Події

Монах храма шаолинь киевлянин андрей старовойт: «в китае мне доводилось есть сырой желудок коровы. По вкусу он напоминает свиное ухо с хрящами»

0:00 — 9 квітня 2008 eye 7481

В поселке Коцюбинское на окраине Киева живет единственный в Украине почетный монах храма Шаолинь 36-летний Андрей Старовойт. В столице Украины у него своя школа, ученики. Но время от времени монах отправляется в Китай — пообщаться с братьями по духу. На днях он надолго уезжает в Шаолинь. А накануне отъезда рассказал «ФАКТАМ» о своей жизни.

«Шаолиньский монах может упереть острие копья в горло и… сломать его»

 — Андрей, как вы стали почетным монахом храма Шаолинь?

 — Впервые о Шаолине я узнал в 1986 году, когда посмотрел фильмы «36 ступеней храма Шаолинь» и «18 бронзовых бойцов». До этого я участвовал в подпольных платных боях. За один вечер можно было получить состояние — если победил, или умереть в канаве — если проиграл. После того как я оказался в одной из таких канав, решил вести духовный образ жизни. У меня была заветная мечта — попасть в легендарный Шаолинь. Но ступить на его землю мне удалось лишь в 1998 году.

То, что я там увидел, произвело неизгладимое впечатление. Монахи легко ходили по битому стеклу, по ножам, разбивали твердые предметы различными частями тела, в том числе головой. Представить такое было сложно: даже «матерые» спецназовцы и то после ударов головой о скалу получали переломы шейных позвонков или тяжелое кровоизлияние в мозг, переходившее в состояние комы, а затем и клинической смерти. Искусству, которым владеют шаолиньские монахи, не обучишься за два дня. На это уходят годы…

Сможет ли обычный человек упереть острие копья в горло и сломать его? Или лечь спиной на остро заточенные сабли? Конечно же, нет. А чего только стоит умение монахов преодолевать болевые ощущения, наматывая на руки раскаленные цепи. Но основное в учении Шаолиня все же не владение телом. Главная черта монахов — будучи незаметными в обществе, одновременно подчинять волю этого общества себе.

 — Как вы познакомились со своим учителем?

 — Мне очень повезло. Я познакомился с настоятелем Шаолиня по боевым искусствам Юй Куа Ченом уже через две недели после моего приезда. Все это время ходил за ним по пятам. А потом учитель подошел ко мне и задал вопрос: «Хочешь заниматься? Приходи в шесть утра». Так началось мое постижение шаолинь-кунг-фу.

 — Что в учителе поразило вас больше всего?

 — Юй Куа Чен умеет делать практически все, общаться с любыми людьми. Это мастер, которому всегда комфортно, где бы он ни был, и с которым комфортно окружающим. Могу авторитетно заявить: на сегодняшний день он — непобедимый боец. Куа Чен так и ушел «на пенсию» — непобежденным. Ему доводилось драться со многими очень серьезными противниками. Причем не спортсменами, а представителями таких же клановых боевых искусств, каким является монастырь Шаолинь.

 — Как вам жилось в храме?

 — Сначала меня укрепляли физически, затем — духовно. За время двухчасового обучения боевым искусствам Шаолиня человек теряет около трех литров жидкости. Представьте себе трехлитровую банку воды — это очень большой объем. Поэтому приходится много пить. Но даже когда жара под 40 градусов, все равно лучше пить теплую воду. Так организм меньше страдает. Ведь для того, чтобы вывести влагу через поры, ему приходится нагревать ее как минимум до 36,6 градуса. А теплая вода выводится из организма практически сразу, вымывая все шлаки.

Денег за учебу монахи не брали. Во время первого своего приезда в Шаолинь я жил в гостинице, потом в школе на территории монастыря.

 — Приходилось ли вам когда-либо в жизни сталкиваться с хулиганами?

 — Когда я попал в монастырь, мне было 26 лет. Уже тогда я был обучен нескольким боевым искусствам: карате, кикбоксингу, боксу, борьбе. Мог постоять за себя, даже столкнувшись с толпой пьяных отморозков. На меня несколько раз нападали уличные хулиганы. Однако попытки меня ограбить — вытрусить деньги, унизить, оскорбить морально и физически, — как правило, заканчивались для них плачевно.

