Россия за последние месяцы сильно накалила обстановку в Азовском море. После открытия так называемого Крымского моста россияне уже считают Азов своим. Пользуясь соглашениями, подписанными еще в 1993-м («О рыболовстве») и в 2003 годах («О совместном использовании Азовского моря»), российская сторона наращивает свое присутствие в этом регионе. Согласно принятым ранее договоренностям как российские, так и украинские корабли имеют право курсировать по всей акватории. Также отсутствует такое понятие, как «территориальные воды», которые обычно устанавливаются на расстоянии 12 морских миль от берега. То есть суда могут беспрепятственно подходить почти вплотную к морским портам. Но только вот одни своим правом злоупотребляют, а у других это право вроде как есть, но они им почти не пользуются.
Эксперты насчитали, что сегодня в Азовском море находится до 60 военных кораблей и катеров РФ. В случае необходимости Россия может направить к берегам Украины еще два боевых катера, оснащенные ракетами «Калибр» с дальностью действия до двух с половиной тысяч километров. Россияне уже использовали эти ракеты в Сирии. По дальности они вполне могут покрыть всю территорию нашей страны. Сейчас эти два катера курсируют в Черном море.
Начиная с мая 2018 года российские пограничники остановили для досмотра 150 судов, которые следовали в порты Бердянска и Мариуполя. Владельцы этих кораблей из-за задержки несут колоссальные убытки. В России действия своих пограничников объясняют тем, что по подписанным ранее соглашениям с Украиной они имеют на это право.
Напомним вкратце хронологию развития событий. Первыми в Азовском море российское судно остановили наши пограничники. 25 марта в 15 милях от Обиточной косы, что всего в 50 километрах от Бердянска, было задержано судно «Норд» — с капитаном и девятью членами экипажа. На рыболовецком судне был российский флаг. Учитывая тот факт, что «Норд» зарегистрирован в Керчи, а все члены экипажа имели паспорта, выданные в Крыму после 2014 года, которые Украина не признает, рыбаки были задержаны. Кроме того, к ним не пустили российского консула.
«Судно является украинским, члены команды — украинцы. Поскольку они являются гражданами Украины, то никакой целесообразности в доступе к ним работников дипломатических учреждений других государств нет», — заявил спикер Госпогранслужбы Олег Слободян. Рыбаков обвинили в нарушении порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины. Еще в конце марта капитану судна Владимиру Горбенко объявили о подозрении.
Судно «Норд» до сих пор находится под арестом. Всех членов экипажа выпустили на сушу после двухнедельного содержания на корабле — с условием, что они будут регулярно отмечаться в соответствующих органах. Насколько известно, капитан и семеро рыбаков находятся на территории Украины. Им запрещен въезд в Крым. Но двоим морякам удалось сбежать через Беларусь в Россию. Интересно, что кто-то в Бердянске в мае этого года вел подрывную работу среди населения. Как можно прочитать на страничке Бердянска в социальных сетях, горожанам начали рассылать sms-сообщения с просьбой выйти на митинг в защиту экипажа «Норда». «Пусть отдадут это корыто россиянам, и мы снова сможем рыбачить», — писалось в сообщениях.
Российская сторона очень жестко отреагировала на арест судна и тут же пообещала ответные меры. С 18 мая Россия запретила вход любых судов в Азовское море вплоть до 23 мая. Причина — планируемые стрельбы в этом регионе. Стрельбы так и не начались. Но с 19 мая россияне начали досматривать все суда, которые направлялись в Бердянск и Мариуполь. Некоторые корабли останавливали по два раза. Ждать приходилось по несколько часов. «ФАКТАМ» удалось пообщаться с одним из украинских моряков, попавших в мае этого года под подобную проверку.
— Нам приказали остановиться, едва мы прошли Керченский мост, — рассказывает Тимур Панченко из Херсона. — Очень медленно и вальяжно российские пограничники поднялись на борт. Было видно, что они никуда не спешили. Подолгу рассматривали наши паспорта. Один из пограничников все время спрашивал членов нашей команды: «Служил в АТО? В каком подразделении? Где именно?»
Интересно, что другие суда беспрепятственно пропускали дальше. На наши вопросы, почему так, просто не отвечали. Было впечатление, что все это делается напоказ, как демонстрация силы.
