На днях народная артистка Украины 800-й(!) раз вышла на сцену в роли Прони Прокоповны — героини бессмертного спектакля «За двумя зайцами»
Звезда отечественного театра и кино Тамара Яценко отметила маленький юбилей: народная артистка в 800-й(!) раз сыграла Проню Прокоповну в пьесе «За двумя зайцами». Такой багаж накопился за долгий период в 28 лет! «Как вспомню, что пришлось столько раз выходить в одной и той же роли, так аж вздрагиваю, — говорит Тамара Яценко. — Сколько всего пережила за это время — и удач, и провалов Однако до сих пор благодарю Бога и Владимира Шулакова (режиссера спектакля «За двумя зайцами» в столичном «Молодом театре». — Авт. ) за то, что утвердил меня в этой роли».
— Как все начиналось?
— Когда приехавший из Черкасс в Киев Виктор Шулаков был назначен в «Молодой театр» в качестве режиссера нового спектакля, он собрал всю труппу и попросил актеров написать, какую роль в пьесе «За двумя зайцами» каждый хотел бы играть и какую бы смог сыграть. Я ответила, что хочу и могу играть роль Прони. В результате были назначены три состава. Шулаков дал возможность многим актерам попробовать себя в этом спектакле, но позже для исполнения роли главной героини выбрал меня. Я тогда была еще совсем молодой, неопытной актрисой, поэтому столкнулась со сложной психологической атмосферой в коллективе. Но когда на одной из репетиций услышала настоящий, искренний смех коллег, которые в то время находились в зале, это окончательно «утвердило» меня в роли Прони и стало первой заслуженной наградой. Благодаря этому спектаклю я почувствовала себя настоящей артисткой.
— Сейчас вы популярная и любимая зрителями народная актриса. Таите обиду на Хмельницкий музыкально-драматический театр, который вас отверг?
— Что ты! Наоборот, хочу от всей души поблагодарить всех, кто счел меня бездарной актрисой.
— В театре нешуточные страсти бушуют не только на сцене. Партнеры по спектаклю зачастую плетут друг против друга интриги, скандалят и тому подобное. Но вы, насколько знаю, ни в чем «таком» никогда замечены не были.
— Начну издалека. Папа у меня был артистом. Играл на гармошке так, что все бабы в моей родной Горенке (поселок под Киевом. — Авт. ) на ушах стояли. Ух, помню, как возьмет отец в руки гармошку, да как даст жару на «полуприсяди», так аж все село сбегалось. Конечно, к отцу женщины были неравнодушны. Однако папа был однолюбом. Как-то он признался мне: «Знаешь, Тома, были у меня случаи, когда я мог изменить твоей матери. Но не смог — мне это неприятно, и все!»
Так вот, мне точно так же неприятны люди, которые плетут интриги. Совсем недавно в нашем театре был небольшой заговор против худрука. Пошел слух: дескать, в театре нет хороших актеров, репертуара и так далее. И во всем этом, естественно, обвиняли нашего художественного руководителя Станислава Моисеева. А потом оказалось, что причиной всему — месторасположение театра (на улице Прорезной в центре Киева. — Авт. ). Просто территорией заинтересовались некие структуры, которые захотели построить на этом месте торговый комплекс. Нашли актеров, которые недовольны своим положением в театре (тех, кому дают небольшие роли), а они написали кляузу на своего руководителя. Уламывали написать и меня, даже деньги предлагали. Но я отказалась в этом участвовать и горжусь собой. Потом пошли звонки и угрозы на самом высоком уровне: «Ты что, не понимаешь, что только благодаря нам стала народной? Зачем кочевряжишься? Подписывай, раз просят!» И давай маты гнуть. Хотя насчет народной артистки могу сказать, что выдвигали меня совершенно другие люди. Вот уж воистину, человеческой наглости нет предела.
— Чем дело кончилось?
— Мы отстояли театр и худрука большинством голосом. Следует заметить, что Станислав Моисеев в очередной раз доказал свою профпригодность: наши спектакли были отмечены «Золотой пекторалью» (престижная театральная премия. — Авт. ).
— И не только спектакли, но и некоторые актеры.
— Да! (Улыбается. )
— Тамара Александровна, неужели «Пектораль» за роль второго плана в спектакле «Голубка» — у вас первая?
— «Сидела, сидела, да таки ж высидела!» — так я пошутила, когда узнала о награде. Не думала, что получу ее. После того, как отыграла больше двадцати лет Проню в «Молодом театре» и так и не получила никаких наград за нее, сложно было надеяться на то, что спустя всего год после премьеры «Голубки» я буду владеть столь почетным призом. На сцене, когда вручали награду, я чуть не расплакалась.
