Інтерв'ю

Давид Бабаев: "За три дня я стал артистом, не имея театрального образования"

11:57 — 17 липня 2018 eye 1330

Народный артист Украины Давид Бабаев давно называет Театр русской драмы имени Леси Украинки своим вторым домом. Он блистает на ее сцене уже более 45 лет, сыграл в 70 ролях! Талантливый актер и потрясающий рассказчик, Давид Владимирович признался «ФАКТАМ», что свое 75-летие отпразднует дома, без пышных застолий.

— Нет у меня настроения для этого, — сказал Давид Бабаев. — Да и не дата, чтобы веселиться.

— О чем сейчас мечтается?

— Признаюсь, все больше о том, чтобы не подводило здоровье. Для актера самое важное — иметь возможность выходить на сцену. Иначе… Так вот, я хочу, чтобы мой организм позволял мне как можно дольше появляться в спектаклях, играть новые роли, творить…

— Вы ведь родились в Махачкале!

— На самом деле вся моя семья — коренные киевляне. Просто если бы мы остались в Киеве, то, наверное, все сейчас лежали бы в Бабьем Яру. Слава Богу, этого не случилось, мы вернулись домой после 1947 года и долго жили в крохотной коммунальной квартире на Лукьяновке. Мы все ютились в одной комнатке — мама, папа, брат и я. Мой отец был революционером, в гражданскую войну воевал в кавалерийской бригаде. В то время подпольщикам-революционерам давали клички. У него была Бабаев. У меня и в паспорте двойная фамилия — Бабаев-Кальницкий.

— Значит, актерство у вас от мамы?

— Папа, кстати, в молодости играл на сцене рабочего театра. Но мама действительно была очень талантлива и мечтала о сцене. Однако воплотить ее мечты смог уже я. В пять лет устраивал домашние концерты с песнями и стихами. А после школы все-таки не пошел поступать в театральный вуз. Понимал, что должен зарабатывать деньги для семьи.

Помню, по большому блату меня устроили на закрытый военный завод подсобным рабочим. Получал неплохо, но продолжал мечтать о сцене. Записался в драмкружок, потом — в театральную студию при Октябрьском дворце культуры. А в 1967 году мне улыбнулась фортуна: я стал студентом эстрадно-цирковой студии, где преподавал актер Театра русской драмы Альфред Шестопалов. Он-то и повлиял на мою дальнейшую судьбу.

— Пригласил в Театр русской драмы?

— Да! В то время я работал в архангельской филармонии и колесил с гастролями по всему Советскому Союзу. Зарабатывал, кстати, неплохие деньги. Многое мог себе позволить. В Архангельске тогда можно было покупать финские и японские товары. Я без конца отправлял посылки домой, в Киев. Вообще, с филармонией я объездил весь СССР. В 1970 году наш коллектив «Золотица» даже стал победителем Всесоюзного конкурса эстрадных исполнителей! Я любил эстраду, но, признаюсь, меня всегда тянуло на театральную сцену. По большому счету, никогда не считал себя эстрадником. Поэтому, когда в 1972 году мне предложили попробоваться в Театр имени Леси Украинки, я тут же согласился. Помню, в это время как раз был в отпуске в Киеве. Театру русской драмы срочно понадобился молодой толстенький артист на роль Гриши Редозубова в «Варварах». Альфред Шестопалов и предложил мою кандидатуру. Так, за три дня я стал артистом Театра русской драмы имени Леси Украинки. Не имея при этом театрального образования. Фантастика!

— Да вы счастливчик!

— Еще и потому, что успел застать в театре замечательных артистов, которых собрал легендарный Константин Павлович Хохлов. Среди них были: Николаева, Предаевич, Старшин, Ануров, Опалова. На сцене играла Мальвина Швидлер, которую все называли «душой театра». Я дружил с Мальвиной до ее самых последних дней. Швидлер жила недалеко от театра. И обычно после спектаклей все шли к ней. Накрывался стол, нарезалось сало, ставилась самогоночка. Моя жена уже знала, что это традиция, и не ждала рано домой. Помню, у Мали одна стена на кухне была полностью заклеена фотографиями, где она позировала со знаменитостями. Швидлер была замечательной рассказчицей и, кстати, большой футбольной болельщицей. А на матчи она ходила исключительно в компании Юрия Тимошенко, знаменитого Тарапуньки, и его первой супруги, актрисы Ольги Кусенко. Знаете, я благодарен всем тем людям, которые 45 лет назад помогли мне влиться в театральный мир, приняли меня. Хотя, признаюсь, первое время было непросто. Порой за спиной я слышал в свой адрес — «эстрадник». Но я был там, где мечтал оказаться всю жизнь, и уже ничто не могло сбить меня с пути.

— Теперь вы и сами признанный мэтр!

— Я до сих пор отношусь ко всему происходящему с долей юмора. Так учила меня Маля. Так интереснее жить.

— Говорят, вы большой гурман!

— Знаете, какое у меня самое любимое блюдо? Оно осталось еще со времен тяжелого послевоенного детства. По воскресеньям у нас дома обычно был торжественный завтрак. Мама варила картошку в мундирах, ставила на стол тарелку с селедкой, подсолнечное масло с луком. Что вам сказать, ничего более вкусного я в своей жизни не ел!

— В день спектакля у вас есть особая диета?

— Уже много лет в этот день я только завтракаю. Потом пью кофе. Знаете, просто не могу выходить на сцену на сытый желудок. И не было ни разу, чтобы я испытывал чувство голода. А вот когда подъезжаю к дому, срабатывает рефлекс: сразу понимаю, что страшно хочу кушать.

— Говорят, театр — это как болезнь.

— Правда. Известна фраза, сказанная режиссером Алексеем Поповым: «Если можете не работать в театре, не работайте!» Это про меня, потому что я не могу НЕ работать в театре. Мне выход на сцену необходим как воздух. Желал этого всю жизнь, и, надеюсь, счастье делиться искусством со зрителями еще продлится. По крайней мере я этого очень хочу! И, знаете, уже давно заметил: только выходишь на сцену, чувствуешь себя молодым и здоровым. Как 45 пять лет назад…

Фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»