопросам ЖКХ Украинского института анализа и менеджмента политики, кандидат юридических наук Андрей Никончук.
— Принятый закон очень сложен для понимания даже для профильных специалистов, не говоря уже о потребителях, которые будут вынуждены разбираться в этом хитросплетении букв и цифр, — считает Андрей Никончук. — Я сравнил законопроект, который подавался на рассмотрение парламента, с окончательным текстом закона и даже здесь обнаружил, что они отличаются по своему содержанию. Давайте разложим по полочкам, какие нормы меняются и что же ждет миллионы украинцев в ближайшее время.
Новый закон регулирует как минимум два больших нормативных блока. Это вопросы связанные с коммерческим учетом коммунальных услуг, в основном воды и отопления. И второй блок — вопросы, касающиеся непосредственно жилищной услуги: по управлению многоквартирным домом, отдельно от коммунальной.
В первом блоке изменений меньше, и в первую очередь они касаются переноса на два года, на 1 августа 2020 года, нормы про штрафные санкции в размере одного процента от суммы платежей, насчитанных за последний месяц в домах, которые не были оборудованы узлами коммерческого учета тепловой энергии, горячей или питьевой воды. В данном случае эти санкции могли коснуться именно операторов, то есть тех коммунальных предприятий, которые предоставляют соответствующие услуги, что в результате могло привести к параличу их основной деятельности.
Так или иначе эта норма в свое время заработает, и местным властям, которые в большинстве своем являются собственниками этих предприятий, придется выделять для штрафов деньги из бюджетов. А так и случится, если чиновники не будут финансировать свои коммунальные предприятия, предоставляющие услуги по теплоснабжению и водоснабжению, для установки счетчиков.
Тем более что непосредственно местные власти никакой ответственности за неустановку счетчиков не несут. Отвечать придется руководителю коммунального предприятия, которому не выделили из местного бюджета деньги на установку общедомовых счетчиков. А те, кто это деньги должен выделять, никак не пострадают. В результате при бездействии местных советов, финансовое состояние и так нерентабельных коммунальных предприятий будет только ухудшаться.
— Но ведь согласно закону про коммерческий учет тепловой энергии и водоснабжения поставщик может заложить стоимость установки счетчика в платежки потребителей.
— Может, и именно так и сделает. Но сначала поставщику тепла и воды нужно где-то взять средства на установку этих общедомовых счетчиков. Он не может потребовать у потребителей деньги наперед. А значит, ему нужно сначала установить приборы за счет собственных оборотных средств, а уже потом, на протяжении длительного периода компенсировать затраты за счет потребителей.
— Допустим, в многоквартирном доме (не ОСМД) сформировалась инициативная группа, и люди, собрав необходимую сумму, обратились к поставщику с просьбой установить общедомовой счетчик. Такая форма взаимоотношений возможна?
- Конечно, возможна. И это наиболее простая и правильная форма взаимоотношений. А коммунальному предприятию все равно, откуда придут деньги на установку приборов, поскольку в конечном счете и за установку счетчика, и за его обслуживание будут платить жильцы дома. Если в доме создано ОСМД, то счетчик будет у него на балансе, а тепловики или кто-то другой, кому заплатит ОСМД, просто его установит. В противном случае приборы учета ставятся на баланс поставляющей компании.
Я считаю, что если, как в данном случае, люди смогут организоваться для принятия такого важного решения, как финансирование установки общедомового счетчика, то они смогут и ОСМД создать, и в целом улучшить уровень обслуживания своего дома.
В законодательство о коммерческом учете внесены также изменения относительно льгот и субсидий. Причем в проекте закона их не было. В частности, один из пунктов закона гласит, что после того как оператор за свой счет установит общедомовой счетчик, то для компенсации его затрат в счетах появится новый платеж — за установку, содержание и замену приборов коммерческого учета. Но теперь расходы на оплату установки и обслуживания счетчика будут включаться в общий баланс затрат потребителя-физического лица, на основании которого начисляются субсидии. Таким образом в схеме взаимоотношений поставщика и потребителя коммунальных услуг именно в этой части будет участвовать и государство. Получается, что теперь оно должно будет компенсировать поставщику часть расходов субсидиантов еще и на установку, обслуживание и замену общедомовых счетчиков.
Если с коммерческим учетом все более-менее понятно, то со вторым блоком изменений, внесенных в Закон «О жилищно-коммунальных услугах» все несколько сложнее, как в восприятии написанного, так и в реализации принятых новшеств.
Новая редакция гласит, что в целом закон вступает в силу с 1 мая 2019 года, кроме некоторых его норм, которые уже действуют с 10 июня нынешнего года. Давайте рассмотрим, какие же нормы уже фактически вступили в силу. Правда, многие из них действовали и по старому закону, поэтому мы на них не будем останавливаться. Хочу отметить, что многие вступившие в силу нормы были фактически пролонгированы новым законом, чтобы дать ему возможность заработать, хоть и в усеченном виде. А все основные новшества отложены, так как правительству еще предстоит разработать и внедрить всю подзаконную нормативную базу.