Мы простояли часа четыре. Потом, вскоре после того, как нас отпустили, россияне опять остановили наше судно и все началось по новой — проверка документов, проверка трюмов, вопросы про службу в АТО. Мне вообще непонятно, как такое возможно? Иностранные пограничники досматривают нас вблизи нашего дома!
Россияне задерживают все суда, кроме своих, которые следуют в порты Мариуполя или Бердянска. По мнению экспертов, такая политика может привести к тому, что для иностранных компаний маршруты в украинские порты станут менее привлекательными. Простой и задержки очень дорого обходятся владельцам судов: сутки в порту — 15 тысяч долларов убытков. Уже сейчас после российской блокады Азовского моря трафик сократился на 10 процентов.
А что же Украина, которая имеет точно такие же права, как и россияне, на досмотр судов у берегов России? Кроме рыболовецкого «Норда», наши пограничники задерживали еще два судна. Последнее — «Механик Погодин» — совсем недавно. Оно было заблокировано вблизи Херсона на том основании, что владелец находится под украинскими санкциями. Уголовных или административных претензий наша сторона еще не предъявляла. Но Россия уже грозит неприятностями. Так, депутат Госдумы Леонид Калашников разразился в прессе гневным спичем с угрозами в адрес Украины:
«Пусть попробуют задержать! Они задержали „Норд“ и сейчас имеют массу проблем с досмотром судов в Азовском море. Задержат это судно — примем еще меры. Если украинцы и дальше хотят наживать проблемы — пусть наживают. На здоровье!»
А что же мы? Будет ли какой-то ответ на эти слова? И как вообще Украине вести себя в такой ситуации?
— Нужно срочно денонсировать соглашения от 1993-го и 2003 годов, — рассказывает «ФАКТАМ» постоянный представитель президента Украины в Крыму Борис Бабин. — По тем документам, которые приняли, сейчас в Азовском море нет такого понятия, как территориальные воды. Нет границы. Это не может расширить права украинских пограничников.
Необходимы новые законы. Закон о внутренних водах, например. Почему его никто не принимает? Почему нет системной работы депутатов в этом направлении? Я так понимаю, что для некоторых война войной, а обед по расписанию.
— Россияне ведут себя в Азовском море, как хозяева. Такими темпами можем его потерять?
— Будем делать все возможное, все, что от нас зависит, чтобы сохранить Азовское море для Украины. Но пока силы не равны. Российских кораблей там сейчас намного больше, чем наших.
— Но ведь россияне могут спровоцировать военный конфликт. Возможно, это и является их целью. Мы же почти никак не отвечаем на действия со стороны России. Я имею в виду, что существенного ответа на дипломатическом уровне или каком-то другом с нашей стороны нет.
— Если конфликт и будет, то его точно не спровоцирует украинская сторона.
О том, что сегодня в Азовском море ситуация очень сложная, говорит изданию и начальник отдела коммуникаций и СМИ Госпогранслужбы Андрей Демченко:
— Действительно, наши российские коллеги ведут себя в Азовском море как у себя дома. Останавливают суда, проверяют их, досматривают. Были случаи, когда задержки длились до трех суток. Особенно они часты в Керченском проливе. Сейчас под Крымским мостом фактически одностороннее движение. В обе стороны одновременно суда не могут ходить. Еще один повод для задержки судов. То пролив занят. То буксира нет, чтобы освободить его от какого-нибудь застрявшего судна. Такие остановки длятся по нескольку часов.
Каким бы это ни казалось парадоксальным, но россияне не нарушают закон, досматривая суда, идущие в наши порты. У них, как и у нас, есть такое право. Но они своим правом не просто пользуются, а злоупотребляют. Все изменилось бы, если бы были территориальные воды, появилась граница. Ее наличие позволило бы пограничникам действовать более решительно.