«Люди Шаолиня думают мало. Что им сказал учитель — то и делают»

 — Каков распорядок дня шаолиньских монахов?

 — Они встают в пять утра. Правда, у меня «за особые заслуги» иногда случалось до пятнадцати часов сна. В день проходит от трех до пяти тренировок общей протяженностью от шести до десяти часов. Отбой в десять вечера. До самого отбоя монахи практически все время находятся на ногах.

Действующим монахам нельзя жениться. Заводить семью можно, лишь покинув монастырь. В основном, люди находятся там с 5 лет и до 21 года. Так принято в Шаолине.

Вообще, люди Шаолиня думают мало. Что им сказал учитель, то и делают. Благодаря этому достигается необыкновенный результат в боевых искусствах и самосовершенствовании, так как человек доводит свои действия до автоматизма. Немногим доступна такая роскошь — жить, практически не думая.

 — Монахи употребляют в пищу сырое мясо?

 — В Китае мне доводилось есть даже сырой желудок коровы. Там много подобных интересных блюд. Я ел мясо змеи, собаки. Собак, употребляемых в пищу, китайцы выращивают на специальных фермах, как в Украине свиней. Сырой желудок коровы по вкусу напоминает свиное ухо с хрящами, жареная змея — угря. Собачье мясо сладкое.

В самом же Шаолиньском монастыре я вместе с монахами трижды в день питался рисом и овощами. Они считают, что пища должна быть полезной и вкусной, ее должно быть много. Там не знают, что такое колбаса, шоколад. Зато много видов сушеных морепродуктов, мяса, фруктов. Пьют монахи в основном горячий зеленый чай из пиал — он лучше утоляет жажду во время жары.

Вообще-то говорить о китайской кухне — то же самое, что о кухне народов СССР. Но если в Советском Союзе было 15 республик, то в Китае 50 провинций. И у каждой своя кухня. А благодаря использованию невероятного количества приправ — трав, корешков, сушеных грибов, имбиря, перцев — из одного продукта там могут накрыть целый стол разных блюд. Очень вкусными в Китае традиционно считаются древесные грибы, а также грибы лилейники. Первые по виду напоминают медуз. Приготовленные в соевом соусе с добавлением яблочного уксуса, приправленные несладким китайским сахаром, они имеют неповторимый вкус. Лилейники похожи на опят — такие же маленькие, тоненькие и вкусные.

 — Можно ли называть Китай страной контрастов?

 — Удивительно, но у китайцев в каждой лачуге имеются телевизор и кондиционер, а у всех крестьян есть мобильники. Это объясняется просто: связь в Китае достаточно дешевая — два юаня (около 1,5 гривни.  — Авт. ) за 10 минут разговора.

Храм Шаолинь расположен в 70 километрах от города Лоян провинции Хенань на живописной горе Сунг. Туда добираются либо от горы Джен-Джоу, которая является административным центром, либо от города Лоян машиной или автобусом. Путь, занимающий около двух часов, лежит через горы. Когда едешь, в окне беспрерывно мелькают села, одно плавно переходит в другое. Каждый клочок земли использован на сто процентов — все засажено и засеяно. Пшеница растет даже на обочине.

Климат в этой местности похож на наш: осенью дождей мало, весной — много, а летом бывает очень жарко. Путешествовать по Китаю чрезвычайно увлекательно и в то же время опасно. Несколько раз меня едва не смыло грязным и мутным селевым потоком с гор. Там уж если идет дождь, то очень сильный. А так как почва глинистая, после ливня ходить пешком невозможно. Обувь остается в этой глине навсегда.

 — Повлияло ли пребывание в Шаолиньском храме на вашу дальнейшую судьбу?

 — Я изменился, начал относиться к жизни философски. Семь лет назад положил начало новому виду смешанных восточных единоборств — фрифайту. Его можно сравнить с поединками средневековых рыцарей, которые вызывали друг друга на бой из-за платочка прекрасной дамы. У нас же в поединках бойцы дерутся за честь. Мечтаю сделать фрифайт массовым видом спорта в Украине. Кстати, мой учитель недавно приезжал погостить в Киев. Успехи, которых за семь лет достиг единственный ученик из Украины, его впечатлили.