Схожие чувства были в 2003 году, когда меня номинировали как лучшую актрису на премию «Телетриумф» за роль Гали в фильме «Завтра будет завтра». Ну там, правда, другая история была. Ко мне позвонили с «Телетриумфа» и сказали, что я — главная претендентка на победу в этом конкурсе. А у меня, как назло, спектакль в эти дни. Я, естественно, договорилась с худруком нашего театра об отгуле, нашла замену на свою роль, пообещала в честь такого события накрыть «поляну» чуть ли ни на весь «Молодой театр» И тут — бах! Первый приз получает Алла Пугачева за роль Тони Коровяк в мюзикле «За двумя зайцами». Вот так меня жизнь «опустила». Сложно мне пришлось в театре после этого
— Наверняка жизнь преподносила сюрпризы и покруче
— Помню, пригласили меня сниматься в картине в Одессе. Ну я туда приезжаю: вся нарядная, красивая. Режиссер увидел меня и говорит: «Так, это все снять! Наденьте на нее бланжеты, половину зубов зарисовать черной краской для эффекта щербатости, надеть потертое платье в грязных пятнах и колготки с дырками!» Как оказалось, я должна была играть бомжиху-синюшницу, которую забирают в тюрьму. В общем, загримировали меня. А гримерка была на самом верхнем этаже гостиницы «Интурист». Выхожу я из гримерки, направляюсь к лифту, тут чувствую — кто-то цап меня за руку! Оглядываюсь и вижу, как два милиционера приготовились меня «вязать». Я начинаю вырываться, кричать, что я актриса. И получаю ответ: мол, таких «актрис» в Одессе валом и все почему-то в гостиницу лезут. Оказывается, неподалеку от «Интуриста» было место, где тусовался одесский сброд. Меня «повязали», отвели в КПЗ, бросили к «коллегам-актрисам». «О, наша!» — крикнула одна из бомжих и начала петь одесские песни. Я подхватила. Славный дуэт вышел Представляешь, меня и там приняли за свою! Освободили же только после того, как главный режиссер пришел лично и подтвердил, что я — актриса.
— Кстати, о песнях. Как вы попали в проект «Телезвезда-Суперзвезда»?
— Мне позвонили и сказали, что весь телеканал «Украина» за то, чтобы я принимала участие в этом проекте. Как я могла отказать?
— Не было обиды на судей за низкие оценки вашего исполнения песен «Зима» и «Полковник»?
— Еще какая! Чего придираться? Ведь я чувствую, что спела хорошо. Тем более, у меня музыкальное образование и отличный слух. Но надо работать дальше и не обращать на это внимание. Да и не все судьи были столь категоричны. К примеру, тот же Михаил Боярский сказал мне, что я спела лучше всех. То же сказал и мой любимый мужчина, который приезжал на съемки. А вообще, меня тяжело из равновесия вывести, я привыкла, что ко мне всю мою жизнь относятся несколько предвзято. Кроме Олега.
— Он, кажется, несколько моложе вас
— Мне никогда не нравились мужчины старше. Даже пятидесятилетний мужчина мне кажется стариком. А рядом с молодым появляется какой-то особый стимул, женский. Олег — замечательный! Он, как и я, актер, работает в России. Снимается в эпизодах. Самый заметный — в сериале «Штрафбат», где Олег играл энкавэдэшника. Живем у меня на квартире. Он очень добрый и отзывчивый. Отношения у нас демократические. Я ему говорю: «Олег, если кого-то найдешь вместо меня — выбирай помоложе». А он: «Том, мне никто, кроме тебя, не нужен!» Тем не менее выходить замуж не собираюсь — не люблю штампов, в том числе и в паспорте. Видимся редко. Естественно, из-за этого у меня поначалу были опасения, но Олег заверил: «Ты мне дорога!» Действительно, если мужчина захочет изменить, он это и под боком сделает! А так я спокойна и ему доверяю — это самое главное.
Что меня подкупило в нем? Мне нравятся ранимые мужчины, сердечные и романтичные. Ведь он мне в любви в стихах объяснялся — целую ночь читал!
Мне предлагали руку и сердце мужчины богатые, но я знаю: пусть даже миллионер, но если я его не люблю, пересилить себя не смогу. А что такое любовь? Как понять? Вот я в своего Олега влюбилась — по сердцу он мне, и все! Помню, когда мы только начали встречаться и он после спектакля хотел провести меня домой (а я устала — наутро съемки, надо отдохнуть), я отказалась, говорю: «Не надо». У него на глазах слезы: мол, ты не хочешь быть со мной, потому что я бедный?.. Конечно, потом уже чувства взяли свое. Мы стали жить вместе, как ни сложно нам было принять такое решение. И вот вместе уже семь лет!