Дело выдающегося украинского мастера микроминиатюры Михаила Маслюка продолжил его внук, 25-летний Сергей Тетерин, создавший серию работ, которые не рассмотреть невооруженным глазом
«В СССР было трое микроминиатюристов-виртуозов, создававших феноменально маленькие вещи: Эдуард Казарян, Николай Сядристый (живет в Киеве. — Авт. ) и мой дед Михаил Маслюк (жил в Жмеринке Винницкой области. — Авт. ), — говорит 25-летний мастер микроминиатюры Сергей Тетерин. — Их работы находятся, например, в постоянной экспозиции одного из богатейших музеев мира — Политехнического в Москве. Именно там демонстрируется знаменитая роза, помещенная Сядристым внутрь отверстия, высверленного в человеческом волосе! Стенки волоска утончены до прозрачности. Через них видно цветок (смотреть нужно в микроскоп). Из работ моего деда представлено несколько вещей, в том числе выставка на срезе волоса. На нем дед поместил 70(!) предметов из золота, от микроскопических копий Останкинской телевышки и одной из башен Московского кремля до слесарных инструментов. Пылинка по сравнению с ними кажется скалой!»
— Доводилось читать, что самая маленькая работа вашего дедушки — микроскопический паровоз — занесен в Книгу рекордов Гиннесса, — обращаюсь к собеседнику.
— Эта работа объемом 48 кубических микрон (человеческий волос кажется по сравнению с ней гигантом) демонстрируется в Москве, в Политехническом музее. У деда был хороший микроскоп, но и через его окуляр паровозик был виден, как видна невооруженным глазом копеечная монета, размещенная в противоположном конце комнаты. По крайней мере, так рассказывал дедушка о сложностях, с которыми столкнулся при создании шедевра. Конечно же, работать приходилось между ударами сердца. Ведь при каждом толчке пульса рука дергается — это хорошо видно, когда смотришь через микроскоп на зажатый в руке инструмент. Да и дышать следовало очень аккуратно, чтобы не сдуть микроскопические детали. Дедушка клал их в белую пластиковую коробочку размером с ноготь мизинца. Впрочем, и на столь небольшой поверхности детальки часто терялись. Искать их приходилось с помощью микроскопа. Это отнимало много времени, заставляло нервничать. А если ты расстроен, сердце бьется чаще, значит, работа еще более усложняется, ведь становятся короче промежутки между ударами сердца. Вот дедушка и придумал ставить чернильную точку и складывать детальки вокруг нее. Объем паровозика, о котором вы говорите, измерили с помощью электронного микроскопа на кафедре физики металлов Киевского политехнического института: 48 кубических микрон. Семейное предание гласит, что один из ученых, проводивших замеры, с восторгом заметил: «В крови человека есть мельчайшие частицы — лейкоциты. Так вот, на каждом из них может уместиться целое железнодорожное депо из 30 микроскопических паровозиков!» Мне тоже в прессе попадалась информация о том, что этот шедевр занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Но, скорее всего, журналисты ошиблись, ведь дедушка не получал сертификата из редакции этого британского издания, да и заявки на регистрацию своего достижения не подавал.
— Делал ли Михаил Маслюк микроминиатюры для кого-либо из известных артистов, высокопоставленных лиц?
— Он обожал Майю Плисецкую! Ездил в Москву на ее спектакли и сделал ее миниатюрный скульптурный портрет. Каким-то образом передал работу балерине и вскоре получил от нее письмо с благодарностью и замечанием: мол, шея вышла неудачной. Дело в том, что у Плисецкой шея, действительно, узнаваемая, многие называют ее лебединой. Дедушка вновь засел за работу. Получив новую скульптуру, балерина написала, что теперь он ее изобразил такой, как в жизни. Дедушка был счастлив. Он создал скульптурные портреты многих известных деятелей литературы и музыки: Тараса Шевченко, Леси Украинки, Петра Чайковского Кстати, среди более чем 500 его работ есть томик Пушкина, который в 165 раз меньше макового зернышка! На каждой странице написано стихотворение.
Вот еще пример. Один из асов представил на выставке замочек, который во много раз меньше макового зернышка. Подпись гласила: это самое маленькое действующее изделие. Дедушка заметил, что созданный им микроскопический паровозик запросто может проехать через отверстие замка и еще останется место для такого же паровоза, движущегося во встречном направлении.
