Суспільство та люди

Шить приходилось по ночам — как молодая киевлянка создала дизайнерский бренд детской одежды

17:17 — 10 серпня 2018 eye 2869

Через полгода декретного затворничества и бесконечного чтения форумов для мам творческая и активная Настя поняла, что образ жизни в стиле «постирай, покорми, помой» точно не для нее. Однообразные дни с ребенком так наскучили, что девушка взялась за шитье. Начала с малого — заказала стильную ткань, не похожую на стандартные детские расцветки, и сшила «защиту» для детской кроватки. Результат так понравился другим мамам, что после недолгих сомнений дело было поставлено на поток. Действуя интуитивно, без бизнес-плана и стратегии, Настя за два года построила бренд стильной одежды для малышей, открыла шоурум в центре Киева и быстро заполучила в клиенты лидеров мнений и прогрессивных мам столицы.

— Я училась на модельера и всегда видела себя в этой профессии, — рассказывает Настя. — Обожала выдумывать необычные одежду, даже выпускала собственные коллекции. Но шить не любила, да и по сей день терпеть не могу. В 21 год я вышла замуж. Начались жилищные и бытовые проблемы. Нужны были деньги. Будучи молодым дизайнером, много не заработаешь, и я пустилась пробовать себя в других направлениях: работала стилистом, оформителем витрин, разрабатывала корпоративный стиль для компаний, занималась фотографией. Проводила фэшн-фотосессии и свадебные съемки.

Последнюю съемку провела, будучи на пятом месяце беременности, после чего начала изображать из себя фарфоровую вазу (смеется). Очень уж мне нравилось мое положение. Через шесть месяцев после появления дочери Виолетты мне уже казалось, что потеряла связь с обществом и схожу с ума. Меня поглотили форумы для мам. Читала их ежедневно, потому что толком не знала, откуда еще черпать актуальную информацию о детях.

Есть девочки, которые находят в материнстве весь смысл жизни и прекрасно реализуются в нем. Но это не я. У меня наступило полное эмоциональное выгорание.

Шить начала случайно. Мне не нравилась детская одежда, которая продавалась в магазинах четыре года назад. Все эти психоделические зеленые слоники на розовом фоне, рюши, девочкам — розовое, мальчикам — голубое. Сначала я просто пошила «защиту» в кроватку. Чувствуя внутреннее сопротивление, сказала себе: «Настя, ты же сможешь сшить прямоугольник. Ты делала вещи и посложнее». Фотографию своей работы выложила на форум. Мамочкам понравилось, стали просить пошить на заказ. Несколько месяцев я сомневалась, что справлюсь, но все же создала страничку и взялась за дело. Деньги брала из семейного бюджета. Дочке только исполнился год. Дни я проводила с ней, поэтому шить приходилось по ночам. Муж старался вернуться с работы пораньше, чтобы сменить меня на родительской вахте. Он видел и понимал, как мне это необходимо. Я сама вела логистику, фотографировала продукцию и развозила заказы.

* Малыш в таком комбинезончике чувствует себя весьма комфортно

— Сейчас у вас шоурум в центре Киева, производите одежду для детей от 0 до 7 лет, выполняете больше сотни заказов в месяц. Как завоевали внимание потребителей?

— Думаю, мне повезло еще на начальном этапе. Действовала интуитивно, и как оказалось, правильно. Мне нравилась одна мама-блогер, у нее всегда была интересная и актуальная информация. Я решила сделать ей подарок. Отправила по почте свои «бортики». Даже в мыслях не было просить ее писать об этом отзыв. Но подарок ей понравился, и она поделилась этим в своих социальных сетях. Уже на следующий день мой телефон разрывался от сообщений в Instagram.

Прекрасно помню, как удивилась, когда мне написала Лера Бородина (известный предприниматель, основатель сервиса аренды брендовых платьев Oh My Look и сооснователь бьюти-бара G. Bar и концепт-стора SO DODO). Мы с семьей как раз ехали в машине в Одессу. Взглянув на телефон, я не поверила своим глазам. «В смысле?!» — прозвучало у меня в голове. Даже зашла на страницу проверить, настоящий ли это аккаунт. Тут я уже попыталась намекнуть на взаимовыгодное сотрудничество, но Лера всегда рассказывает только о тех брендах и товарах, которые действительно пришлись ей по душе. И этот лот я выиграла.

Сарафанное радио заработало на полную катушку. Мне стали поступать заказы от Алены Гудковой (основатель благотворительной барахолки «Кураж Базар»), Даши Кацуриной (сооснователь двух киевских ресторанов «Китайский Привет», «Вьетнамский Привет» и популярного бренда одежды), Анны Козаченко (сооснователь MilkBar), от других лидеров мнений. Конечно, это здорово сыграло мне на руку.

Очень быстро моя квартира превратилась в склад. Муж терпел это, пока дочка не начала есть наполнитель для подушек вместе с нитками. Пора было что-то менять. Я переехала в ателье и стала постепенно расширять ассортимент, набрала команду. Сейчас у меня работают до десяти человек.

— Сколько вложили в бизнес? Быстро ли он окупился?

— Стартовый капитал я никогда не считала. Брала, сколько нужно, на пошив из семейного бюджета. Уже когда «Карамба» стал брендом, мы вложили около двадцати тысяч долларов. Оборот в месяц составляет примерно сто тысяч гривен. В целом бизнес прибыльный, но случается, что уходим в минус из-за технических моментов. К примеру, в мае сидели без продаж в ожидании коллекции с нового производства, поэтому месяц был убыточный. Мне впервые пришлось сказать сотрудникам, что зарплату придется подождать. Такое сложно говорить, как и прощаться с работниками. Всегда испытываю при этом жуткое чувство вины и неловкость.

