Події

«когда я сказала трехлетнему внуку, что его мамы больше нет, владик закрыл ручками ушки: «я не хочу это слышать! « — вспоминает 67-летняя женщина, дочь которой три года назад разбилась на аттракционе луна-парка в тернополе

0:00 — 22 квітня 2008 eye 388

После того как недавно в Харькове при похожих обстоятельствах на аттракционе «Матрица» погибла львовская студентка, «ФАКТЫ» решили узнать, наказаны ли виновные в смерти тернопольчанки

«ФАКТЫ» рассказывали о том, как 3 мая 2005 года на аттракционе чешского луна-парка в Тернополе погибла 26-летняя Ирина Волянская. В тот день около девяти вечера она позвала друзей на карусели. Когда Ира с друзьями каталась на аттракционе «Скамейка», неожиданно поднялась оградительная труба. Оставшиеся без страховки люди с высоты трех метров посыпались на землю.

«Когда тело стало подниматься вверх, скамейка неожиданно ушла вниз»

Студент Тернопольского университета народного хозяйства Виталий Яворивский, который был в числе пострадавших, рассказал корреспонденту «ФАКТОВ», как действует аттракцион. Люди усаживаются на длинную скамейку с сиденьями, на уровне груди и ног их закрепляют страховочной трубой, которая тянется через всю скамейку, чтобы они не выпали. Оператор включает аттракцион, и скамейка начинает наматывать круги: сначала в одну сторону, потом — в другую.

 — Высота аттракциона вроде бы небольшая — около трех метров, — вспоминал Виталий.  — Но в верхней точке, когда центробежная сила тебя как будто вырывает из сиденья, просто пот прошибает от остроты ощущений… В один из моментов, когда скамейка, сделав несколько оборотов, замедлила ход, чтобы начать движение в другую сторону, слетела страховочная труба. Я почувствовал, как под действием центробежной силы мое тело начало подниматься вверх, а скамейка… неожиданно ушла вниз. Машинально схватился за болтающуюся страховочную трубу, но меня подбросило вверх, а потом я полетел спиной вниз, на землю…

Скамейка была рассчитана на 18 человек. В тот вечер на ней сидели 13 пассажиров. Пятеро вылетели из кресел и упали на железный постамент аттракциона и на землю. Восьмерым удалось удержаться в креслах.

 — Они откинулись назад, согнули руки в локтях, вжались в сиденья, и таким образом уцелели, — вспоминал другой пострадавший, студент Тернопольского университета народного хозяйства Виталий Прокопенко.  — Как это им удалось, не знаю. Кресла мелкие, схватиться не за что. Никаких ручек и приспособлений на экстренный случай нет. Труба открылась, когда аттракцион замедлил движение. Но если бы она сорвалась во время набора скорости, погибли бы все…

Трое парней и одна девушка, упавшие вниз, получили ушибы головы, позвоночника, закрытые черепно-мозговые травмы, а также травмы живота. Они могли шевелиться и разговаривать. Еще одна пострадавшая Ира Волянская сломала позвоночник. Она не плакала, ни на что не жаловалась. Просто лежала с открытыми глазами на земле и молчала.

«Дочка прожила еще четверо суток и умерла в больнице от отека мозга»

 — Когда я прибежала к дочке в больницу, она была в сознании, — вспоминала мама Ирины Стефания Ивановна.  — Ирочка лежала в корсете, бледненькая. В ней еле жизнь теплилась, а она меня успокаивала: «Все будет хорошо, мамочка, не плачь, держись… » У Иры парализовало руки и ноги, и дочка все спрашивала у меня, сможет ли она ходить. Говорила ей: «Сможешь, доченька, сможешь! Тебе будет делать операцию очень хороший врач… » Она отвечала: «Я знаю. Меня вылечат. А вы идите все в церковь и молитесь за меня». Через три дня дочке сделали операцию. Ирочка прожила еще сутки и умерла от отека мозга…

Комиссия горисполкома, расследовавшая несчастный случай, пришла к выводу: механизм был исправен и самопроизвольно открыться не мог. Либо кто-то из посетителей, сидевший на скамейке рядом с замком заграждения, умышленно нажал кнопку механического блокирования ограды, и она открылась, либо оператор аттракциона перед пуском не полностью закрыл замок.

Городская прокуратура возбудила уголовное дело относительно должностных лиц по статье 272 часть 2 «Нарушение правил безопасности во время исполнения работ с повышенной опасностью, повлекшее гибель людей». Но в мае 2005-го, когда я приехала в Тернополь, должностных лиц, которым надлежало предъявить обвинение, еще не определили.

 — Ведь для начала надо проверить версию представителей луна-парка, — объяснял «ФАКТАМ» прокурор Тернополя Василий Шаравара.  — Они утверждают, что на аттракционе были трое нетрезвых посетителей. Хулиганы сели на аттракцион, нажали на механизм, который и открыл страховочную трубу, повлекшую гибель девушки…

 — Возле механизма блокирования никого не было! — утверждали в беседе с корреспондентом «ФАКТОВ» очевидцы случившегося Виталий Яворивский и Виталий Прокопенко.  — Три места на скамейке рядом с замком были… пустыми. Да и кто будет открывать жердь, катаясь на аттракционе? Нужно быть самоубийцей, чтобы сделать такое!

«Следствие даже не сохранило вещественное доказательство — аттракцион «Скамейка»

Когда 8 апреля в Харькове случилась очередная трагедия — выпала из аттракциона и скончалась в больнице 18-летняя Оля Жагаляк из Львова, — я решила узнать, чем же закончилось следствие по делу 26-летней Ирины Волянской, разбившейся в Тернополе при похожих обстоятельствах три года назад.