Начнем с того, что уже можно требовать от потребителя своевременного проведения работ по устранению выявленных неисправностей общего имущества, которые возникли по вине этого потребителя, или возмещения стоимости таких работ. Допустим, один из жильцов несанкционировано нарушил систему отопления, например установил в своей квартире батарею на балконе. К нему уже могут применяться санкции. Хотя такая норма действовала и раньше, а сейчас ее просто обновили, — вопрос в другом, как именно будут ее реализовывать? На него должен дать ответ Кабмин.
Далее: управитель или управляющая организация может получать информацию от потребителей о смене собственников жилья и фактического количества людей, прописанных в квартире. Тут замечу, что управителей в достаточном количестве в Украине так и нет. Но об этом чуть позже.
Следующий пункт: стоимость услуг по управлению многоквартирным домом устанавливается по договоренности сторон, кроме случаев выбора управителя органами местного самоуправления. Хочу отметить, что услуга по управлению многоквартирным домом — это то, что раньше называлось услугой по содержанию домов и придомовых территорий. Я думаю, что до повсеместного назначения управителей местными властями не дойдет. Если люди найдут в себе силы объединиться и как минимум провести общее собрание по всем требованиям закона, то они либо создадут ОСМД, либо сами выберут управителя. В таком случае стоимость услуги по управлению будет договорная. Но если собственники так и будут ждать, когда за них кто-то что-то решит, то именно это они и получат, но с негативными для себя последствиями. Тарифы на обслуживание им будут навязывать все те же ЖЭКи, понимая и пользуясь своей безальтернативностью. Тут у людей уже не будет возможности договариваться о стоимости услуг.
И еще важный момент: управитель — юридическое лицо, обязан иметь в штате минимум одного сотрудника который пошел профессиональную аттестацию. Но возникает нонсенс. Профессиональных управителей в достаточном количестве нет, потому что Кабмин не разработал порядок их обучения и аттестации, и правительство обещает сделать это только к маю следующего года.
— А какие нормы Закона «О жилищно-коммунальных услугах» отсрочили?
- Взимание пени за несвоевременную оплату услуг по управлению домом тоже отложили. Но это касается тех немногих домов, где уже есть управители и где это предусмотрено договором. Всех остальных пеня за услуги по управлению не касается, так как у них по-прежнему действует услуга по содержанию домов и придомовых территорий. А вот введение пени за долги по жилищно-коммунальным услугам отложили на неопределенный срок, как минимум до 1 мая 2019 года. По логике закона такая пеня может возникнуть только после того, как будут заключены новые договоры, содержащие пункт о пене, а для этого во всех домах должны быть установлены счетчики. Круг замыкается.
Что касается ныне действующих, старых, договоров на обслуживание домов, то закон гласит, что они остаются действующими и их могут пролонгировать автоматически, пока люди не выберут себе нового управителя (когда такая возможность появится — то есть когда государством для этого будут созданы условия) или не создадут ОСМД. Это касается подавляющего большинства многоэтажек, которые по-прежнему обслуживаются ЖЭКами. Данная норма очень тревожная, ведь она позволяет продлевать договор с ЖЭКом, как и существование самих ЖЭКов, до бесконечности. Но в то же время это и возможность выбора: оставить все так, как есть, или взвалить на себя бремя ответственности и попытаться сделать свой дом долее комфортным.
Пока, таким образом, у людей нет внешнего стимула для смены формы управления собственным домом. Остается надеяться только на сознательность жильцов и желание самостоятельно и более эффективно управлять имуществом. К сожалению, и как правило, такое желание возникает лишь в новых домах, где еще есть стартовый «запас прочности» их эксплуатации. Но, я думаю, как только ЖЭКи начнут приватизировать и они станут безальтернативно взвинчивать тарифы, ко многим людям придет осознание, что нужно как-то объединяться и решать вопросы самостоятельно.
— А как же подзаконные акты, которые правительство так и не удосужилось разработать до 10 июня 2018 года, что и стало одной из причин отсрочки закона?
- Фактически Кабмину дали на это еще почти год. То есть правительство до мая 2019-го обязано разработать, утвердить и ввести в действие более 20 разных подзаконных актов, необходимых для полноценного функционирования Законов «О жилищно-коммунальных услугах» и «О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения». В частности, нужно определить методики учета потерь тепла и воды, начисления платы, расчета абонплаты на содержание внутридомовых инженерных сетей, утвердить типовые договоры нового образца и многое другое. Но если правительство и в этот раз не удосужится утвердить данные документы, то парламенту придется вновь откладывать вступление многих норм законов. Что еще дальше отодвинет реформирование жилищно-коммунального хозяйства, которое и так сильно пробуксовывает, — подытожил Андрей Никончук.
Напомним, ранее «ФАКТЫ» писали о том, что в Законе «О жилищно-коммунальных услугах» есть норма, дающая право поставщику в случае неуплаты ограничить или прекратить предоставление услуги потребителю. То есть формально компании смогут отключать должников от газа, воды, тепла или электроэнергии.