Україна

Данные взвешивания грузовиков системой WiM должны быть публичными — эксперт

13:24 — 9 липня 2018 eye 306

«Чтобы победить коррупцию в „Укртрансбезопасности“ при взвешивании большегрузных автомобилей новой интеллектуальной системой WiM (Weight-in-Motion, которую невозможно объехать, поскольку система перекрывает всю ширину дороги), ее данные необходимо открыть общественности. Такой механизм можно создать на протяжении двух-трех месяцев», — считает эксперт по вопросам экономического анализа и транспортной инфраструктуры «Украинского института будущего» Ярослав Пилипчук.

По его словам, конфиденциальной может быть информация о характере груза, персональные данные водителя и пр. Однако сам факт «перегруза» не может быть секретным. А если общество сможет видеть, кто, когда, где нарушал установленные законом нормативы, это сведет к минимуму коррупционные риски при проверке перевозчиков соответствующими службами.

«Я не понимаю, почему эти результаты должны быть непубличными. Если что-то нужно не раскрывать, можно так поступать с информацией, которая может навредить безопасности груза и компании-перевозчика. Но я не вижу никакой причины, кроме нежелания должностных лиц, не раскрывать данные о перегрузах. Это вопрос эффективности управления и прозрачности. Чем менее прозрачная система, тем больше коррупции», — пояснил эксперт.

По мнению специалистов, чиновники «Укртрансбезопасности», отвечающие за весовой контроль на дорогах, намеренно уходят от прозрачности, что позволяет создавать крупный сегмент теневых проверок. По словам эксперта Института публичной политики и консалтинга (Инполит) Сергея Быкова, по этой причине в Украине отказались от стационарных пунктов взвешивания и закупили мобильные пункты, на которых нет камер наблюдения. Следовательно, у проверяющего не возникает проблем с тем, чтобы отпускать перегруженные автомобили за «вознаграждение».

«На всю Украину сегодня функционирует один стационарный пункт взвешивания во Львовской области. Остальные — на ремонте, не функционируют и т. д. Их решили заменить мобильными пунктами. Но там можно просто получить взятку и не платить в бюджет. Взял — и фура поехала дальше. И какая разница, насколько она перегружена?» — отметил Быков.

Сложившаяся коррупционная система контроля взвешивания может быть также выгодна, как считают эксперты, предприятиям, осваивающим впоследствии огромные бюджеты на ремонт дорог, которые систематически уничтожаются перегруженными грузовиками. Совместный проект Мининфраструктуры и ЕБРР по внедрению современной системы взвешивания Weight-in-Motion или WiM может значительно улучшить весовой контроль на дорогах. Но только при условии, если данные взвешивания будут публичными.

Эксперты считают, что современные технологии позволяют создать параллельный поток данных — с комплекса WiM на пункт весового контроля и синхронно на отдельный сервер, доступ к которому будет открыт для общественности. Каждый сможет видеть, какой автомобиль, когда, где и насколько превысил весовые нормативы. Открытость позволит сопоставлять результаты взвешивания WiM с результатом проверки инспектором «Укртрансбезопасности». Это создаст систему неотвратимого наказания за «перевес».

Для справки

WiM-комплекс автоматически взвешивает машины, двигающиеся по автомагистрали, перекрывая всю ширину дороги. WiM предназначен для выявления в транспортном потоке перегруженных грузовиков, после чего система передает информацию инспекторам «Укртрансбезопасности» на мобильные пункты контроля, расположенные дальше по дороге. В «Укравтодоре» предлагают установить шесть спецконструкций для автофиксации взвешивания транспорта на шести дорогах: М-01 Киев — Чернигов — Новые Ярыловичи, Н-01 Киев — Знаменка, М-05 Киев — Одесса, М-06 Киев — Чоп и М-07 Киев — Ковель — Яготин. Фиксация будет проходить в пригородах, для транспорта, заезжающего в столицу. Кроме того, еще один комплекс планируется построить на трассе М-06 Киев — Чоп в сторону Житомира.