Эксперты предупреждают, что популярные у нынешних абитуриентов специальности — правоведение, экономика и менеджмент — уже не пользуются повышенным спросом на рынке труда
Как показывают социологические исследования, при выборе профессии выпускники школ не всегда задумываются о том, насколько легко будет найти работу с полученным дипломом. К примеру, по исследованиям BeginGroup, проведенным осенью прошлого года, оказалось, что около 70 процентов абитуриентов выбирают себе профессию исходя из личного интереса к данной специальности, и только 27 процентов учитывают то, насколько она пользуется спросом на рынке труда.
Впрочем, многие до сих пор придерживаются мнения, что главное — получить диплом престижного вуза. И не важно какой
— Вынуждена разочаровать людей, которые так думают, — рассказала «ФАКТАМ» начальник отдела организации профориентации Государственной службы занятости Инна Бондини. — Сейчас работодатели как раз внимательно относятся к дипломам претендентов. И предпочтение отдается специалистам, которые получили профильное образование.
Между тем некоторые родители до сих пор считают, что пусть у ребенка будет диплом, который в будущем откроет перед ним двери любого предприятия. В конце концов, можно получить диплом и работать клерком в офисе.
— Почему бы и нет?
— Так вот, для современного работодателя разница есть. Тем более что модные среди поступающей молодежи специальности — юрист, экономист, менеджер — на рынке труда повышенным спросом не пользуются. В среднем по Украине по этим специальностям конкурс на вакантное место может составлять до 50 человек.
— А ведь именно экономика, правоведение и менеджмент, по данным социологов, наиболее популярны среди абитуриентов
— И наша служба это тоже чувствует. Дефицита экономистов и менеджеров в стране нет. А вот инженеров и технологов не хватает.
— Но ведь на экономическом факультете учиться куда как легче, чем на машиностроительном или химико-технологическом
— Это так. И если человеку трудно даются точные науки, то ему стоит поискать свое призвание в других областях. Будущую профессию нужно выбирать с учетом не только конъюнктуры рынка, но и своих возможностей и способностей. Предположим, у человека ярко выраженное творческое воображение и он любит делать композиции из живых или засушенных цветов. Но родители сориентировали его на престижный технический вуз. Отец и мать поступают правильно, учитывая спрос на инженеров. Но делают перегиб в другую сторону — не принимают во внимание склонностей ребенка. Он проучится пять лет и получит профессию инженера, которая ему не нравится. А затем, потеряв еще пять-шесть лет, все равно займется фитодизайном. Так не лучше ли уже при поступлении грамотно выбрать специальность? Если определена цель, ярко выражен интерес к какому-либо виду деятельности, то, скорее всего, имеет смысл ориентироваться именно на это. А влюбленный в свое дело человек, проявив настойчивость и изобретательность, найдет себе применение.
— Ну да, нередко родители видят сына великим скрипачом, а ему нравится ремонтировать машины
— Как показывают исследования, почти половина детей выбирает профессию именно под влиянием отца и матери. Поэтому мы уже на протяжении нескольких лет проводим беседы с родителями старшеклассников, чтобы сориентировать их в нынешних реалиях
— И какова реакция?
— Поначалу скептическая. Перед нами взрослые люди, многие из которых уже испытали «прелести» безработицы. Но когда мы начинаем рассказывать, что сейчас происходит на рынке труда, каковы требования современных работодателей, в их глазах появляется интерес.
— А как узнать, к чему склонен человек?
— Именно для этого существуют определенные методики, тесты, исследования. И любой может ими воспользоваться. В каждом районном и городском центре занятости есть специалисты по профориентации.
— Можно прийти прямо «с улицы» и протестироваться?
— Да, причем бесплатно. Более того, чтобы получить консультацию по профориентации, не нужно становиться на учет в службу занятости. И обращаться к нам могут как школьники и их родители, так и люди, у которых уже есть специальность, но они желают ее сменить. Например, если она не востребована на рынке труда.
— Даже так?
— Современное общество развивается столь стремительно и непредсказуемо, что в течение жизни часто приходится менять профессию или повышать уровень квалификации. По подсчетам американских исследователей, человек, живущий в индустриальном обществе, за свою жизнь меняет от пяти до семи профессий. Поэтому обратившемуся в отдел профориентации в первую очередь расскажут о том, какие специалисты сейчас нужны на рынке данного региона.
— То есть луганчанам опишут ситуацию в Луганской области, а ужгородцам — в Закарпатье?
— Приблизительно так. Кроме того, специалисты по профориентации проводят индивидуальные консультации, чтобы выяснить, к чему у человека есть склонности, что ему больше нравится и, следовательно, в каких профессиях он сможет полноценно реализовать свой потенциал.
— Как они это определяют?
— И в ходе беседы, и с помощью специальных тестов.
— Вы имеете в виду популярные тесты на IQ?