 — Ничего утешительного сообщить не могу, — сказал «ФАКТАМ» адвокат потерпевшей стороны Валерий Мищенко.  — Считаю, что Тернопольская городская прокуратура проводила расследование поверхностно и неудовлетворительно, о чем мы и писали в своем обращении в Верховную Раду, Уполномоченному по правам человека, в областную прокуратуру. Но область ответила, что городская прокуратура расследовала дело полно и объективно.

Дело то приостанавливали, то возобновляли. Сегодня прокуратура города переквалифицировала статью «Нарушение правил техники безопасности, повлекшее гибель людей» на статью «Убийство по неосторожности». И теперь следствие будет вести Тернопольская городская милиция. Милиция не согласилась с этим постановлением и обжаловала его в областной прокуратуре. Область отменила постановление городского прокурора о переквалификации статьи, но городской прокурор тоже обжаловал это постановление!

 — Получается, ни милиция, ни прокуратура не горят желанием заканчивать это дело?

 — Возможно, наши правоохранители просто не умеют расследовать такие дела, у них нет опыта… О чем говорить, если следствие даже не сохранило вещественное доказательство — аттракцион чешского луна-парка «Скамейка», чем само себя поставило в тупик? Сейчас дело находится на рассмотрении в областной прокуратуре.

Я позвонила заместителю прокурора Тернопольской области Николаю Яценко.

 — Николай Иванович, почему так долго тянется следствие?

 — Потому что трудно определить, каким образом открылась эта жердь — то ли соскочила сама из-за того, что ее плохо закрыл оператор, то ли ее кто-то открыл умышленно.

 — Что нужно сделать, чтобы это определить?

 — Еще раз исследовать это запорное устройство. В свое время мы его исследовали, но потом отдали механизм луна-парку, и теперь не можем найти этот луна-парк, ведь он кочует по всей Украине.

 — То есть даже спустя три года следствие не может еще никому предъявить обвинение?

 — К сожалению, нет. Нет доказательной базы. Тех хулиганов, которые, по версии администрации парка, открыли замок, из-за чего и разбилась девушка, мы не нашли. Тем не менее не можем и однозначно утверждать, что их не было.

 — Николай Иванович, а можно ли это вообще доказать — открывали хулиганы замок — не открывали?

 — Трудно сказать…

 — Кто теперь будет расследовать дело?

 — Прокуратура города Тернополя, как и прежде.

За время, пока расследуют дело, сынишка Иры вырос и пошел в первый класс

 — Версия о пьяных хулиганах не выдерживает никакой критики, — считает адвокат Валерий Мищенко.  — Да и были ли они на самом деле? А даже если и были, непонятно, где находились. Если сидели на аттракционе, тогда почему оператор пустил пьяных посетителей кататься? Если совершили «диверсию с замком», не садясь на аттракцион, почему оператор перед запуском не проверил надежность крепления страховочной жерди?

Следствие может тянуться годами. Ведь существующие сегодня законы не позволяют конкретно квалифицировать действия работников аттракционов, повлекшие несчастные случаи с людьми. Думаю, что назрела необходимость принять новые или уточнить существующие законы, которые предусматривали бы административную и уголовную ответственность работников аттракционов за действия, повлекшие увечья или гибель людей. Наверное, нужно усилить ответственность и должностных лиц, которые разрешают эксплуатацию неисправных или опасных для жизни аттракционов…

Третьего мая 2008 года исполняется ровно три года со дня трагической смерти Иры. За время, пока идет следствие, ее сынишка вырос и пошел в первый класс. Когда я видела Владика в последний раз, мальчик, которому было три с половиной года, еще не знал, что мама умерла. «Мама в больнице! У нее болит ножка», — сообщал мне малыш.

 — Я тянула до последнего момента, не знала, как сказать о смерти мамы ребенку, — говорит мать Ирины Стефания Ивановна.  — Но сваты меня подгоняли, убеждали, что рано или поздно это придется сделать. И вот через три месяца после гибели Иры я собралась с силами: «Владик, твоя мама умерла». Он остановился, закрыл ушки ручками и сказал: «Я не хочу это слышать!» Он очень переживал. Так плакал: «Я все равно увижу свою маму!»

Владик живет со мной. Мне очень помогают сваты: дедушка Богдан Васильевич дарит ему подарки, перед школой купил внуку письменный стол. Заходят и подруги Иры. Особенно внимательна подруга Иры Наташа из Киева. Она делает Владику подарки, заботится о нем. Я без внука жить не могу. Не знаю, зачем существую, если его рядом нет. Он тоже любит меня. Однажды сказал: «Ты не только самая лучшая бабушка, ты самая лучшая мама на земле!»

 — Как Владик учится?

 — Хорошо. Учителя говорят, что он умный, послушный мальчик. О его маме мы не говорим — мне это очень больно. Он, бывало, спросит о маме и заглядывает мне в глаза, не плачу ли я. Ребенок уже понял, как я реагирую, поэтому лишних вопросов не задает. Только однажды не удержался, пришел из школы и похвастался: «Учителя говорят, что моя мама училась на отлично!» Ведь Владик ходит в ту же школу, где училась Ира. А она была умницей: хорошо училась, закончила Тернопольский политехнический институт, получила специальность «Экономика и менеджмент». Столько планов на жизнь строила!

Вот только пожить не успела…

P. S. «ФАКТЫ» и дальше будут следить за ходом этого уголовного дела.