— Путин таким образом хочет надавить на Украину, чтобы получить в первую очередь воду для Крыма, — заявил в интервью одному из телеканалов бывший глава Донецкой областной военно-гражданской администрации Павел Жебривский. — Мост они какой-никакой построили, транспорт ходит. Через год-два будут железнодорожные пути. Но основная проблема — это вода. И понятно, что Путин так давит, блокируя Мариуполь, Бердянск. Особенно болезненно бьет по Мариуполю и Донецкой области, потому что там работают завод имени Ильича, «Азовсталь», другие предприятия. Изначально, когда строился мост, были вынуждены уменьшить тоннажность судов, потому что некоторые, шедшие перед так называемым Крымским мостом, снимали мачту, для того чтобы пройти. А сегодня они фактически останавливают все корабли. Кроме того, необходимо обеспечить военное сопровождение торговых судов и потратить на это часть выделенных США денег.
Заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Георгий Тука уверен, что Азовское море нами пока еще не потеряно.
— Я не готов обнародовать определенные сценарии, которые мы изучаем, в том числе применение силы относительно разблокирования. Вопрос очень сложный. И я просто не хотел бы сейчас, не имея определенного решения, рассказывать о предстоящих действиях, — заявил Тука.
В то же время экс-замглавы Генштаба ВСУ генерал-лейтенант Игорь Романенко считает, что Россия будет использовать ситуацию в Азовском море как способ экономического давления на Украину:
— Россия использует юридические нюансы, чтобы наносить урон украинской экономике. Азовское море, согласно заключенному еще при СССР договору, является внутренним. Россия не хочет менять его статус, устраивая различные провокации с задержаниями и досмотрами судов в этой акватории. Сперва был построен Керченский мост, из-за которого в украинские порты не могут зайти крупные суда. Весной РФ начала задерживать украинские и иностранные суда, нанося серьезные убытки.
Украина должна собирать доказательную базу и идти в международные суды. Там показать конкретно, какие убытки мы понесли из-за строительства моста из РФ в Крым, сколько теряем денег сейчас из-за постоянных задержек. В нашем случае только так. Судиться и добиваться выплаты компенсаций.
Украина готова к изменению статуса Азовского моря. Но Россия не согласится на такой шаг, поскольку, помимо прочего, в случае разделения моря туда смогут заходить корабли НАТО, — рассказал Романенко в интервью «ФАКТАМ» .
Эксперт по вопросам безопасности, ветеран внешней разведки генерал-лейтенант Василий Богдан, в свою очередь, уверен, что не все настолько безнадежно и Азовское море нам удастся отстоять.
— Да, россияне добиваются того, чтобы усилить свое влияние, как в мире, так и в Украине. Но я бы не стал сейчас говорить, что все пропало и Азовское море уже не наше, — уверяет генерал «ФАКТЫ». — Основная цель этих остановок судов, которые направляются в Бердянск и Мариуполь, — устроить экономическую блокаду. Возможно, россияне так же будут добиваться того, чтобы на прибрежной территории Украины начались массовые народные волнения. Ведь из-за остановки портов много людей может потерять работу.
Что нам нужно делать? Необходима хорошая юридическая защита. Мы должны обращаться во всевозможные международные суды, подсчитывать суммы ущерба, нанесенного российской стороной. И не забывать о том, что у России на Азовском море тоже есть свои порты.
— Но мы не потеряли время, почти не отвечая россиянам на их действия в Азовском море?
— Нет. Насколько мне известно, Украина работает над тем, чтобы увеличить свое присутствие в Азовском море. Укрепляется оборонный потенциал, создается мощная корабельно-катерная группа.
— Но мы сможем дать адекватный ответ, если в Азовском море, не дай Бог, начнется вооруженный конфликт?
— Да, мы дадим отпор. У нас есть для этого силы. Вот недавно презентовали гаубицу «Богдана», которая стреляет на 60 километров. Будет и другое оружие.
— Не получится, как в Крыму, мол, не будем ничего предпринимать, как бы чего не вышло?
— Не думаю. С Крымом еще надо будет разобраться, кто там виноват. Думаю, что виновные в сдаче Крыма будут наказаны. Там не все так просто. А с Азовским морем — хочу сказать так: у нас уже другая армия. У нас армия, способная дать отпор.
— То есть вы можете гарантировать, что сапог российского морпеха не ступит на азовскую землю?
— Абсолютно так! Вы правильно сказали. Полностью разделяю вашу мысль.
Как Россия будет давить на Киев в Азовском море, покажет время. Понятно одно: Украина должна быть готова к адекватному ответу агрессору, применяя как экономические и дипломатические, так и военные методы.