— Не только. Наши специалисты пользуются многими методиками. Это тесты, которые выявляют профессиональную направленность человека, уровень развития внимания, памяти, способность, например, к техническому мышлению, склонность к интеллектуальной деятельности. С некоторыми из них, кстати, вы можете ознакомиться на нашем интернет-портале www. trud. gov. ua, в рубрике «Узнай себя». И пройти эти тесты в онлайновом режиме.
А после бесед и тестов наши специалисты дают человеку рекомендации по выбору профессии.
— Какие это могут быть рекомендации? Нельзя же сказать: ты должен стать дизайнером
— Конечно, нет. Все выводы носят исключительно рекомендательный характер. Чаще всего консультант советует сферу профессиональной деятельности и дает перечень относящихся к ней специальностей.
— Существует множество методик определения профессиональных склонностей человека. Например, одна из них распределяет профессии на пять основных типов: «человек-человек», «человек-техника», «человек — знаковая система», «человек-природа», «человек — художественный образ».
— Что это за типы?
— Начнем, пожалуй, с типа «человек-человек». Он объединяет профессии, связанные с общением: сферу обслуживания, обучение, воспитание, управление, медицину, консультационные услуги и так далее. Это учителя, врачи, экскурсоводы, администраторы, продавцы, работники туристической отрасли, юристы и другие специалисты, которые много общаются с людьми. Помимо развитой коммуникабельности, данные профессии требуют внимания и умения его распределять. Кроме того, человек должен иметь уравновешенную нервную систему — ведь люди бывают разные, поэтому нужно уметь сдерживать свои эмоции.
— А «человек-техника»?
— Это когда предметами труда являются технические средства.
— Инженеры?
— И инженеры в том числе. Имеются в виду работы, связанные с проектированием, конструированием, наладкой. Токарь, слесарь, монтажник, водитель, строитель, металлург, шахтер, а также инженер, радиоинженер и так далее.
К тому же надо учитывать, что многие профессии находятся на стыке нескольких типов. Например, инженеры работают с техникой, но в то же время их дело связано с конструированием и черчением. А эти занятия уже относятся к типу «человек — знаковая система», предметом работы которого является информация, представленная в знаковой форме: таблицы, схемы, диаграммы, тексты, чертежи. Тут важны: высокая точность зрительного восприятия, концентрация внимания, логическое мышление, длительная память и терпение. К этому типу относятся такие профессии, как бухгалтер, конструктор, чертежник, библиотекарь, архивный работник, лингвист, переводчик, историк
Далее следует тип «человек-природа»: люди, занимающиеся исследованием и изучением объектов живой и неживой природы. Это геодезисты, экологи, агрономы, ветеринары, селекционеры, биохимики, океанологи.
И, наконец, «человек — художественный образ». Люди творческих профессий, у которых хорошо развиты пространственное мышление, воображение, художественный вкус. К таким относятся актеры, композиторы, художники, музыканты, дизайнеры, ювелиры, фотографы, писатели, парикмахеры, архитекторы.
Но, еще раз повторюсь, нельзя сказать, что какая-то профессия четко связана только с одним типом. Например, специальность «архитектор» относится как к типу «человек — художественный образ», так и к знаковому. То же можно сказать о любой другой профессии.
— Допустим, выпускник прошел тест. Показал склонность к определенному типу. Что дальше?
— Есть три главных вопроса, на которые должен ответить человек при выборе профессии. Первый: чего я хочу достичь в жизни, чем я хочу заниматься? Второй: к чему у меня есть призвание и склонности и какие у меня есть возможности? Третий: где я буду работать, нужна ли эта профессия на рынке труда? Допустим, я желаю стать балериной, но состояние здоровья не позволяет мне это сделать. Или я собираюсь быть музыкантом, но у меня такие способности и задатки, что лучше стать музыкальным критиком.
— Вот, например, внимание и усидчивость — качества, которые нужны практически во всех специальностях. А что делать невнимательным и неусидчивым?
— У них наверняка есть другие способности, которые компенсируют данные особенности. Может, человек умеет хорошо говорить. Поставь его на трибуну — будет прекрасный оратор. Именно поэтому нужна и личная беседа с претендентом, и другие тесты. Хотя бы на темперамент, структуру мышления и уровень интеллекта.
К тому же профессиональная консультация поможет выбрать специальность, которая пользуется спросом и позволит хорошо зарабатывать. Например, юристов у нас выпускается достаточно. И «хочу» в данном случае не всегда совпадает с «нужно». Если у выпускника вуза нет возможности получить по наследству нотариальную контору или самостоятельно открыть адвокатскую фирму, то ему поначалу придется работать помощником адвоката, нотариуса, прокурора, получая невысокую зарплату.
А ведь молодые люди обычно сразу ставят перед собой высокую финансовую планку, забывая, что для начала нужно выучиться и пройти определенные стадии становления. При этом зарабатывать они будут заметно меньше, чем опытные специалисты. Так что нужно быть готовым к тому, что придется начинать с «низов».