Події

За простой в пробках таксист не имеет права требовать дополнительных денег, если плата за проезд оговорена с диспетчером

0:00 — 12 квітня 2008 eye 1467

Как утверждают специалисты, большая часть курсирующих по Киеву таксомоторов не лицензирована, а это значит, что и безопасность пассажирам не гарантируется

Такси — непременный атрибут любого современного мегаполиса, и ни одна европейская столица не может существовать без налаженного рынка таксомоторных услуг. Лицензионный таксист должен нести ответственность за свои действия, а гарантий, что «частник» доставит клиента в целости и сохранности, нет.

«Большинство «нелегальных» водителей сидят за рулем без элементарной профессиональной подготовки»

 — В нашу организацию поступила жалоба от двух пожилых женщин, — рассказал «ФАКТАМ» глава совета Всеукраинской общественной организации «Якчсть життя» Александр Ладыгин.  — Пассажирки попросили водителя помочь поставить тяжелый чемодан, не поместившийся в багажник, на заднее сиденье автомобиля. В ответ водитель нагрубил женщинам, развернулся и уехал. Информационно-справочной службе, в которой клиентки заказывали такси, разбираться с этой проблемой оказалось невыгодно — ведь каждый таксист отчисляет фирме процент от выручки, а вот о клиенте никто не заботится.

Был также случай, когда заказчикам нахамила диспетчер. Пассажиры забыли в машине верхнюю одежду и вспомнили об этом, когда такси уже отъехало. К счастью, они записали телефон диспетчерской службы и номер автомобиля. Но так как машину не заказывали через диспетчера, а «поймали» на улице, девушка отказалась искать нужного таксиста по радиосвязи: «На улице взяли, сами и ищите». Вещи через несколько дней клиентам все же вернули — после обращения к директору фирмы.

Все проблемы в сфере таксомоторных услуг вызваны отсутствием цивилизованного рынка, реально работающих механизмов его регулирования. По оценкам представителей этого бизнеса, на сегодняшний день по Киеву ездит около 15 тысяч оборудованных рациями машин, и примерно столько же — нерадиофицированных. При этом автомобилей с лицензионными карточками не больше тысячи! Получается, основной объем перевозок приходится на «нелегалов», большинство из которых сидит за рулем без элементарной профессиональной подготовки.

Государственная автотранспортная инспекция Минтранса может контролировать деятельность только лицензированных таксистов, Госавтоинспекция же проверяет лишь соблюдение водителями правил дорожного движения.

Диспетчерские службы, у которых пассажиры заказывают машину, — это просто фирмы, оказывающие информационные услуги… водителям. В большинстве случаев они не имеют ни своего таксопарка, ни собственных водителей. За какой-то процент от суммы заказа сообщают шоферу лишь адрес, где ожидает клиент. Такие «информационно-справочные службы» не гарантируют потребителю защиты его прав в случае некачественного обслуживания.

А, к примеру, в Австрии пассажира при выходе из аэропорта встречает ряд из пятидесяти лицензированных машин — садишься в первую, водитель без споров едет, куда скажет клиент, поездку оплачиваешь согласно показаниям таксометра.

«В каждой диспетчерской есть свой черный список пассажиров»

 — По закону водитель такси имеет право отказывать в предоставлении услуги, только если пассажир пьян, если в машине хотят ехать более четырех человек, если багаж не помещается в багажнике или салоне либо может повредить сиденья, — объясняет Александр Ладыгин.

Пассажир может, по желанию, заказать определенную машину — по марке, габаритам или попросить авто для некурящих. Если хоть одно условие заказа не было учтено, не стоит замалчивать произошедшее, отстаивайте свои права.

На что нужно обратить внимание, заказывая таксомотор

Водитель не должен предлагать новому клиенту поездку без согласия пассажиров, которые уже сидят в такси, перевозить людей, если в машине нет или не работает таксометр, называть сумму, которая не отвечает показателям таксометра.

Если вас насторожило неадекватное поведение водителя или в салоне чувствуется запах спиртного, позвоните диспетчеру и аргументированно откажитесь от услуги.

В каждой диспетчерской существует черный список клиентов. В такой список попадают адреса тех пассажиров, которые не рассчитались с таксистом, были пьяны и буянили, откладывали поездку, не предупредив об этом диспетчера. Когда клиент из черного списка звонит и делает заказ, ему под благовидным предлогом отказывают (чаще всего говорят, что нет машин).

Если вас после обоснованных претензий незаслуженно занесли в черный список, свяжитесь с руководством фирмы и заявите об этом, а также пожалуйтесь в общественные организации, защищающие права потребителей.

Полезно заранее выяснить, что входит в стоимость поездки: тарифы за проезд по городу и за городом, в дневное и ночное время, в будни и праздники, за подачу машины, простой в пробках (если диспетчер назвал фиксированную плату, то водитель не имеет права ее изменить, какие бы задержки не случились), ожидание клиента… Кстати, если пассажир задерживается на пять минут, насчитывать ему штраф шофер не имеет права — опозданием считается задержка больше чем на десять минут.

Если таксист требует оплаты сверх того, что назвал диспетчер, перезвоните на фирму, спросите, чем вызвано внезапное «подорожание».