— Ваш бренд существует больше двух лет. Какие сложности пришлось пережить на пути от «бортиков» до производителя одежды?

— Изначально я заказывала ткань в Польше. В какой-то момент эти ткани достигли пика популярности, и появилось огромное количество молодых брендов с абсолютно одинаковой продукцией. Мы стали теряться на фоне общей массы. Когда на выставке нас в очередной раз с кем-то перепутали, я окончательно обиделась и твердо решила отказаться от легкодоступных польских тканей с принтами. Производство остановилось. Принты мы начали рисовать сами, но печатать их в Украине было невероятно дорого. Печать заказывали за границей. Мой дизайнер работает прямо из Палермо. Завидую ей немного (смеется).

Пока внедрялись изменения, потеряли часть клиентов. Мамы не могут ждать, пока ты решишь свои вопросы с бизнесом. За время существования «Карамбы» я сменила четыре фабрики. Менялась ценовая политика, не устраивало качество или человеческий фактор. Однажды сильно задержали партию одежды и отдали ее всю в жирных пятнах. Они были все в одном месте, видимо, текла машинка. Ругаться было бесполезно, владелица производства утверждала, что я сама испортила собственную ткань, чтобы не платить им. Повезло, что в основном пострадали рукавчики и штанины. Пришлось обрезать и изменить модели. То, что не удалось спасти, продали по очень низкой цене.

В целом производство выходило довольно дорогим, что влияло на ценообразование. Мне хочется сделать «Карамбу» доступной, вывести на международный рынок и создать семейную империю в стиле IKEA. Наконец мы нашли ателье в Украине с возможностью печати. Теперь все процессы происходят в одном месте, что существенно удешевляет производство. Никогда прежде это ателье не занималось детским ассортиментом. Пришлось пережить горы отбраковки, прежде чем процесс наладился.

* Детская одежда от Анастасии Червинской не только красива, но и очень удобна

Детский ассортимент — самый сложный. Существует пять основных размеров взрослой одежды. В детском ассортименте их больше двенад­цати. Дети очень разные. Одному ребенку одежда будет широкой, второму в таком же возрасте — узкой, короткой или длинной. Однажды мы не учли, что у младенцев в период до года быстро растет голова. Пошили партию свитшотов, а когда начали приходить отзывы, выяснилось, что у каждого второго ребенка голова не пролазит в горловину. Всем клиентам мы оплатили обратную пересылку, перешили свитшоты или поменяли на другие. Мы сотрудничаем с маленьким ателье в Киеве, где перешиваем небольшие партии одежды, если возникает подобная ситуация. Эти узкие горловины преследовали меня даже во сне.

— Вы сейчас находитесь на этапе сертификации. Какие с этим могут возникнуть проблемы?

— Одна большая проблема — это вещи швами навыворот. У нас их нет и не будет. Я провела целую исследовательскую деятельность, пытаясь доказать, что в современном мире они не нужны. В Советском Союзе не было трикотажного производства. Только хлопчатобумажное, шелковое и льняное. Трикотаж был импортный и стоил дорого, поэтому детские вещи шились из фланели или байки, были дубовыми, и обработаны такими же нитками. Конечно, если пошить такое швами внутрь, одежда будет натирать нежную детскую кожу. Сейчас такие швы уже не нужны, но стереотип глубоко укоренился в головах многих мам и бабушек-советчиц. Проблема в том, что в ГОСТах, которые были созданы еще в пятидесятые годы прошлого века, четко сказано: «Детская одежда должна быть из стопроцентного хлопка и швами навыворот». Мы прописываем собственные технические условия для нашего производства. После рассмотрения и утверждения ТУ специальными комиссиями сможем получить необходимые сертификаты и двигаться дальше.

— Главное правило?

— Клиент всегда прав. Особенно такой требовательный и специфический, как мама. Беременная женщина — вообще отдельный разговор, у них семь пятниц на неделю. Нам удается выстроить настолько доверительные отношения с клиентами, что они присылают свои фото с малышами уже через несколько часов после родов.

— Развивать бизнес, оставаясь заботливой мамой, удается?

— Я два года пыталась усидеть на нескольких стульях одновременно — старалась быть отличной мамой, женой и развивать бизнес. Но потом осознала, что следует сосредоточиться на чем-то одном. В год и восемь месяцев отправили Виолетту в детский сад и стало легче. У нас нет няни, бабушки заняты своими карьерами. Личные отношения с мужем при этом ущемляются больше всего. Раз в две недели удается отвезти дочь одной из бабушек и выхватить немного времени для нас двоих. Пойти вместе в кино или просто посидеть где-то спокойно вместе — уже праздник.

Корить себя за недостаток внимания своей семье я перестала, приняв тот факт, что на данном этапе для меня более важна работа. Если я не реализую себя в ней на сто процентов, это скажется на моем настроении и, соответственно, на семье. Может, кто-то решит, что я плохая мама — занимаюсь бизнесом вместо того, чтобы всецело посвятить себя ребенку. Но лучше я проведу с ней один час эффективно, чем весь день буду изнывать на детских площадках, которые ненавижу.

На фото в заголовке: Из-за напряженной работы Анастасии редко удается проводить время с мужем и дочерью, зато это всегда праздник