В Украине вступил в силу Закон «О внесении изменений в Закон Украины «О некоторых вопросах ввоза на таможенную территорию Украины и регистрации транспортных средств». Многие отечественные средства массовой информации преподнесли это как сенсацию — мол, отныне растаможка ввозимых на территорию Украины автомобилей осуществляется по новым правилам. «Факты» разобрались, что же изменилось, как теперь растаможиваются импортируемые транспортные средства и есть ли на самом деле сенсация в нововведениях.
Упомянутый закон, уже вступивший в силу, касается особенностей таможенного оформления ввозимых в Украину транспортных средств в соответствии с действующими экологическими стандартами Евро-5. По сути, документом изменены требования двух статей Закона «О некоторых вопросах ввоза на таможенную территорию Украины и регистрации транспортных средств».
В частности, в новой редакции закона слова «пропуск на таможенную территорию Украины» заменены словами «таможенное оформление». Кроме того, была подкорректирована статья 3−2, действие которой распространилось также на автомобили скорой медицинской помощи, специального назначения — передвижные медицинские клиники, признанные гуманитарной помощью в соответствии с Законом Украины «О гуманитарной помощи», которые ввозятся с целью свободного обращения.
Чтобы понять суть упомянутого закона и разобраться, что теперь поменялось на практике, мы обратились к главе Всеукраинской ассоциации импортеров и дилеров (ВААИД) Олегу Назаренко.
— В некоторых средствах массовой информации писалось о том, что благодаря принятым изменениям отменена сертификация ввозимых автомобилей на соответствие экологическим требованиям Евро-5. Так ли это на самом деле?
— Нет не так, это ошибочное суждение, — говорит Олег Назаренко. — На самом деле упомянутые изменения совсем не означают, что закон освободил импортируемые в Украину транспортные средства от необходимости их соответствия действующим у нас в стране экологическим нормам Евро-5. Вступившие в силу новшества всего лишь совершенствуют порядок таможенного оформления транспорта и контроля за соответствием их экостандартам.
Как раньше, так и сейчас, ввоз на таможенную территорию Украины транспортных средств (и новых, и бэушных) с целью их свободного обращения осуществляется только при условии соответствия машин экологическим нормам Евро-5. При этом документом, удостоверяющим, что авто отвечают требованиям технических регламентов и национальных стандартов, остается сертификат или другой документ о подтверждении соответствия.
— Для чего же тогда нужно было перефразировать действующие ранее нормы ?
— Законодатели просто ликвидировали несуразности в принятых ранее законах, приводя их к объективным реалиям. Перефразируя классика, можно сказать: «Глупость, несуразность и жестокость некоторых украинских законов компенсируется их полным невыполнением!» Внести подобные изменения нужно было для того, чтобы неграмотные и некорректные требования закона не было нужды обходить на практике, чтобы наши государственные органы могли действовать в четком соответствии с законодательными нормами.
— Объясните, пожалуйста, более подробно, что было в законе не так?
- До недавнего времени в законе был прописан нелепый пункт, согласно которому сертификат соответствия автомобиля экологическим стандартам Евро-5 необходимо было предоставить еще до его въезда в Украину, на таможне. То есть требовалось предоставить документ, который выдается отечественным органом сертификации лишь на территории нашей страны и только при наличии транспортного средства. По сути для выполнения этой законодательной нормы на практике нужно было телепортировать машину тайком в Украину, получить тут сертификат, потом переместить ее обратно за границу и только потом уже ввезти к нам официально, предъявив на таможне сертификат!
Реально ли было выполнять этот бредовый пункт закона? Конечно, нет. Поэтому на практике его никто и не соблюдал. В свое время на места даже было разослано письмо экс-главы ГФСУ Романа Насирова о том, что проверять наличие сертификата при ввозе авто не нужно. И таможня выполняла именно распоряжение экс-главы, а не прямую норму закона! И абсолютно правильно делала!
— Когда и где отныне необходимо предъявлять сертификат соответствия? На каком именно этапе растаможки автомобиля?
- Теперь, согласно новым требованиям закона, абсолютно легально можно будет ввезти машину на территорию Украины без предоставления сертификата на границе. А получить этот документ можно уже непосредственно перед таможенным оформлением транспортного средства. Это абсолютно логично. Правда, сенсации в этом никакой нет.
По моему мнению, любую сертификацию автомобилей в Украине нужно отменить. Представьте ситуацию: немцы сертифицируют Mercedes на соответствие всем европейским нормам, а потом наши доморощенные специалисты в Украине начинают проверять, правильный ли этот Mercedes, не вредна ли, например, кожа на его сиденьях? Это же смешно!
Нам нужно автоматически признать европейские сертификаты и изготовленные в соответствии с ними в Европе, Японии, Америке автомобили без всяких сертификаций. Но чиновники утверждают, что нужно взаимное признание сертификатов, а подобный договор у нас подписан только с Вьетнамом. Вот, мол, пусть немцы тоже наши сертификаты признают. Получается тупик! Считаю, что нам нужно первыми пойти навстречу и признать европейские сертификаты.
— Еще одно нововведение вступившего в силу закона касается ввоза «гуманитарных» автомобилей. Что изменилось при их оформлении?
- Согласно старой редакции закона, от соблюдения экологических требований Евро-5 освобождались только транспортные средства, которые ввозились на таможенную территорию Украины временно, с целью транзита и при переселении граждан на постоянное место жительства в Украину.
Сейчас же благодаря внесенным изменениям перечень транспортных средств, на которые не распространяются требования закона, был дополнен автомобилями скорой медицинской помощи и машинами специального назначения — передвижными медицинскими клиниками, признанными гуманитарной помощью согласно Закону Украины «О гуманитарной помощи».