«У нас такая беда впервые», — говорит председатель объединенного профсоюза работников нефтяной и газовой промышленности Крыма Ярослав Бабюк
Не успели поднять затонувший у берегов Гонконга принадлежащий «Черноморнефтегазу» буксир «Нефтегаз-67», как в компании произошло новое несчастье: при заходе на посадку разбился вертолет Ми-8, который вез на плавучую буровую «Таврида» очередную вахту. На месте погибли 19 человек, еще один скончался позже от полученных травм.
— В понедельник в 9. 39 вертолет
Ми-8 Крымского государственного авиапредприятия «Универсал-Авиа» (выполняет работы по доставке вахтового персонала ГАО «Черноморнефтегаз». — Авт. ) совершал плановый полет на плавучую буровую установку «Таврида», которая стоит в 70 километрах от берега, — рассказывает «ФАКТАМ» сотрудник пресс-службы ГАО «Черноморнефтегаз» Максим Николаенко. — Погода для полета была удовлетворительной. На борту находились 17 работников «Черноморнефтегаза» и три члена экипажа вертолета (пилот, штурман и бортинженер). При заходе на посадку вертолет задел задним винтом опорную колонну, в результате чего упал на платформу, взорвался и загорелся.
Силами инженерно-технического персонала платформы пожар был ликвидирован в течение 10 минут. Но в результате взрыва погибли 19 человек. Работник ГАО «Черноморнефтегаз» Павел Лычко, выживший при падении вертолета, скончался от полученных ран через несколько часов после катастрофы. К месту происшествия направлен плавучий кран «Нептун-3» и судно снабжения «Дон» с представителями руководства «Черноморнефтегаза».
— После пожара сама платформа не пострадала, — рассказывал «Газете по-киевски» председатель объединенного профсоюза работников нефтяной и газовой промышленности Крыма Ярослав Бабюк. — Во время катастрофы там находились 54 человека. С огнем они справились — благо на станции предусмотрены спецсредства для такого форс-мажора. К платформе, кроме судна «Дон» и плавкрана «Нептун», послан также мотобот компании с группой водолазов. С их помощью должны расчистить вертолетную площадку, заполненную обломками Ми-8, собрать тела погибших и переправить их на берег.
В этой катастрофе погиб начальник буровой установки Владимир Иосенко.
А ведь только 18 апреля он отметил свое 60-летие Вместе с ним разбились мастер буровой, заместитель начальника по технологической части, техники, буровики и их помощники. Все преимущественно крымчане. Подобной трагедии на наших буровых не случалось никогда. Припоминаю, падали вертолеты нефтяников еще при Советском Союзе, когда я работал на Дальнем Севере России. Но у нас такая беда впервые.
Сразу же после крушения во многих СМИ появилась информация о том, что за штурвалом вертолета сидел пилот-стажер. В компании «Черноморнефтегаз», сообщает информагентство УНИАН, комментировать эти слухи отказались. А вот Виктор Трусов, первый заместитель директора авиакомпании «Универсал-Авиа», которой принадлежал вертолет, рассказал «ФАКТАМ», что Ми-8 находился в состоянии летной годности, и отбросил обвинения в том, что за штурвалом был пилот-стажер.
— Причину аварии сейчас устанавливает комиссия, — говорит Виктор Трусов. — Этому вертолету двадцать лет, его экипаж — один из самых опытных. К сожалению, во многих СМИ уже прозвучала непрофессиональная, дилетантская формулировка: мол, раз этому Ми-8 уже двадцать лет, то это «старый вертолет». Такого понятия нет. Существует понятие летной годности, ресурса вертолета.
Ми-8 находился в состоянии летной годности, на него имеется вся необходимая документация, выданная соответствующими государственными органами. Он прошел все необходимое техническое обслуживание, плановый ремонт, летные испытания.
— То есть свой ресурс вертолет еще не выработал?
— В настоящее время ресурс для таких вертолетов продлен до 40 лет, следовательно, этот Ми-8 отработал только половину своей «жизни». Более того, этим машинам планируется продлевать ресурс и далее.
В свою очередь министр транспорта и связи Иосиф Винский предполагает, что причиной аварии мог послужить человеческий фактор. «Предварительная версия, которой я располагаю: вертолет зацепился задним винтом за систему ограждения, что привело к тому, что он опрокинулся и загорелся. Первое впечатление, что вертолет исправен, все регламентные позиции были выдержаны. Очевидно, все-таки человеческий фактор » — сказал Иосиф Винский. Отвечая на вопрос, будут ли в этой связи запрещены полеты Ми-8, министр транспорта заявил: «Посмотрим, но если это человеческий фактор, то зачем вводить запрет на технику?»
То, что причиной трагедии стал человеческий фактор, подтвердил и первый вице-премьер-министр Александр Турчинов. По имеющейся у него информации, за штурвалом машины находился человек, который всего два месяца занимал должность первого пилота.
Сейчас работает комиссия по расследованию катастрофы, а «Черноморнефтегазом» создан штаб по ликвидации последствий аварии и оказанию помощи семьям погибших. В комиссию и штаб вошли как представители компании, так и эксперты Министерства по чрезвычайным ситуациям, Министерства транспорта и других госструктур. Транспортная прокуратура возбудила уголовное дело по факту катастрофы вертолета.
Напомним, что с начала года это уже третья катастрофа вертолетов Ми-8, в которых гибнут граждане Украины. Так,
27 марта над Черным морем потерпел крушение пограничный вертолет Ми-8, направлявшийся из Одессы на остров Змеиный. В результате погибли 13 человек и один пассажир вертолета остался жив, получив серьезные травмы. 31 марта в Норвегии разбился вертолет Ми-8 российской компании «Арктикуголь». В аварии один гражданин Украины погиб, а еще один оказался в больнице с серьезными травмами.