— Почему микроминиатюристы сравнивают свои работы именно с маковым зернышком?
— Это удобно, ведь площадь среза зернышка около одного квадратного миллиметра. К слову, дед сделал столь миниатюрную балерину, что на срезе макового зерна мог бы уместиться целый кордебалет из танцовщиц такого размера.
— Он и блоху подковал?
Михаил Маслюк создал более 500 работ, однако в семье осталось лишь несколько из них. Почти все хранится в музеях. Но больших доходов мастеру его работа не приносила, у него даже автомобиля не было.
— Дедушка любил ходить пешком с необычной тростью: вмонтировал в нее миниатюрный фотоаппарат, — рассказывает Сергей. — Затем эту трость купил какой-то музей. А самый маленький из его фотоаппаратов — размером с горошину — демонстрируется в уже упоминавшемся Политехническом музее. Дедушка нарезал для него узенькую-преузенькую пленочку и делал великолепные снимки. Причем печатал фото как обычных размеров, так и микроскопических. Сейчас покажу вам.
Парень подает коробку, на дне которой видны какие-то точечки. Смотрю на них через увеличительное стекло. Оказывается, это фотопортреты!
Интересно, что Михаил Маслюк создал десятки оригинальных часов. Причем одни из них — с вмонтированным внутрь маятником — были отправлены на Второй московский часовой завод. Тамошние специалисты долго возились с диковинным изделием, пытались разобраться в его конструкции, однако у них ничего не вышло. Написали Маслюку: «Ну, и задачку вы нам задали! Разгадать ее не смогли». К слову, согласно семейному преданию, счет отремонтированным часам Маслюк открыл, когда ему было всего семь лет. В доме сломались ходики. Отец все не находил времени отвезти их в город, в мастерскую. Однажды, когда взрослых не было дома, Миша разобрал часы, обнаружил и устранил причину поломки: между двумя шестеренками механизма застряла муха. Мальчик ее вытащил, и часы пошли.
— Микроминиатюрой дед увлекся после 30 лет, до этого занимался изготовлением оригинальных часов и музыкальных инструментов, — говорит Сергей. — В середине 1950-х ему попалась заметка о том, что промышленность освоила выпуск электродвигателей размером с наперсток. Дедушка загорелся идеей сделать еще меньше. Получилось! Более того, он изготовил действующую электропилу размером с двухкопеечную монету. Следующий его электродвигатель был как половинка спичечной головки. Но и это не оказалось пределом: еще один электромоторчик получился меньше пшеничного зернышка. На всесоюзной выставке моторчик испытали, он сделал полторы тысячи оборотов и заглох. Для столь миниатюрной машины и это неплохой результат. А затем дедушка стал делать мельчайшие художественные произведения. Первую их выставку разместил на циферблате ручных часов, вторую — на срезе макового зернышка, третью — на срезе волоса.
Михаил Маслюк хотел, чтобы кто-то из четырех внуков продолжил его дело. Интерес к нему передался только мне, самому младшему. Когда дедушка умер, мне было 13 лет, так что обучить меня он не успел. Но в 19 я почувствовал, что хочу заниматься микроминиатюрой. Как раз заканчивал музыкальное училище. Дедушка, кстати, тоже выступал в оркестре, умел играть на многих музыкальных инструментах. У него была скрипка, которую сделал собственными руками. Он и стихи писал. У деда есть такая работа: на верхней части единички, отчеканенной на советской копейке, написан текст песни. Вот и я первую свою работу сделал на советской копейке. Помните, на ней герб СССР? На гербе снопы пшеницы, переплетенные лентой. Так вот, на этих лентах я написал имена и фамилии ребят, с которыми заканчивал музучилище. Сейчас мне 25 лет, и на моем счету серия работ. Взгляните на эти.
Мастер дает мне коробочку, в которую помещена иголка. В ее ушке еле различима какая-то зазубринка. Смотрю через увеличительное стекло: зазубринка оказалась балериной, застывшей в танце. Рассматриваю следующую работу: на срезе макового зернышка поместились два молоточка
— Думаю, со временем мне удастся по примеру деда расположить на этой площади несколько десятков вещей, — комментирует мастер. — Хотя хочется создать что-то свое, оригинальное. А еще пытаюсь составить каталог дедушкиных работ. Надеюсь, прочтя вашу статью, работники музеев откликнутся и помогут мне в сборе сведений.